«Существенное влияние на развитие рынка IT продолжают оказывать тренды на импортозамещение и переход на СПО»

Евгений Осьминин, Коммерческий директор РДТЕХ

— Расскажите, какие факторы в прошлом году и в текущем периоде наиболее ощутимо влияли на развитие отрасли информационных технологий в России; в чём выражается их влияние? Какие факторы обуславливали спрос на информационные технологии?

— Одним из ключевых событий прошлого года стала пандемия. Она привела к формированию трендов на сокращение бюджетов заказчиков в целом, а также сформировала новые потребности, связанные с оптимизацией и изменениями, необходимыми для успешного существования в новых условиях. Это поддержало спрос на услуги заказной разработки и технического консалтинга. Пандемия стимулировала спрос на продукты и сервисы, направленные на сохранение здоровья.

     В настоящий момент, после спада прошлого года, спрос на проекты системной интеграции практически восстановился. Кроме того, у заказчиков появились качественно новые потребности в области системной интеграции, связанные с развитием бизнеса в условиях новой, постпандемийной реальности.

     Существенное влияние на развитие рынка IT продолжают оказывать тренды на импортозамещение и переход на СПО. В частности, мы фиксируем увеличение числа миграций на СУБД PostgreSQL, а также значительное количество опытных эксплуатаций прочих продуктов и решений с открытым исходным кодом.

 

— Со стороны каких отраслей преобладал спрос на внедрение информационных технологий? Какие потребности государственного заказчика вы могли бы причислить к факторам спроса?

— С начала второго полугодия прошлого года мы фиксировали увеличение количества запросов на проекты заказной разработки в сферах промышленности, страхования, ритейла, многие из которых так или иначе связаны с существованием в условиях новой реальности. В целом практически во всех отраслях в той или иной мере спрос на информационные технологии показывал положительную динамику.

К наиболее значимым потребностям госзаказчиков можно отнести запросы на различные онлайн-сервисы и платформы обратной связи. Кроме того, цифровая трансформация как национальная цель развития, поставленная президентом РФ в июле прошлого года, послужила драйвером развития новых, преимущественно комплексных, IT-услуг, связанных с повышением эффективности и прозрачности управления, повышением качества аналитики и так далее.

 

— Исходя из вашего опыта, какие направления IT-услуг, работ и продуктов в области IT были наиболее популярны в 2020 году и популярны сейчас? С чем вы это связываете и что это даёт клиенту в конечном итоге? Заметен ли всплеск спроса на услуги в рамках электронного документооборота по сравнению с прошлыми годами?

— Наиболее успешные проекты второй половины прошлого года связаны с заказной разработкой, а также внедрением информационных систем в банковские сферы России и стран СНГ. В различных отраслях были востребованы услуги технического консалтинга, связанные с оптимизацией бизнеса через аутсорсинг. В ближайшем будущем с высокой вероятностью сохранится тренд на IT-услуги, прямо или косвенно связанные с оптимизацией бизнеса, повышением его гибкости и конкурентоспособности в условиях новой реальности.

     Безусловно, пандемия в целом, режим ограничений, удалённая работа послужили катализаторами развития электронного документооборота. Мы фиксируем увеличение спроса на внедрение и развитие соответствующих услуг и сервисов.

 

— Как Вы считаете, какие триггеры будут повышать интерес заказчиков к IT в ближайшей перспективе — например, через год?

— В 2022 году сохранятся тренды на адаптацию к новой реальности, что будет стимулировать спрос на соответствующие сервисы и решения. Продолжится развитие сервисов электронной коммерции, расширение их возможностей, интеграция с прочими online-сервисами, формирование экосистем. Это, в свою очередь, поддержит развитие мобильных приложений и IoT-решений.

Потребность в оптимизации деятельности поддержит спрос на автоматизацию и роботизацию управленческих процессов (RPA), а также послужит стимулом к внедрению облачных решений. Увеличение объема информации, которую необходимо хранить, передавать и анализировать, будет стимулировать развитие технологий больших данных и машинного обучения.

Потребность в информационной безопасности, включая область защиты персональных данных, будет стимулировать развитие средств информационной защиты, систем аутентификации (в том числе биометрических), мониторинга информационных потоков, развитие криптографических средств и алгоритмов шифрования, систем резервного копирования. Неизбежно расширится сфера применения блокчейн-технологий. Будет продолжать расти спрос на IT-специалистов, что позитивно скажется на рынке услуг обучения и, вероятно, приведет к появлению его новых форм и методов, обновлению содержания образовательного процесса.

Вышеперечисленные триггеры будут усилены процессами цифровой трансформации, которые в следующем году будут проявляться более масштабно и на качественно новом уровне. Это, в свою очередь, повысит интерес к комплексным IT-услугам, приведёт к появлению новых услуг, продуктов и подходов, позволяющих эффективно реализовывать цифровую трансформацию.