«Нефинансовая отчетность нужна прежде всего нам самим»
Сергей Григорьев, Заместитель генерального директора, директор по связям и коммуникациям СУЭК
В развитие принятой в прошлом году правительственной концепции о публичной нефинансовой отчетности (ПНО) разработан соответствующий законопроект, носящий самый рамочный характер. На ваш взгляд, созрели ли в нашем бизнес-сообществе необходимые условия, чтобы предпринимаемые властью меры по стимулированию компаний к созданию ПНО подтолкнули к ее реальному развитию либо как минимум на первых порах законодательное принуждение приведет по большей части к отпискам, имитации деятельности по подготовке ПНО?
СУЭК выпустила первый нефинансовый отчет в 2006 году. И с того времени это постоянная для нас практика. Мы прекрасно понимаем, что нефинансовая отчетность нужна прежде всего нам самим. Для компании – лидера отрасли, – работающей в десятке регионов страны и являющейся там важнейшим налогоплательщиком, работодателем и социальным инвестором, необходимо наличие стабильной, открытой и понятной связи со всеми заинтересованными сторонами. Отчеты в области устойчивого развития для нас в данном случае очень важный инструмент организации такой связи.
В законопроекте о публичной нефинансовой отчетности содержатся положения, направленные на стимулирование ее независимой внешней оценки. Насколько такая оценка по вашему опыту важна и чем именно?
Могу сказать на примере нашей компании. Мы, конечно, используем разные методы оценки по всем направлениям нашей деятельности, в том числе независимую внешнюю оценку. В чем ее важность? В том, что это дает прежде всего свежий и объективный взгляд профессионалов со стороны. Очень важно для колоссальных объемов каждодневной работы получать такие оценки и рекомендации, что можно улучшить или исправить. И это поможет сделать работу компаний по всем направлениям нефинансовой отчетности более эффективной. Такой подход, безусловно, относится и к публичной нефинансовой отчетности – одному из важнейших механизмов взаимодействия со стейкхолдерами. Очень важно понимать, что этот механизм настроен и работает максимально эффективно.
Нефинансовую отчетность СУЭК традиционно оценивает внешний независимый аудитор, также наши отчеты проходят общественное заверение в совете РСПП по нефинансовой отчетности. И, должен сказать, получаем очень грамотные и качественные рекомендации, которые позволяют нам совершенствовать отчетность.
В экспертной среде продвигается мнение, что корпоративная отчетность находится на грани серьезной трансформации, что будут разорваны ее узко экономические стандарты. В результате новый фокус нефинансовой отчетности сместится на качество жизни и экосистем, управление воздействиями по всей цепочке создания стоимости. Насколько верны эти прогнозы (может быть, уже видна их реализация)? О каких сроках подобной трансформации, на ваш взгляд, идет речь применительно к российской ситуации?
Жизнь не стоит на месте, и даже за последнее десятилетие мы видим, какие изменения происходят в философии бизнеса – и в нашей стране, и во всем мире. Классический ранее для любого бизнеса приоритет получения прибыли в формате «покупатель – продавец» сегодня как монозадача видится бесперспективным и тупиковым. Внеэкономические приоритеты становятся все более важными и весомыми. И растет влияние на развитие и стабильность бизнеса со стороны практически всех стейкхолдеров. И естественно, что на этом фоне должны меняться и условия взаимодействия и обратной связи бизнеса со своими стейкхолдерами, важна точность и актуальность настроек этого взаимодействия. А базовый инструмент этого взаимодействия – корпоративная отчетность. Мне видится логичным, что стандарты отчетности должны постоянно быть гибкими, оперативно следующими за изменениями форматов взаимодействия компаний и своих стейкхолдеров, учитывать новейшие тренды.
Этот процесс идет. Мы постоянно обновляем свои подходы к нефинансовой отчетности в соответствии с меняющимися требованиями и запросами. И мне кажется, что за последние годы в эволюционном режиме разрыв экономических стандартов уже произошел, и этот процесс набирает обороты.
Одно из практических применений нефинансовой отчетности – создание системы управления нефинансовыми рисками. Насколько важной вам представляется эта функция нефинансовой отчетности? Как ее реализуют в вашей компании?
В нашей компании реализуется и при этом достаточно давно. Система управления рисками в СУЭК включает в себя десятки позиций, и значительная часть – это нефинансовые и некоммерческие риски. И карта рисков постоянно обновляется. Риск-ориентированный подход используется на любых этапах деятельности компании. Система управления рисками СУЭК интегрирована в систему корпоративного управления и встроена во все уровни управления. Более того, среди сотрудников компании продвигается культура осведомленности о рисках.
Все это позволяет нам осуществлять постоянный мониторинг и минимизировать воздействие тех или иных рисков на стабильность компании. Могу лишь назвать большие группы рисков, которые мы постоянно отслеживаем. Это социальные, экологические, кадровые риски. И в каждой из этих групп множество конкретных позиций.
В 2016 году совет директоров АО «СУЭК» принял решение о развитии в компании системы комплаенс (системы поддержания соответствия бизнес-процессов внешним и внутренним нормативным требованиям в отношении определенного перечня рисков посредством внедрения и реализации комплаенс-процедур). Основой системы комплаенс стал современный стандарт ISO 19600:2014. В компании было сформировано вертикально интегрированное комплаенс-подразделение и начала действовать комплаенс-политика – основополагающий документ, устанавливающий принципы и цели СУЭК в области комплаенс.