«Пандемийный период выдался непростым для строительной отрасли и оказал влияние как на заказчиков строительства, так и на консалтинговые компании»

Хусейн Плиев, Генеральный директор ГК SMART ENGINEERS

— По вашему опыту, какие факторы способствовали росту выручки группы в 2021 году? 

— Пандемийный период выдался непростым для строительной отрасли и оказал влияние как на заказчиков строительства, так и на консалтинговые компании, выступающие независимыми строительными экспертами при реализации инвестиционных проектов. Ввиду эпидемиологической ситуации мы наблюдали сдвиг многих инвестпроектов: сроки реализации одних были смещены (увеличены) до года, сроки запуска других — перенесены на более поздний срок. Поэтому мы фиксировали активный рост обращений к нам (причем со стороны как текущих, так и новых заказчиков), связанных именно с оптимизацией сроков строительства, наверстыванию, так сказать, упущенного времени. 

Для оптимизации сроков реализации проектов нами были предприняты определенные шаги. Во-первых, мы составляли подробный график выдачи рабочей документации и организовывали постоянное присутствие инженеров на объекте. Это позволяло своевременно выявлять потенциальные задержки и обеспечивало оперативное взаимодействие между всеми участниками проектной команды. Во-вторых, проводили строительный аудит, совместно с заказчиками разрабатывали подробный план производства работ и утверждали механизмы контроля за его исполнением. В-третьих, была оптимизирована последовательность выполнения строительных работ, лежащих на критическом пути. При этом в рамках определенных проектов требовался радикальный пересмотр сроков реализации проекта, что, в свою очередь, диктовало необходимость серьезной реорганизации процессов управления проектом.

— Какие работы в сфере строительного консалтинга и аудита были наиболее востребованными?

— В 2021 году мы заключили ряд крупных контрактов на комплексное управление строительством, включая функции технического заказчика, строительного контроля и сопровождение проектирования, что говорит о большом доверии клиентов к нам. Приоритетным направлением в рамках данных услуг стала работа по оптимизации сроков строительства: практически во всех проектах необходим был подбор компенсирующих мероприятий для нивелирования срыва сроков ввиду объективных причин, связанных с различными ограничениями в период пандемии (ограничениями передвижения между регионами и внутри них, въезда в страну вследствие закрытия границ и т. д.).

— Какое направление услуг пользуются наибольшим спросом в настоящее время?

— На стройках остаются все те же известные хронические проблемы — сорванные сроки, бюджеты и низкое качество выполненных работ. В большинстве случаев первопричины такого положения дел кроются в ошибках планирования, низком уровне организации и управления строительными работами, нехватке профессиональных управленческих строительных кадров, низком уровне внедрения информационных технологий. Для нивелирования ключевых проблем строек важно более глубоко погружаться в контроль подрядчиков, их детальный анализ при выборе и привлечении к проектам, больше внимания уделять анализу графиков производства работ, подготовке более прозрачной и детальной отчетности и учету рисков, внедрять в проекты новые технологии работы. Программные решения, которые мы применяем в своей работе, позволяют автоматизировать процессы и создавать для всех участников проекта единое информационное пространство для быстрого обмена данными и отслеживания версионности документации.

Ввиду текущей ситуации в стране и мире практически все застройщики сообщают о том, что столкнулись с острым дефицитом стройматериалов и оборудования, а также большой ценовой турбулентностью, которая наблюдается в скачках цен на стройматериалы и оборудование. К этому добавляется большая логистическая проблема — как в плане транспорта, так и в плане проведения оплат поставщикам и производителям из дружественных стран. В этих условиях необходим поиск аналогов, чтобы застройщики заранее знали, чем временно заменить материалы и оборудование. У всех санкционных комплектующих, материалов и оборудования есть достойная альтернатива – как от отечественных поставщиков, так и от производителей дружественных России стран. Вопрос в том, что на подбор аналогов требуется дополнительное время, что влечет увеличение сроков строительства. 

Ко всему прочему отказ ряда производителей поставлять в Россию материалы и оборудование, безусловно, влечет изменение принятых проектных решений в части планировки, отделки и оборудования, чем большинство застройщиков сейчас и занимается.

— Каковы, на ваш взгляд, перспективы спроса на эти и другие услуги в ближайшей перспективе?

— В ближайшей перспективе будут востребованы услуги технического заказчика на этапе проектирования, куда входят функции, связанные с пересмотром проектных решений, оптимизацией сроков реализации проекта, управлением стоимостью проекта, перестроением всех процессов организации стройки для того, чтобы глобально процесс реализации проекта мог оздоровиться, перестроиться на новую реальность и успешно завершиться. На эти услуги будет особенный спрос в этом году и в первой половине 2023-го, пока стройка находится в шоковой, посттравматической ситуации и идет процесс осознания того, где мы все сейчас оказались, как нам перестроиться и двигаться дальше вперед.

— Какие возможности или новые решения для заказчиков и для собственного бизнеса вы видите в сложившихся условиях?

— Текущая ситуация повлияла на объемы планируемых к реализации в 2022-2023 гг. инвестиционно-строительных проектов. По многим из них мы видим приостановку, часть – отложена на более далекую перспективу. Во многом это связано с неопределенностью с точки зрения краткосрочного прогноза развития экономики: когда нет понимания, как будет развиваться экономика на короткой дистанции, – нет понимания, какой будет спрос и, соответственно, нет окончательного решения относительно масштаба планируемого проекта. У нас нет информации о том, что отложенные проекты не будут реализованы. Заказчики пересматривают проектные решения, поэтому проекты будут реализованы, но, скорее всего, в другом формате, в других масштабах, в другой конфигурации поставщиков, оборудования.

Если говорить про видение развития собственного бизнеса, то именно сейчас — в условиях ухода с российского рынка многих наших иностранных коллег, в условиях более сложной организации управления инвестиционно-строительными проектами, дефицита поставщиков, ломающихся цепочек поставок, в условиях, когда непросто спрогнозировать бюджет проекта на протяжении 1,5 – 2 лет, пока он будет строиться, — появляется историческая возможность для развития российского инжиниринга. Именно сейчас, в условиях турбулентности и экономических сложностей, от профессиональной работы инжиниринговых компаний зависит успешность и эффективность реализующихся инвестиционно-строительных проектов. И те инжиниринговые компании, которые смогут дать заказчику решения, позволяющие повысить управляемость, прогнозируемость и эффективность проектов, безусловно, займут более весомую долю на рынке.