Раздел: Рейтинг корпоративных и частных НКО (2020—2024 гг.)
Рейтинг корпоративных и частных благотворительных НКО по уровню партнерского потенциала (2024 год) — Вопрос-ответ
Ответы на наиболее часто задаваемые вопросы о рейтинге НКО
Ответы на наиболее часто задаваемые вопросы о рейтинге благотворительных некоммерческих организаций RAEX.
Перейти к рейтингам
Рейтинг корпоративных и частных НКО
-
Какой цели служит рейтинг?
Цель рейтинга — дать наглядный, объективный и достоверный ориентир для потенциальных партнёров. При этом рейтинг также должен способствовать выявлению лидеров отрасли, лучших практик, формировать стандарты деятельности.
-
Рейтинг или рэнкинг?
В обиходной речи на русском языке не делается особого различия между рейтингами и рэнкингами — слово «рейтинг» употребляется в обоих значениях.
Но разница, строго говоря, всё же есть. Рэнкинг – ранжированный список с местами: от первого до последнего, от высокого к низкому, от тяжёлого к легкому и т. д. При этом некоторые участники рэнкинга могут делить одно и то же место.
Для рейтинга главное — это заданная заранее шкала, каждое деление этой шкалы (рейтинговый класс) обладает заранее заданными свойствами. В процессе рейтингования объекты рейтинга на основе ряда признаков распределяются по «полочкам» этой шкалы. Причём в некоторый рейтинговый класс может попасть большое количество объектов, а в некоторые — ни одного. Наиболее известный пример — кредитные рейтинги, которые расставляют эмитентов по уровню кредитного качества: рейтинговым уровням и классам (AAA, AA+, AA, AA-, A, …, D). Или деление товаров на первый, второй, третий сорта.
-
На какой вопрос отвечает рейтинг?
Основной вопрос рейтинга: каков уровень партнёрского потенциала благотворительных организаций, то есть финансовых, организационных, методических, медийных возможностей и авторитета той или иной организации относительно сопоставимых НКО? Иными словами, какими ресурсами обладает та или иная благотворительная организация по сравнению с коллегами, и можно ли ожидать, что она будет вести себя, как ответственный и надёжный партнёр.
Под «партнёрским потенциалом» благотворительной НКО для целей подготовки рейтинга понимаются финансовые, организационные, методические, медийные возможности и авторитет благотворительной НКО. Партнёрский потенциал — один из ключевых факторов при принятии решения о целесообразности пожертвования в данную благотворительную НКО и/или
… выстраивания партнёрских отношений с ней, где прежде всего важны эффективность деятельности НКО, способность обеспечивать целевое назначение пожертвований, а также возможные репутационные издержки.
-
Как стать участником рейтинга?
Для этого не требуется никаких действий: достаточно быть зарегистрированной в России некоммерческой организацией, которая занимается любыми видами благотворительной деятельности.
Даже если НКО не сообщит о себе никакой информации, мы, как составители рейтинга, обязаны найти нужную информацию в открытых источниках. Но для большей корректности, конечно, лучше заполнить анкету участника рейтинга, которую мы рассылаем всем потенциальным участникам, о которых знаем на момент начала работы над рейтингом, а также размещаем на сайте RAEX.
В рейтинг включены все благотворительных организации, за немногочисленными исключениями, которые перечислены ниже. Участие в рейтинге абсолютно бесплатно.
-
Речь идет о рейтинге благотворительных фондов или о рейтинге НКО?
В рейтинг включены занимающиеся благотворительностью некоммерческие организации (НКО), вне зависимости от их организационно-правовой формы. Мы прекрасно понимаем, что далеко не все из них имеют организационную форму фонда и/или содержат слово «фонд» в названии. Но в просторечии очень часто их называют фондами, поэтому в некоторых комментариях используется термин «фонд». Зачастую это не наши комментарии, и управлять этим процессом некорректного цитирования невозможно. Тем не менее приносим извинения за эти терминологические неточности, но надеемся, они не приводят к существенному искажению трактовки рейтинга.
-
Какие благотворительные НКО включены в рейтинг?
Рейтинг оценивает НКО, действующие в сфере сбора и распределения благотворительных средств, зарегистрированные на территории Российской Федерации, вне зависимости от их организационно-правовой формы.
