«Ряд наших постоянных клиентов, которые из года в год показывали рост выручки, осенью 2015 года, в конце сезона, выручку сократили»
Владимир Инякин, Генеральный директор «Русской Факторинговой Компании»
– Как изменился рынок факторинга за 2015 год, какие события и тенденции вы бы выделили в качестве основных? С какими основными сложностями пришлось столкнуться в 2015 году?
– Если говорить о сегменте малого и среднего бизнеса, в котором работаем мы, то здесь совершенно очевидна тенденция к ухудшению качества портфелей у многих Факторов, некоторые этого ухудшения не выдержали и свернули бизнес. Общий новостной фон позволяет говорить, что практически во всех сегментах существенно сократился потребительский спрос. Ряд наших постоянных клиентов, которые из года в год показывали рост выручки, осенью 2015 года, в конце сезона, выручку сократили. Тем не менее за 2015 год бизнес Русской факторинговой компании вырос на 20%, что произошло за счет привлечения на обслуживание новых компаний. Это стало возможным благодаря событиям декабря 2014 года. Крупные Факторы тогда столкнулись со значительно более серьезным кризисом ликвидности, чем мы. Они закрыли лимиты на многих клиентов, и мы получили от них наплыв желающих «факториться». Кроме того, банки резко сократили кредитование малого и среднего бизнеса, и бизнес стал более пристально рассматривать факторинг как инструмент привлечения оборотного капитала.
– Каков был рост проблемных активов Русской факторинговой компании по итогам 2015 года?
– Нас зацепили проблемы в сегменте бытовой техники, в котором у бизнеса маленькая маржа и который подкосили рост курсов иностранных валют, падение спроса и сокращение кредитования. Правда, справедливости ради, стоит отметить, что нас эти проблемы коснулись гораздо меньше, чем некоторых других Факторов, работающих в сегменте МСБ.
С проблемными клиентами мы продолжаем активно работать, получаем с них какие-то деньги, но процесс идет небыстро. На текущий момент новых проблемных мест в нашем портфеле мы не видим, поскольку в тот период, когда мы существенно выросли, нам удалось собрать с рынка в основном клиентов, имеющих дебиторов с финансово устойчивым бизнесом.
– В конце 2015 года Русская факторинговая компания запустила систему юридически значимого электронного документооборота по факторингу. Какая часть клиентов на данный момент переведена на электронный документооборот?
– Сейчас это примерно 40%. Мы действительно начали использовать этот вариант недавно, но динамика обнадеживает. Безусловно, у нас в любом случае останутся клиенты, с которыми мы будем работать «по старинке», поскольку для отдельных компаний такой порядок работы удобнее. Однако там, где мы можем применять ЭДО, мы будем всячески стараться это делать.
– Насколько сильно ужесточилась конкуренция на рынке факторинга в 2015 году? Ожидаете ли вы усиления конкуренции в 2016-м?
– Предпосылки для усиления конкуренции есть: с рынка поступают сигналы относительно планов по созданию крупными Факторами специализированных компаний для работы с МСБ. Альфа-Банк на последней конференции АФК заявил, что готов создать собственную факторинговую компанию, которая будет работать с малым и средним бизнесом. Промсвязьбанк уже создал компанию. Однако пока усиления конкурентного давления я не ощущаю.
Что касается крупных сделок, то здесь конкуренция весьма заметна. Когда клиент хочет «зайти» на большие для нас деньги, чаще всего он в итоге оказывается у Фактора из топ-5. Это нормально, мы в основном ориентируемся на клиентов, которые приходят за финансированием от 10 до 30 млн рублей.
– Каковы ваши прогнозы относительно динамики рынка факторинга в сегменте МСБ и динамики бизнеса вашей компании? С какими основными вызовами придется столкнуться в 2016 году?
– Сейчас из-за большой неопределенности в экономике я не готов давать прогнозы по рынку в целом. Что касается Русской факторинговой компании, то я рассчитываю, что наш портфель по итогам 2016 года прибавит около миллиарда рублей (рост примерно на 40%).
В сегменте МСБ 2016 год, как и прошлый, будет годом управления рисками. Помимо этого, я бы выделил в качестве вызова ситуацию с ликвидностью, которая также может оказаться достаточно нестабильной. Отдельно подчеркну, что стоимость фондирования при условии неужесточения денежно-кредитной политики не будет являться серьезным вызовом. Ставки, которые мы сейчас предлагаем малому и среднему бизнесу, приемлемы и для нас, и для клиентов.