«Сейчас рынок не заказчика, а исполнителя, и самая ожесточённая борьба идёт не за клиентов, а за кадры»
Иван Шегуров, руководитель отдела по работе с корпоративными клиентами, «Первый Бит»
— Расскажите, пожалуйста, о драйверах, обусловивших рост выручки вашей компании в 2022 году.
— Главным драйвером для роста выручки нашей компании в 2022 году стал процесс импортозамещения. Начиная с февраля прошлого года большинство западных вендоров ПО для бизнеса заявили о своём уходе с российского рынка. Это стало причиной массового перехода на отечественные программы.
Вторым фактором можно назвать открытие новых производств, а также переориентацию уже имеющихся на выполнение гособоронозаказа. Сегодня не только производственные, но и строительные компании вовлечены в этот процесс. А поскольку исполнение госконтрактов предъявляет определённые требования к учёту, то наша компания-интегратор позволяет заказчикам поддержать эти требования.
— Чем вызван рост объёма работ для заказчиков? Появились ли у вас новые клиенты?
— Если говорить об увеличении объёма услуг для текущих клиентов, то рост был незначительный. Компании, с которыми мы работали до этого, не приостановили свои проекты, но и существенного расширения объёмов работ не планировали. Чаще к нам приходили новые клиенты, с которыми мы до этого не работали, и даже не думали, что можем работать, поскольку эти компании исторически использовали зарубежное ПО и были им в целом довольны. Текущая ситуация не оставила им выбора.
Для текущих заказчиков объём работ остался прежним либо увеличился незначительно. А вот новых клиентов, как я уже сказал, стало действительно много. Причём если раньше наша компания в основном работала с клиентами из сегмента среднего и среднекрупного бизнеса, то теперь к нам пришёл корпоративный бизнес. Сейчас мы работаем с такими клиентами вполне успешно и имеем несколько показательных кейсов миграции с западного на отечественное ПО.
— Связано ли увеличение клиентов с уходом иностранных компаний из российского сегмента?
— Безусловно, связано. Как я уже сказал ранее, с уходом иностранных IT-гигантов рынок освободился для российских игроков. Кроме того, произошло другое важное изменение —активы многих иностранных компаний были проданы российскому менеджменту либо произошло слияние с российским крупным бизнесом.
В случае если компания продавалась отечественному менеджменту, то перед ним стоял серьёзный вызов по незамедлительной миграции на российское ПО. Дело в том, что иностранные компании, особенно входящие в глобальные сети, использовали единое программное обеспечение по всему миру. Чаще всего такое ПО предоставлялось в рамках единого облачного сервиса, где были сосредоточены основные бизнес-функции: ERP и CRM-системы, средства визуализации и многое другое. Но после ухода доступы к облаку отключались, и у компании останавливались все процессы, связанные с учётом. Поэтому такие клиенты в авральном режиме переходили на отечественное ПО, и для нашей компании это был основной рынок, на котором мы работали.
— Расскажите, пожалуйста, подробнее о тенденциях спроса на IT-услуги. Какие решения пользовались в 2022 году наибольшим спросом и остаются востребованными сейчас?
— Во-первых, уход иностранных вендоров из России послужил причиной для быстрой смены учётных систем, в случае если компании продавалась локальному менеджменту. Во-вторых, это истории с гособоронзаказом. Достаточно большой спрос идёт на поддержку такой функции. В-третьих, активизировался российский внутренний рынок производства. Например, у нас в стране экстренно стали развивать автомобилестроение. Естественно, чтобы производить и продавать автомобили, необходимо какое-то учётное ПО. На таких вновь созданных производствах задачи стоят классические и их необходимо решать.
Кроме того, появился большой спрос на различное ПО в компаниях, занимающихся цепочками поставок. Ни для кого не секрет, что изменилась и сама логистика, и её стоимость многократно возросла. Это значит, что учёт затрат на логистику должен вестись более тщательно. Если компания понимает, что сейчас должна тратить огромные деньги на логистику, то эти деньги надо как-то контролировать.