В рейтинг включаются благотворительные НКО, поступления в которые за последний отчётный год превысили пороговый уровень, определённый экспертным советом. Для целей подготовки рейтинга 2024 года пороговый уровень установлен в размере 5 млн рублей поступлений за 2022 год.
В рейтинг включаются благотворительные НКО, осуществляющие деятельность в одной или нескольких из перечисленных ниже областей:
- благотворительная медицинская помощь, включая просвещение в области охраны здоровья и правозащиту в сфере здравоохранения;
- поддержка и адаптация социально незащищённых групп граждан;
- правозащита;
- развитие гражданского общества и благотворительности;
- образование;
- наука;
- экология;
- зоозащита;
- спорт;
- искусство;
- культура.
-
Почему вы при составлении рейтингов разделяете благотворительные организации на две основных группы: с одной стороны корпоративные и частные, а с другой — фандрайзинговые НКО?
В связи со спецификой их деятельности, мы готовим отдельные рэнкинги фандрайзинговых благотворительных НКО и корпоративных/частных благотворительных НКО.
Фандрайзинговая благотворительная НКО работает в сфере сбора частных пожертвований от широкого круга доноров, не имеющих предварительных обязательств перед учредителями организации, последующего распределения собранных средств в благотворительных целях или оказания благотворительной помощи.
Корпоративная/частная благотворительная НКО действует в сфере распределения благотворительных средств и оказания благотворительной помощи, основным донором (более 50 % суммарных пожертвований) которой является учредитель НКО (группа учредителей) или аффилированные с ними лица.
-
Какие благотворительные НКО не включены в рейтинг и почему?
В рейтинг не были включены благотворительные организации с объёмом поступлений в 2022 году менее 5 млн. Мы исходили из того, что маленькие организации обладают ограниченными ресурсами для формирования системы управления, подготовки отчётности, продвижения в СМИ. Поэтому сравнивать их с крупными коллегами по цеху было бы некорректно. Помимо этого, в рейтинг не включаются фонды фондов, ассоциированные с религиозными организациями и силовыми ведомствами НКО, фонды местных сообществ, а также организации, позиционирующие себя как структурные подразделения международных благотворительных фондов и использующие их публичные названия. Наконец, в рейтинг не входят благотворительные фонды, созданные исключительно для финансирования единичного проекта или программы.
-
Если НКО отсутствует в рейтинге, означает ли это, что с её партнёрским потенциалом что-то не так?
Нет, агентство не имеет никакого мнения об уровне партнёрского потенциала НКО, не вошедших в рейтинг.
-
Где можно увидеть, на основании каких данных и как именно вы проводили оценку?
Методология абсолютно прозрачна — в ней полностью раскрыты процедура, система показателей и математический аппарат, применявшиеся для подготовки рейтинга, а также первичные данные, на которых он основан. Мы постарались составить методологию так, чтобы можно было получить понимание принципов и допущений, ознакомиться с показателями и источниками информации для их выведения, не обязательно погружаясь в детали математического аппарата.
С полным текстом методологии рейтинга корпоративных и частных благотворительных НКО по уровню партнёрского потенциала можно ознакомиться здесь, фандрайзинговых — здесь.
-
Информация из каких источников использовалась для подготовки рейтинга?
Для определения значений показателей, влияющих на рейтинговый функционал, агентство может использовать данные рейтинговой анкеты, а также данные из открытых источников, включая данные бухгалтерской и иной отчётности благотворительной НКО.
В случае своевременного направления благотворительной НКО заполненной рейтинговой анкеты представленные в ней данные используются в приоритетном порядке. При этом мы исходим из того, что благотворительные НКО сообщают о себе корректную информацию. Выявление недобросовестных действий и сознательного искажения фактов не входит в сферу деятельности агентства. Мы предполагаем, что такого рода искажения, если и имеют место, являются единичными и ненамеренными.
-
Какие показатели использованы для создания рейтинга?
Рейтинговая оценка проводится по обширному перечню показателей (52 для фандрайзинговых НКО и 44 для частных и корпоративных).
Для оценки фандрайзинговых благотворительных НКО показатели объединены в три крупных блока:
- масштаб деятельности и диверсификация источников финансирования благотворительной НКО;
- информационная прозрачность деятельности благотворительной НКО;
- признание обществом и активность благотворительной НКО в социальных сетях и СМИ.
