Раздел: Экономическая значимость некоммерческого сектора в регионах (2020—2024 гг.)

Топ-20 регионов по фактору «Экономическая значимость СО НКО для региона» — Методика

Рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню и качеству развития некоммерческого сектора

Методика составления

Основная цель составления рейтингов – это получение в доступной и сжатой форме информации о соотношении объектов (участников рейтинга), образующих однородную в каком-либо отношении группу, в результате ряда аналитических и измерительных операций.

Такая форма подачи информации всегда вызывает интерес: «Где в списке я? Где мои знакомые, партнеры, конкуренты? На кого и на что стоит обратить внимание?». 

При условии соблюдения базовых принципов составления рейтингов, иного инструмента, превосходящего их по информативности и доступности, пока не предложено. 

В данном рейтинге проанализированы данные, характеризующие все 85 субъектов Российской Федерации по уровню и качеству развития некоммерческого сектора.

Таким образом, центральными понятиями исследования являются: «качество и уровень развития» и «некоммерческий сектор». За каждым из этих понятий может и должна стоять определенная теоретическая модель, набор критериев. Что включать в понятие «некоммерческий сектор»? Например, формально к нему могут быть отнесены все организации, которые включает в число НКО законодательство. Но справедлив ли будет такой подход, ведь в этом случает туда попадут и госкорпорации? 

Очевидно, что некоммерческий сектор – это не столько формально-юридическое понятие, сколько общественно-политическое. Это те виды активности граждан, которые, будучи обличены в соответствующие организационно-правовые формы, создают институциональную среду для функционирования гражданского общества. Именно в этом заключается смысловая и ценностная суть понятия «третий сектор». Третий сектор – это не про власть и не про деньги. Третий сектор – это про защиту важных для данного общества ценностей и продвижение новых, еще не распознанных общественным мнением социальных и экологических проблем; третий сектор – это про добровольчество и социальную помощь, про развитие новых форм социальной адаптации и реабилитации инвалидов и многое другое.

Именно исходя из этих методологических соображений, авторы и участники данного проекта придерживались двух посылов: 
а) отсечение из анализа тех видов НКО, которые, по своей сути, больше тяготеют к коммерческим или исключительно корпоративным субъектам; 
б) комплексное использование объективных и экспертных (по некоторым ощущениям – даже более точных для оценки влияния некоммерческого сектора на принимаемые властью решения и его роли в решении проблем общества) данных для составления рейтинга.

Ключевой элемент исследования – это рейтинговый вопрос, в соответствии с ответом на который упорядочиваются участники рейтинга. Он сформулирован разработчиками следующим образом: насколько развит некоммерческий сектор в регионе, насколько велик его потенциал и насколько эффективно этот потенциал реализуется на практике для взаимодействия с главными заинтересованными сторонами (населением, властью, бизнесом, другими НКО и СМИ).

Исходя из этого вопроса очевидно, что новый продукт не дублирует, а дополняет известный рейтинг Минэкономразвития России, который направлен, прежде всего, на оценку действий органов власти по поддержке НКО.

С методической точки зрения данный рейтинг, по сути, представляет собой рэнкинг (см. методологический словарь), то есть упорядоченный список.

Основной целевой аудиторией данного рейтинга является некоммерческий сектор регионов. Мы надеемся, что результаты исследования будут интересны, в первую очередь, самим НКО, работающим на местах, что с его помощью они смогут произвести оценку своих достижений, использовать в качестве аргументов в переговорах с органами власти, бизнесом, благотворителями, институтами развития гражданского общества.

Помимо основной аудитории можно выделить также другие, сопутствующие целевые группы:

  • федеральные органы власти и органы власти субъектов Российской Федерации;
  • члены федеральной и региональных, а также муниципальных общественных палат;
  • члены общественных советов при федеральных и региональных органах исполнительной власти;
  • институты поддержки и развития некоммерческого сектора;
  • социально активный и ответственный бизнес, благотворительное сообщество;
  • эксперты, исследователи, преподаватели, студенты;
  • журналисты и средства массовой информации, интересующиеся социальной и региональной тематикой.

