«2015 год стал лучшим годом в истории факторинга»
Михаил Окунев, Начальник банковского управления Металлинвестбанка
– Как изменился рынок факторинга за 2015 год, какие события и тенденции вы бы выделили в качестве основных? С какими основными сложностями пришлось столкнуться в 2015 году?
– 2015 год стал лучшим годом в истории факторинга, по крайней мере, для Металлинвестбанка. В результате турбулентности на финансовых рынках в конце 2014 года на рынке сформировалась справедливая цена кредитного риска, которая до этого была сильно занижена. В итоге премия за риск сильно возросла по всем кредитным продуктам, но у факторинга при этом было существенное преимущество, а именно намного меньшие риски для кредитора по сравнению с традиционным кредитованием. Единственная сложность – это более высокая стоимость фондирования факторинговых операций, но при существующих механизмах господдержки эффект этого фактора был не столь существенным, особенно для клиентов МСП в рамках поддержки МСП-банка.
– Каков был рост проблемных активов по итогам 2015 года? Насколько сильно ужесточились подходы банка к оценке рисков в 2015 году?
– Благодаря нашей бизнес-модели, объем проблемных активов по итогам 2015 года снизился за счет оплаты части проблемных активов 2014 года. Мы изначально специализировались на работе с качественной дебиторской задолженностью, не обращая внимания на то, кто является нашим клиентом. Мы продолжали смягчать наши требования к клиентам и ужесточать требования к качеству дебиторской задолженности. В 2015 году мы дошли до логического завершения этого процесса: работаем только с дебиторкой топ-500 российских компаний и делаем факторинг с любым поставщиком.
– Насколько сильно изменились факторинговые ставки для малого и среднего бизнеса в 2015 году? Какова прогнозная динамика ставок на следующие 12 месяцев?
– Благодаря программе МСП-банка, в которой Металлинвестбанк активно участвует, ставки на факторинговое обслуживание для этой категории клиентов почти не выросли в 2014 году и оставались неизменными в 2015-м. Для остальных клиентов после резкого роста в начале 2015 года ставки в течение года плавно снижались, почти достигнув уровня осени 2014-го. Дальнейшее снижение ставок зависит от регулирования уровня ставок со стороны ЦБ, и, скорее всего, снижение в 2016 году если и будет, то значительно более слабое по сравнению с 2015-м. При этом, при ухудшении ситуации с курсом рубля и инфляцией, ЦБ может пойти на увеличение ключевой ставки, что найдет отражение и в факторинговых ставках тоже.
– Насколько сильно ужесточилась конкуренция на рынке факторинга в 2015 году? Ожидаете ли вы усиления конкуренции в 2016-м?
– В 2015 году участники факторингового рынка были сосредоточены на работе в своих рыночных нишах, не решаясь выходить в незнакомые, равно как и клиенты не решались менять финансовых партнеров без необходимости. В целом 2015 год можно охарактеризовать крайне низким уровнем конкуренции. В 2016 году из-за сжатия экономики, с одной стороны, и роста ликвидности в банковском секторе, с другой, многие игроки будут рассматривать возможность выхода в новые сегменты, что неминуемо приведет к значительному росту конкуренции.
– В конце 2015 года у Факторов появилась возможность предоставлять финансирование по договору факторинга в иностранной валюте. Может ли это придать стимул рынку факторинга? Есть ли у банка на данный момент сделки, по которым финансирование выплачивается в иностранной валюте?
– У нас уже давно есть продукт, позволяющий давать валютную ставку по факторингу клиенту. С нашей точки зрения, такой продукт имеет смысл предлагать при осуществлении экспортных операций, но на сегодняшний день мы на рынке экспортного факторинга не представлены. На внутреннем рынке это можно делать ради экономии на процентной ставке, но это перекладывание валютных рисков со специалиста, то есть банка, на неспециалиста, то есть клиента. Скорее всего, данные изменения направлены на стимулирование экспорта, но не окажут влияния на динамику рынка.
– Каковы перспективы развития банка и рынка факторинга в целом в 2016 году? Какие потенциальные точки роста/поддержки рынка вы бы выделили? С какими вызовами предстоит столкнуться?
– Мы ожидаем, что рынок факторинга будет развиваться во многом благодаря замещению кредитов, как инструмент, дающий кредитору-Фактору намного больше контроля над деятельностью клиента. И здесь точки роста будут возникать по мере ухода традиционного кредитования с того или иного рынка. Поскольку речь будет идти о новых сегментах рынка, есть опасность, что какие-то новые риски, которых нет на традиционных факторинговых рынках и от которых у действующих игроков есть «противоядие», реализуются и приведут пионеров к существенным потерям. К сожалению, стоимость обучения методом проб и ошибок будет достаточно высока для Факторов, но это та цена, которую придется заплатить за более широкое применение факторинга в российской экономике.