«В условиях пандемии одно из наиболее заметных изменений в структуре спроса со стороны заказчиков вызвано необходимостью обеспечения удалённой работы большего количества сотрудников»
Евгений Ефименко, Генеральный директор компании «ФОРС-Центр разработки» (ГК ФОРС)
— Какие факторы способствовали спросу на продукцию и услуги IT-компаний в 2019 году и какие направления IT-услуг (продукты, решения) в связи с этим были наиболее востребованными?
— 2019 год можно считать успешным и для нас, и для IT-рынка в целом. ФОРС продемонстрировал рост выручки почти на треть (28%). Число и масштаб государственных заказов растут, расширяется инфраструктура для сбора, обработки и анализа данных. При сборе и сопоставлении сведений из различных источников извлекаются знания, которые крупные телекоммуникационные, финансовые и государственные организации в прошедшем году значительно эффективнее использовали не только для собственных задач, но и продавали другим участникам рынка. Эти тренды, усиленные требованиями «закона Яровой», повлияли на интенсивный рост услуг ЦОДов, объёмов поставок оборудования и сервисов по проектированию технической инфраструктуры, управлению данными и обеспечению работоспособности.
— Как изменился соответствующий спрос с введением режима повышенной готовности и изоляцией? Каким образом поменялись механизмы оказания услуг и проведения работ, связанных с интеграционными проектами и цифровизацией? Какие направления работ будут особенно востребованы в ближайшее время в силу влияния ситуации с коронавирусом?
— В условиях пандемии одно из наиболее заметных изменений в структуре спроса со стороны заказчиков вызвано необходимостью обеспечения удалённой работы большего количества сотрудников. Это повлияло как на объемы поставок оборудования и ПО, так и услуг по масштабированию систем, наращиванию функциональности, переносу на облач¬ную платформу, удалённому администрированию и поддержке. Интенсивный переход на удалённое взаимодействие с контрагентами и клиентами серьезно скорректировал планы не только компаний рынка B2B и B2C. Государственные организации также были вынуж¬дены срочно перестраивать не только свои внутренние процессы, но и в течение нес¬кольких дней запускать новые услуги и сервисы, на реализацию которых раньше уходили месяцы. Это и механизмы сбора информации и контроля ситуации, и, безусловно, оказания всевозможных мер государственной поддержки бизнесу и гражданам. Сегодня, когда личное общение затруднено, а зачастую и невозможно, происходит перелом и осознание того, что наиболее быстрый и полный охват могут дать только услуги в электронном виде и в первую очередь на них нужно сосредоточить усилия. Очное предоставление услуг становится вторичным.
Трансформация в IT-сфере затронет, прежде всего, сам подход к созданию и развитию систем. В нынешних условиях просто нет времени на реализацию проектов по классической схеме, когда проводится детальный анализ требований, разрабатываются общее и частные технические задания, проводятся исследования, выполняется техническое и рабочее проектирование, предварительные, автономные, комплексные и другие виды испытаний. Сегодня нужны быстрые решения, актуальные сейчас. Поэтому вслед за созданием основополагающих, платформенных решений должен быть переход на технологии гибкой и быстрой разработки приложений. Это, в свою очередь, повлияет на принципы отношений заказчика и исполнителя работ, между которыми должно быть долговременное сотрудничество на основе рамочных соглашений по схеме “times and materials”.
— Какую трансформацию можно ожидать в IT-сфере в ближайшее время (новые направления услуг и продукты, слияния и поглощения)?
— В нынешних непростых условиях преимущества на стороне крупных IT-компаний, у которых обширная клиентская база, бизнес диверсифицирован и устойчив, большой портфель продуктов и технологий и есть финансовая «подушка безопасности». Основной удар придётся на средний и малый IT-бизнес, в связи с чем можно ожидать волну новых слияний и поглощений, а также изменений на рынке труда. Компании стали по-другому относиться к удалённой работе, увидели в этом свои преимущества и точки роста. В частности, уже пошла и будет только расти новая волна спроса на квалифицированных специалистов из других регионов, ближнего и дальнего зарубежья. Благодаря видеоконференцсвязи взаимодействие заказчика и подрядчика стали более плотными, что положительно влияет на качество и сроки получения результата. Но атмосферу совместного творчества в удалённом режиме воссоздать трудно, поэтому формат встреч в переговорных и в залах совещаний после режима самоизоляции восстановится, хоть и в меньшем объёме.
— Оцените примерное снижение доходов и (или) объёма заказов с началом карантина. Насколько ощутимым будет снижение объема рынка ИКТ по итогам 2020 года?
— Экономическая ситуация в стране и мире ухудшается, поэтому средств в IT, как и в других отраслях экономики, больше не станет. Однако роль и место информационных технологий существенно вырастет, и уже в среднесрочной перспективе IT-компании станут драйвером роста других отраслей и глобальной экономики в целом.
Мы также уже ощущаем падение доходов — в первую очередь, у некоторых наших заказчиков. Некоторые из них испытывают трудности, и мы стараемся идти им навстречу, корректируя объёмы работ, реструктуризируя и перенося платежи на следующие периоды. По некоторым контрагентам из наиболее пострадавших сфер — транспорт, торговля непродовольственными товарами и др., — объём таких отложенных и реструктурированных платежей достигает 50%. Поэтому снижение объёма рынка ИКТ, конечно, будет, но сейчас трудно судить, насколько сильным. И многое зависит от того, какими методами и средствами государство будет восстанавливать экономику в целом и поддерживать IT-отрасль, в частности.