Раздел: Топ-20 корпоративных и частных благотворительных НКО по группе показателей «Прозрачность деятельности» (2020—2024 гг.)

Топ-20 корпоративных и частных благотворительных благотворительных НКО по группе показателей «Прозрачность деятельности» — Методика

Рейтинг благотворительных НКО

Краткое описание методики рейтинга

Скачать полную официальную версию методологии

Кто представлен в рейтинге

Рейтинг включает зарегистрированные в России благотворительные некоммерческие  организации (НКО). Таким образом, прямая, неорганизованная благотворительность вне институтов (НКО), например помощь, оказываемая благополучателям непосредственно корпорациями и частными лицами, не попала в его фокус. 

При этом рассматривались только две крупнейших группы благотворительных НКО – фандрайзинговые (НКО, более 50% поступлений обеспечивают массовые пожертвования доноров, не имеющих формальных обязательств перед этой организацией) а также корпоративные и частные организации. Разница между корпоративной и частной благотворительностью, несомненно существует, но в российских реалиях грань между ними часто настолько зыбкая, что составители решили объединить такие благотворительные организации в один рейтинг.

По данным Минюста (ведет реестр НКО), в России около 210 000 НКО. Чуть менее 13 000 из них так или иначе позиционируют себя как благотворительные. По сравнению с пилотным рейтингом 2020 года, количество участников рейтинга 2022 года выросло в 2,5 раза — с 303 до 830 благотворительных организаций. Из них 613 НКО – фандрайзинговые, а 203 – частные и благотворительные. Критерии отбора были очень простые:

  1. В рейтинг включались зарегистрированные в России НКО (вне зависимости от организационно-правовой формы) с объемом поступлений не менее 5 млн. рублей в год (в 2020 г.). 
  2. Деятельность вошедших в рейтинг НКО относится к одной из восьми областей:
  • благотворительная медицинская помощь;
  • поддержка и адаптация социально незащищенных групп граждан;
  • образование
  • наука;
  • экология и зоозащита;
  • спорт;
  • искусство и культура.

Из-за специфики деятельности в рейтинг не были включены фонды фондов, фонды местных сообществ а также НКО, ассоциированные с религиозными организациями и силовыми ведомствами. Также в рейтинг не были включены НКО, источник поступлений в которые невозможно было определить по данным из открытых источников, а также НКО, деятельность которых финансируется преимущественно из бюджетных источников. 

Однако в отличие от пилотного рейтинга 2020 года, круг участников был расширен за счет российских отделений международных благотворительных фондов, а также НКО, ориентированных на финансирование одного конкретного благотворительного проекта. 
Выбранный порог отсечения по объему поступлений — 5 млн. рублей в год — позволил охватить подавляющее большинство действующих в настоящее время в России фандрайзинговых, а также частных и корпоративных благотворительных организаций.
Менее крупные благотворительные НКО, не попавшие в фокус рейтинга, можно отнести к институциональной благотворительности лишь со многими оговорками —  в большинстве случаев это, скорее, волонтерские проекты.

При этом в реальности активную деятельность в настоящее время ведут далеко не все участники рейтинга. Так что в рейтинге представлено подавляющее большинство «живых» благотворительных организаций России. И даже сверх того.
Для составления первичного списка были использованы данные реестра Минюста РФ, публичных информационно-аналитических систем, перечни НКО, представленных в крупнейших ассоциациях, информационных и фандрайзинговых проектах, посвященных благотворительности в России, данные проведенного анкетирования НКО. 

Как оценивались благотворительные НКО

В основе рейтинга лежит оценка, которая проводилась по трем группам показателей.  Это масштаб деятельности (чем он выше, тем, как правило, легче обеспечить устойчивую деятельность, выстроить эффективные процедуры), их информационная прозрачность (полнота и качество раскрытия информации), и признание достижений обществом и их активность в медиапространстве.  Вес этих групп критериев различен для фандрайзинговых НКО и для корпоративных и частных НКО. Для фандрайзинговых организаций наибольший вес (40%) имеет группа критериев, отражающих уровень информационной прозрачности (вторая по значимости группа показателей для этой группы НКО — «Признание и медиа активность», 35%, на третьем — «Масштаб деятельности» - 25%), а для корпоративных и частных организаций наибольшим весом обладают показатели масштаба деятельности (45%, на втором месте — тоже «Признание и медиа активность» с весом 30%, на третьем — «Информационная прозрачность», 25%).