Основными источниками информации для данного рейтинга стали:

  • данные Минюста России о количестве и деятельности НКО
  • база данных СПАРК-Интерфакс (финансовые показатели НКО)
  • база данных СКАН-Интерфакс (цитируемость и упоминаемость в информационном пространстве некоммерческого сектора, общественных палат и их членов, ресурсных центров поддержки НКО, а также коннотация таких упоминаний)
  • данные Росстата (макроэкономические показатели регионов)
  • данные Минэкономразвития России о поддержке социально-ориентированных НКО, данные реестра СО НКО, агрегированные данные отчётов 1-СОНКО
  • данные Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
  • данные ИФНС о социальных налоговых вычетах на благотворительность
  • данные Фонда президентских грантов, Фонда культурных инициатив, Росмолодёжи, крупнейших благотворительных фондов, Российского фонда культуры о количестве и суммах грантовых заявок
  • рейтинг благотворительных фондов RAEX
  • данные Агентства социальной информации
  • данные медиа-базы СКАН-Интерфакс 
  • данные мониторинга СМИ исследовательской группы ЦИРКОН (число упоминаний и коннотация информационных сообщений в контексте некоммерческого сектора)
  • данные Общественной палаты РФ и региональных общественных палат о перечне членов и бюджетах региональных ОП
  • открытые данные региональных администраций, ресурсных центров, оказывающих поддержку НКО в регионах, социальных сетей
  • данные сайта Добро.РФ
  • результаты специального экспертного опроса Общественной палаты РФ, охватившего 2438 участников из всех регионов России.

 

Рейтинговая модель исследования включает в себя 9 факторов (критериальных групп). Каждый фактор, в свою очередь, рассчитывается на основе нескольких показателей – в сумме их 58. Если за единицу информации учитывать каждый пункт заполняемой экспертами анкеты и чек-листа мониторинга сайтов – то можно говорить, что каждый регион описывается более, чем по 150 первичным параметрам. При этом все они прямо или косвенно помогают ответить на основной рейтинговый вопрос.
Большее увеличение размерности рейтинговой модели на пока невозможно как из-за ограниченности доступных данных, так и из-за пока еще недостаточной разработанности многих методологических вопросов по данной теме. 

Сокращение модели (отказ от тех или иных критериев) авторы исследования сочли нежелательным, так как, во-первых, каждый из критериев так или иначе характеризует рейтинговый вопрос, во-вторых, сокращение размерности приводит к ухудшению качества модели (ее устойчивости). 
Таким образом, уровень развития некоммерческого сектора определяется 8 объективными факторами (определяются на основе статистических показателей), а именно:

  1. Экономическая значимость некоммерческого сектора в регионе.
  2. Устойчивость существования некоммерческого сектора в регионе.
  3. Активность деятельности некоммерческого сектора в регионе.
  4. Уровень поддержки НКО со стороны государства.
  5. Онлайн-доступность информации о поддержке СО НКО в регионах РФ.
  6. Медиаактивность региональных НКО.
  7. Социальная значимость некоммерческого сектора в регионе.
  8. Значимость ресурсных центров СО НКО и площадок РОП.

 

И еще одним, девятым, фактором являются результаты экспертного опроса членов региональных общественных палат и других региональных экспертов.

Веса между всеми факторами и параметрами в рамках каждого фактора изначально были определены равными. Однако затем, после многократных обсуждений и с учетом результатов тестирований модели, по ряду групп они были скорректированы. 

Фактор «Экономическая значимость НКО в регионе» (вес – 15%) включает в себя следующие показатели:

  • Количество НКО в регионе – для сопоставимости используется удельное значение, в расчете на 1 тыс. жителей, из рассмотрения исключены НКО, заведомо не являющиеся социально ориентированными (адвокатские палаты, политические партии и др.).
  • Суммарные сборы НКО в регионе – целевые пожертвования (согласно 6-й форме бухгалтерской отчетности), удельные, отнесенные к бюджету региона (в пилотном рейтинге – к ВРП региона).
  • Суммарная выручка НКО в регионе – продажа услуг, товаров (2-я форма бухгалтерской отчетности), удельная, отнесенная к бюджету региона (в пилотном рейтинге – к ВРП региона).

Фактор «Устойчивость существования некоммерческого сектора в регионе» (вес – 5%) включает в себя следующие показатели:

  • Жизнеспособность НКО (сколько НКО из всех, зарегистрированных в регионе в течение 5 лет, не было ликвидировано);
  • Доля действующих НКО (НКО, которые не просто зарегистрированы, но и сдают ненулевую отчетность);
  • Количество новых НКО, созданных за 3 года, в расчете на 1 тыс. жителей;
  • Доля судебной нагрузки на НКО в общих активах НКО региона;
  • Средний возраст НКО в регионе;
  • Доля НКО, имеющих в собственности нежилое помещение (из всех НКО, действующих в регионе);
  • Концентрация сборов НКО в регионе – коэффициент Херфиндаля-Хиршмана, отражающий, насколько сборы НКО «монополизированы»;
  • Волатильность налоговых вычетов на благотворительность – коэффициент вариации – показывает насколько стабильна сумма социальных вычетов, заявляемых населением региона (иначе – объем осознанных пожертвований со стороны населения).