Последний, но не менее важный тренд связан с оборудованием, которое у нас перестали официально продавать и поддерживать. Сейчас рынок постепенно перестраивается на замещение немецкого, японского и американского оборудования индийскими, китайскими, отечественными и другими аналогами. Это небыстрый процесс, и где-то страдает качество. Заказчики, понимая это, хотят сделать так, чтобы старое оборудование прослужило максимально долго и износ был минимальным. Таким образом, одна из задач, которая ставится наиболее часто перед нашей компанией, — это автоматизация технического обслуживания и ремонта, то есть как сделать так, чтобы имеющееся оборудование прослужило максимально долго.
Что касается тех или иных продуктов, то в первую очередь это инфраструктурные решения, а также системы класса ERP, учётные и системы автоматизации взаимоотношений с клиентами. Но также идёт волна замещения более продвинутого ПО, например, систем бизнес-анализа или клиентской лояльности, систем прогнозирования. Не в каждом бизнесе эти системы являются действительно критичными для функционирования бизнеса, поэтому нельзя говорить, что есть какая-то срочность в их замене. Однако этот процесс, так или иначе, будет происходить со временем.
— Что, на ваш взгляд, в ближайшей перспективе благотворно отразится на развитии IT-сферы?
— На данный момент сложно представить более благоприятную атмосферу для развития отечественного ПО. Но если сейчас смотреть на рынок — это рынок не заказчика, а исполнителя, и самая ожесточённая борьба идёт не за клиентов, а за кадры.
Это во многом связано с оттоком специалистов из России, но также и с возросшим спросом на IT-специалистов, работающих с отечественным ПО. Поэтому сейчас важно говорить о быстрой переквалификации имеющихся кадров. Если раньше наиболее востребованными были программисты, работающие на C#, Java, Python, то теперь возрос спрос на специалистов, работающих на прикладных системах, например на платформе «1С:Предприятие».
Вероятно, сейчас компании будут производить переквалификации сотрудников, которые раньше занимались SAP и работали на ABAP, и переводить их в компетенцию 1С. Такой быстрый приток хороших кадров действительно благотворно повлияет на IT-сферу. Как минимум поможет удовлетворить существующий спрос на кадры. В долгосрочной перспективе можно говорить о ещё большей популяризации IT-специальностей в вузах. Несмотря на то что IT-сфера престижная и высокооплачиваемая, специалистов по-прежнему не хватает. Важно, чтобы этих людей стало ещё больше.
— В чём сегодня выражается трансформация IT-сферы в связи с геополитическим кризисом и санкциями?
— Кризис, санкции и вся геополитическая ситуация позволили нам острее взглянуть на вопросы информационной безопасности. С начала СВО большое количество средних и крупных российских компаний подверглись кибератакам.
Поэтому сейчас многие компании понимают, что цифровизация — это процесс трансформации, при которой компания управляет данными, и важно ценить и надежно защищать эти данные.
Второй момент тоже инфраструктурный. Сейчас компании должны начинать цифровую трансформацию с так называемого плана «Б»: смотреть, «что будет, если…». Поэтому сейчас очень активно набирают обороты такие подходы, как Disaster Recovery Planning (DRP) — «что будет в случае серьезного сбоя» — и Business Continuity Planning (BCP) — «как продолжать бизнес в каких-то новых реалиях». Теперь стратегию цифровизации нужно выстраивать, ответив на эти вопросы.
Если говорить про трансформацию самой IT-сферы, то здесь налицо обилие отечественного ПО и бурный рост российских наработок на всех уровнях. По моему мнению, должно возрасти и его качество. Сейчас есть слухи, что качество российского ПО снизится в связи с монополией, но, на мой взгляд, такой сценарий маловероятен. Заказчики привыкли к качеству и будут его требовать.
Если IT-компании не смогут предоставить правильный и достойный, аналогичный прежнему уровень сервиса и уровень систем, то не исключено, что крупный бизнес начнет искать лазейки по сохранению своей текущей инфраструктуры. Поэтому расслабляться не стоит и надо готовиться к тому, что придётся много работать над качеством и догонять своих зарубежных коллег.