«В части ERP на рынке наблюдается всплеск проектов по импортозамещению, в частности переход с SAP на 1С»
Евгений Сударкин, генеральный директор PROF-IT GROUP
– Какие факторы способствовали росту выручки вашей компании в 2022 году?
– Как и для многих, 2022 год был наполнен вызовами для компании и команды. Произошедшие события помогли нам вновь сфокусироваться на повышении эффективности, перестройке продуктового портфеля и адаптации бизнес-процессов под новую экономическую реальность. Несмотря на все сложности, мы смогли сохранить объёмы бизнеса, укрепить отношения с ключевыми заказчиками, расширить присутствие на рынке Казахстана, планируем активнее работать в Узбекистане.
– Увеличился ли объём работ по существующим заказчикам и с чем это связано? Появились ли у вас новые клиенты?
– Со стороны промышленных предприятий наблюдалось повышение спроса на внедрение и развитие ERP-систем на платформе 1С как «с нуля», так и в формате перехода с иностранных систем. Это вызвано желанием повысить управляемость и прозрачность бизнеса, сделать планирование производства эффективным, снизить зависимость от решений ушедших вендоров.
Отрасль автопрома стала новой точкой роста: мы реализуем крупный проект перехода с SAP на 1С:ERP на заводе «Москвич», продолжаем проекты на «СарыаркеАвтоПром», внедряем собственный MES на заводе «Урал». Открытием стал и FMCG-сектор – мы мигрируем ERP-cистему с SAP на 1С в «Интернэшнл Табакко». Опыт проектов на Щербинском лифтостроительном заводе позволил нам активнее работать с предприятиями лифтовой индустрии. География проектов тоже расширяется – получили опыт работы в сложных и уникальных природных условиях Камчатки.
– Чем в целом вызван спрос на услуги и работы в области IT?
– Мы помогаем клиенту подобрать новые технологии под прежние задачи, а также связать ранее «несвязуемое» в рамках единой архитектуры, существующей у клиента на текущий момент. При этом со стороны заказчика остается спрос на «коробку», поэтому многие интеграторы, у которых была отраслевая или функциональная экспертиза, стремятся реализовать её в виде коробочного решения, доступного для обновления и поддержки.
Сначала был большой спрос на решение критичных вопросов по инфраструктуре, замене отваливающихся облачных сервисов. На клиентов, которые сидят, например, на SAP, мы смотрели с вопросом: будет ли разворот в сторону российских платформ? Однако крупные клиенты, инвестировавшие большие средства в западные ERP-решения и имеющие сервисную поддержку со стороны своих IT-команд, не стали принимать быстрых решений.
Замена ряда западных продуктов российскими стала насущной потребностью. В части ERP на рынке наблюдается всплеск проектов по импортозамещению, в частности переход с SAP на 1С, мы ведём несколько крупных таких проектов. Надо понимать, что ERP-система – лишь часть IT-ландшафта компании. Текущая ситуация не мотивирует клиентов на дополнительные инвестиции. Большинство предпочитает работать над решением конкретных текущих задач, необходимых с точки зрения поддержки непрерывности бизнеса. Тем не менее мы попытались разложить весь ландшафт. Для всех продуктов замены нет, но на 70-80% сейчас вполне реалистично строить комплексные проекты на основе российских решений.
– По вашему опыту, решения из каких областей IT пользовались в 2022 году наибольшим спросом и остаются востребованными сейчас?
– Среди приоритетных направлений сейчас ERP-системы на платформе 1С, управление закупками, управление производством (MES), управление лабораторией и рецептурами (LIMS), IT, телеком и инженерная инфраструктура предприятий на базе отечественных аппаратно-программных решений.
– По вашему мнению, какие факторы могут благотворно повлиять на развитие IT-сферы в ближайшей перспективе? В чем сегодня выражается трансформация IT-сферы?
– Если говорить о развитии, то мы уверены, что многие проекты возобновятся за счёт перезагрузки таких отраслей, как машиностроение, энергетика, химическая и пищевая промышленность. Важную роль на рынке продолжит играть сегмент ОПК.
С точки зрения технологий на первое место выйдет вопрос повышения технологического суверенитета и локализации ключевых решений, критически важных для работы государственной и коммерческой инфраструктуры. При этом основной стек российских технологий для промышленной цифровизации на рынке уже есть. Мы ожидаем дальнейшего роста на услуги по миграции на 1C:ERP с иностранных систем, сквозной интеграции сервисов, внедрению MES-систем, работе с российскими облачными сервисами. Активно пойдут доработки и расширение функционала уже внедрённых ERP-систем – этого потребует рост конкуренции на внутреннем рынке и необходимость минимизации издержек на всём производственном цикле.
В нише цифровых двойников существует целый ряд продуктов, аналогичных западным инструментам, но комплексного решения пока нет. Выходом здесь станет интеграция сразу нескольких систем. Сохранятся вызовы промышленной роботизации: параллельный импорт ведет к росту цен, но на рынке появились китайские аналоги, сравнимые по цене и функционалу.
Хорошо себя будет чувствовать рынок кибербезопасности. Спрос будет, с одной стороны, вызван заменой решений ушедших иностранных игроков, с другой – ростом рисков киберугроз для инфраструктуры предприятий и необходимостью максимально их минимизировать.
Относительно новый, но перспективный рынок, на который мы сейчас смотрим, – это применение ИИ в процессах автоматизации и сокращения издержек. Тут однозначно будет появляться много новых решений, позволяющих за счет ИИ получить дополнительный экономический и качественный эффект в производстве.
Остаются ограничения по инфраструктурным решениям – серверы, системы хранения, сети, инженерные системы. В этих направлениях есть отдельные нишевые игроки, часть потребности закроется за счёт азиатских поставщиков или параллельного импорта. Возрастёт спрос на облачную инфраструктуру – миграция на ресурсы провайдеров поможет снизить затраты и обеспечить необходимый уровень отказоустойчивости и доступности критических систем.
В целом российские вендоры продолжат инвестировать в свои продукты, поэтому есть шанс в течение 2-3 лет наверстать до 90% возможностей ушедших с рынка решений. Остается сотрудничество с азиатским регионом в разрезе микроэлектронной продукции и инфраструктурных решений. Рынок продолжит меняться с пересмотром архитектуры решений и подбором замещающих технологий с сохранением компромисса функционала и цены.