Масштаб деятельности оценивался на основании доступных данных об объеме и динамике совокупных поступлений и расходов НКО за последние три отчетные года (2018, 2019 и 2020 г., поскольку работа над рейтингом была начата в середине 2021 года, и к моменту его публикации публичная отчетность за 2021 год была опубликована далеко не всеми благотворительными организациями).

Уровень информационной прозрачности оценивался на основании качественных показателей, отражающих доступность, качество и информативность отчетности НКО, а также доступность основной информации об организации на ее сайте.

Признание достижений НКО обществом и ее активность в медиапространстве отражает получение НКО государственных грантов, посещаемость и качество ее официального сайта, ее активность в соцсетях, а также количество упоминаний НКО в СМИ.

После выхода пилотного рейтинга на основе полученных отзывов и пожеланий от самих благотворительных НКО, в его методологию был внесен ряд новшеств. Их немного, но они достаточно важные.  

В частности, поскольку получить сопоставимые оценки социального эффекта деятельности НКО заведомо невозможно, мы рассматривали, занимаются ли таким самоанализом эффективности своей работы сами благотворительные организации,  и насколько полно они раскрывают его результаты. 

Точно так же невозможно корректно определить единые для всех нормативы так называемых «непрограммных» расходов – то, что НКО тратят на себя.  В качестве компромисса мы изучили, насколько полно фандрайзинговые организации информируют своих жертвователей о том, сколько и как они тратят на административно-хозяйственные расходы и зарплаты сотрудников. 
Еще одно новшество — в ходе мониторинга сайтов и отчетности НКО мы особо отмечали качество раскрытия информации о том, кому, как, на каких условиях и в соответствии с какими внутренними процедурами эти организации предоставляют помощь.
Эти три показателя были включены в группу «Информационная прозрачность».

Наконец, для расчета показателей масштаба деятельности НКО, помимо объема поступлений, профинансированных расходов и из динамики, впервые был использован ряд показателей, характеризующих их финансовую устойчивость: доля поступлений от рекуррентных платежей, уровень диверсификации источников поступлений, а также доля поступлений, полученных в результате деятельности, приносящей доход (то есть заработанных НКО самостоятельно). Тем не менее, эти показатели пока являются «спящими» — им присвоены небольшие веса. До тех пор, пока анкетированием не будут охвачены подавляющее большинство участников сектора – ведь из других источников информации эти данные добыть невозможно. 


Источники информации

Для проведения рейтинговой оценки в основном использовались данные из общедоступных источников. В ходе подготовки рейтинга было проведено анкетирование благотворительных организаций и полученные данные, в том числе относящиеся к финансовым показателям деятельности НКО, использовались в приоритетном порядке. Всего в рамках подготовки рейтинга 2022 года в анкетировании приняли участие около 10% включенных в него благотворительных НКО.

Показатели, характеризующие масштаб деятельности НКО при отсутствии анкетных данных рассчитывались по данным отчета о целевом использовании полученных средств (форма 6) бухгалтерской отчетности, по формам Минюста РФ, а также по отчетам, публикуемым НКО на сайте. К сожалению, довольно часто все три источника, как правило, дают разные цифры, поэтому они перечислены в порядке убывания приоритета. 

Данные для расчета значений показателей, характеризующих информационную прозрачность деятельности НКО были получены в результате анализа аналитиками RAEX в соответствии с методикой рейтинга публичной отчетности организаций, а также информации, опубликованной на их официальных сайтах. 

Наконец, показатели, характеризующие медиа-активность НКО рассчитывались по данным официальных страниц участников рейтинга в основных соцсетях, Индекса качества сайта Яндекса и общедоступных данных о посещаемости сайта НКО (для подготовки рейтинга использовались данные сервиса SimilarWeb), данных  системы управления репутацией и медиа-анализа «СКАН-Интерфакс» об упоминаемости НКО в СМИ. Также были использованы доступные публичные данные о получении НКО государственных грантов, как федеральных, так и региональных.  

Примечания к рейтингам

Для ФПД «Обнаженные сердца» для расчета значений показателей, характеризующих масштаб деятельности, использованы консолидированные финансовые показатели ФПД «Обнаженные сердца» и его дочернего Фонда помощи «Обнаженное сердце» (ОГРН 1107799035190).

Двумя звездочками (**) в соответствии с действующим законодательством, отмечены НКО, которые на момент публикации рейтинга были включены в реестр организаций, выполняющих функции иностранного агента.