 

Фактор «Активность деятельности НКО» (вес 15%) включает в себя следующие показатели:

  • Активность участия в конкурсах Фонда президентских грантов (количество НКО, подающих заявки на грант, в расчете на 1 тыс. жителей региона);
  • Результативность участия в конкурсах Фонда президентских грантов (доля получивших гранты от подавших);
  • Значимость полученных грантов ФПГ – полученные средства Фонда президентских грантов, отнесенные к бюджету региона (в пилотном рейтинге – к ВРП региона);
  • Активность участия в конкурсах Фонда культурных инициатив (количество НКО, подающих заявки на грант, в расчете на 1 тыс. жителей региона)
  • Результативность участия в конкурсах Фонда культурных инициатив (доля получивших гранты от подавших);
  • Значимость полученных грантов ФКИ – полученные средства Фонда культурных инициатив, отнесенные к бюджету региона (в пилотном рейтинге – к ВРП региона);
  • Значимость полученных грантов – полученные средства конкурса НКО 2022, конкурса волонтерских проектов и грантов Росмолодежи, отнесенные к бюджету региона;
  • Количество крупнейших БНКО, представленных в регионе;
  • Представленность в реестре СО НКО Минэкономразвития России (реестр, учитывающий СО НКО, которые могут претендовать на дополнительные меры государственной поддержки);
  • Количество региональных НКО в рейтингах благотворительных фондов RAEX;
  • Сумма заявки региона на грант Фонда президентских грантов на развитие некоммерческого сектора (отнесённая к бюджету региона);
  • Результативность получения регионом гранта на развитие некоммерческого сектора (отношение суммы выделенного гранта к сумме, одобренной координационным комитетом).

 

Фактор «Медиаактивность НКО» (вес 10%). Параметры:

  • Количество публикаций о региональных НКО в материалах АСИ за 3 года (отнесено к общему количеству СО НКО, действующих в регионе);
  • Количество публикаций о региональных НКО в материалах АСИ за последний календарный год  (отнесено к общему количеству СО НКО, действующих в регионе);
  • Количество публикаций о региональных НКО за период пандемии в федеральных и региональных СМИ по данным исследовательской группы «ЦИРКОН» (отнесено к общему количеству СО НКО, действующих в регионе);
  • Доля публикаций об НКО в региональных СМИ в негативной коннотации по данным исследовательской группы «ЦИРКОН» (отнесено к общему количеству СО НКО, действующих в регионе);
  • Кол-во упоминаний сектора НКО в СМИ по данным СКАН-Интерфакс.

 

Фактор «Поддержка НКО региональной властью» (вес 15%) включает в себя следующие показатели:

  • Объем поддержки СО НКО, оказанной регионом, отнесенный к бюджету региона (в пилотном рейтинге – к ВРП региона);
  • Количество поддержанных регионом СО НКО (отнесено к общему количеству СО НКО в регионе);
  • Объём поддержки инфраструктуры СО НКО региона, отнесенный к бюджету региона (в пилотном рейтинге – к ВРП региона).

 

Фактор «Онлайн-доступность информации о поддержке СО НКО в регионах РФ» (вес 5%) определялся по результатам специального мониторинга информационных ресурсов региона в сети Интернет по 20-ти параметрам, которые объединены в три подгруппы:

  • Наполненность источника информации о господдержке социально ориентированных НКО регионом;
  • Позиционирование источника о господдержке социально ориентированных НКО регионом в поисковых системах;
  • Позиционирование источника о господдержке СОНКО регионом в социальных сетях.

 

Фактор «Социальная значимость некоммерческого сектора в регионе» (вес 15%) включает в себя следующие показатели:

  • Кол-во исполнителей общественно-полезных услуг (ИОПУ), отнесенное к количеству СО НКО;
  • Численность работников СО НКО в регионе, отнесенное к численности населения региона;
  • Численность волонтёров СО НКО в регионе, отнесенное к численности населения региона;
  • Численность волонтёров СО НКО по данным добро.рф;
  • Динамика численности работников СО НКО в сравнении с предшествующим периодом;
  • Динамика численности добровольцев СО НКО в сравнении с предшествующим периодом;
  • Cумма социальных налоговых вычетов на благотворительность (отнесённая к доходам населения региона );
  • Количество жителей региона, заявивших налоговые вычеты на благотворительность (отнесённое к численности населения региона);
  • Динамика налоговых вычетов на благотворительность (линейный тренд за 5 лет);
  • Количество СО НКО в реестре поставщиков социальных услуг (в рамках ФЗ-442);
  • Общий объём социальных услуг в регионе (отнесённый к бюджету региона);
  • Наличие региона в перечне пилотных регионов по социальному заказу (да/нет).