Для оценки корпоративных и частных благотворительных НКО показатели также объединены в три крупных блока:
- масштаб деятельности благотворительной НКО;
- информационная прозрачность деятельности благотворительной НКО;
- признание обществом и активность благотворительной НКО в социальных сетях и СМИ.
-
Чем отличается методология рейтинговой оценки фандрайзинговых и частных/корпоративных НКО?
Для оценки как одной, так и другой группы благотворительных организаций использовались одни и те же показатели, за единичными исключениями. Основное различие — в весах отдельных групп показателей. Для фандрайзинговых НКО решающую роль играет уровень информационной прозрачности и активности в СМИ и соцсетях, а для корпоративных и частных фондов — финансовый масштаб деятельности.
-
Почему использовались именно эти показатели?
По двум причинам. Во-первых, потому что эти показатели важны для оценки партнёрского потенциала благотворительных организаций. Во-вторых, потому что прямо сейчас доступны корректные и сопоставимые данные, позволяющие определить значения этих показателей. Методика любого серьёзного рейтинга — это результат компромисса между тем, что его составитель хотел бы оценить, и тем, что он может корректно оценить. Фактически методология пилотного рейтинга объединила абсолютно все существенные критерии, характеризующие партнёрский потенциал НКО, значения которых могут быть корректно определены прямо сейчас.
-
Почему методология рейтинга не учитывает социальный эффект деятельности благотворительных организаций?
Получить сопоставимые показатели такого рода эффективности для всех включённых в рейтинг благотворительных НКО не представляется возможным. Сравнивать социальный эффект деятельности приюта для брошенных животных и классического фонда, оплачивающего лечение онкологических больных, — все равно что сравнивать жёлтое и кислое.
Вместо этого мы оцениваем, насколько полно и тщательно социальный эффект своей работы оценивают сами благотворительные организации, и в какой мере они раскрывают результаты этого анализа в своей отчётности и на своих сайтах.
-
Как можно использовать этот рейтинг?
Рейтинг представляется полезным всем заинтересованным сторонам, участвующим в организованной благотворительности. Самим благотворительным НКО — как удобный и понятный инструмент внешнего позиционирования и, возможно, как система бенчмарков для повышения прозрачности собственной деятельности. Крупным донорам, как частным, так и корпоративным, — как инструмент независимой оценки участников сектора, а также как система координат для такой оценки. Массовым жертвователям — как удобный и интуитивно понятный инструмент сопоставления благотворительных организаций, а также как удобный источник достоверной информации об уровне их прозрачности, медиаактивности, финансовой стабильности и масштабе деятельности. Рейтинг может быть полезен государству как независимый инструмент внешней оценки организованной благотворительности в России.
-
Кто вы?
RAEX — старейшее и одно из наиболее авторитетных рейтинговых агентств в России, которое занимается подготовкой рейтингов уже без малого четверть века. Рейтинговое агентство RAEX (ООО «РАЭКС-Аналитика») выделено из агентства «Эксперт РА» в 2015 году в связи со вступлением в силу нового законодательства о кредитных рейтинговых агентствах, ограничившего сферу деятельности кредитных РА. До этого времени коллектив «РАЭКС-Аналитики» работал в составе первого российского рейтингового агентства «Эксперт РА», основанного в 1997 году, под общим брендом RAEX, а ещё ранее — в составе коллектива журнала «Эксперт», перед этим — в «Коммерсанте». «РАЭКС-Аналитика» входит в международную группу RAEX наряду с агентством RAEX-Europe (Франкфурт-на-Майне, официально аккредитовано при Еврокомиссии), Ассоциацией составителей рейтингов (АСР — оператор Московского международного рейтинга «Три миссии университета» и др.).
-
Почему именно вы занимаетесь рейтингом организованной благотворительности — ведь вы не имеете отношения к этому сектору?
То, что это мы не имеем прямого отношения к «третьему сектору», — в данном случае наше неоспоримое преимущество, поскольку это означает, что у нас нет в нём собственных интересов, формальных и неформальных обязательств, зависимости от мнения ключевых фигур. Любая оценка «изнутри» пристрастна, и благотворительный сектор в этом смысле не отличается от любого другого. Собственно, именно поэтому в мире и появились рейтинговые агентства.