 

Фактор «Значимость ресурсных центров поддержки СО НКО и площадок региональных общественных палат» (вес 10%):

Этот фактор был кардинальным образом переработан по результатам многочисленных экспертных консультаций  и дискуссий в регионах. В рамках анализа ресурсных центров в регионе первоначально был составлен перечень таких организаций.

В перечень изначально были включены ресурсные центры, представленные на порталах «Карта ресурсных центров НКО» (rcmap.igrajdanin.ru), «Инфраструктурные организации для НКО» (ngomap.ru), а также ресурсные центры, которые получали поддержку Минэкономразвития.
Далее полученный перечень был дополнен организациями, которые удалось найти в поисковых системах Яндекс и Google при поиске по запросам «ресурсный центр НКО <наименование региона>», «поддержка НКО <наименование региона>» и др., содержимое сайтов которых позволяло идентифицировать их как относящиеся к анализируемой тематике. 

Предварительный перечень организаций, потенциально относящихся к категории «ресурсный центр СОНКО» составил 673 организации.

По итогам детального экспертного мониторинга сайтов, был составлен итоговый список организаций, профиль деятельности которых позволяет однозначно идентифицировать их как ресурсный центр. Итоговый список представлен 402 ресурсными центрами.

В итоговом рейтинговом факторе учтены следующие показатели по каждому региону РФ: 

  • Количество действующих ресурсных центров в регионе (отнесённое к общему количеству действующих СО НКО в регионе);
  • Суммарные сборы ресурсных центров региона (отнесённые к сборам всех СО НКО в регионе);
  • Информационная открытость региональных ресурсных центров (в ходе экспертного анализа сайтов проверялось наличие и полнота информации о поддержке НКО, организуемых грантовых конкурсов, проведении мероприятий, семинаров, индивидуальных консультаций и пр.);
  • Доля ресурсных центров, сдающих ненулевую бух.отчетность (из всех действующих РЦ в регионе);
  • Суммарная аудитория социальных сетей всех ресурсных центров, действующих в регионе;
  • Полнота мер ресурсной поддержки в регионе;
  • Балл региона в рейтинге региональных общественных палат.

 

Экспертный опрос (вес – 10%) охватил 2 438 участников из всех субъектов Российской Федерации (годом ранее – 1 881).

Опрос основывался на теоретической модели, согласно которой некоммерческий сектор может быть описан как институциональная сфера, основной функцией которой является создание условий для распознавания и решения обществом, государством и бизнесом социально значимых проблем. 

Исходя из этого, были сформулированы группы вопросов, позволяющие получить экспертную оценку функционального состояния и взаимодействия некоммерческого сектора со всеми группами интересов (стейкхолдерами) процесса распознавания и решения социально значимых проблем:

  • оценка взаимодействия некоммерческого сектора и власти в регионе:
    • вовлеченность власти в развитие некоммерческого сектора;
    • влияние НКО на принимаемые властью решения;
    • уровень административных барьеров для деятельности НКО;
  • оценка взаимодействия некоммерческого сектора и СМИ в регионе:
    • внимание СМИ к тематике некоммерческого сектора;
    • способность НКО привлекать внимание СМИ к социальным проблемам;
    • компетенции НКО во взаимодействии со СМИ;
    • представленность некоммерческого сектора в социальных сетях;
  • оценка взаимодействия некоммерческого сектора и бизнеса в регионе:
    • развитие социального предпринимательства в регионе;
    • вовлеченность бизнеса в развитие некоммерческого сектора;
    • распространенность практик корпоративной социальной ответственности;
  • оценка вклада региональных общественных палат в развитие некоммерческого сектора;
  • оценка сплоченности самого некоммерческого сектора.

 

Общие принципы подготовки рейтинга можно сформулировать следующим образом:

  1. Максимальная информативность. Использованы все доступные на данный момент источники информации о предмете рейтинга, которые смогли рекомендовать разработчики и участники рабочей группы).
  2. Валидность информации для рейтинга (по подавляющему числу параметров была собрана информация по всем 85 регионам, был проведен анализ информации на предмет выявления очевидных ошибок, была проведена математическая, строго формализованная фильтрация данных для удаления «выбросов»);
  3. Устойчивость рейтинговой модели (то есть малые отклонения в исходных данных или настройках модели не приводят к существенному изменению результата);
  4. Оптимальная размерность рейтинговой модели (точнее не избыточная размерность: любое сокращение числа показателей приводит к ухудшению качества модели).
  5. Интегральность. Для целей экспертной оценки и принятия управленческих решений следует использовать, прежде всего, интегральный рейтинг, однако для большей наглядности и демонстрации достижений регионов в отдельных направлениях, возможно использовать субрейтинги по отдельным факторам.