«Положительное влияние на ИТ-отрасль окажет возрастающая государственная поддержка импортозамещения»

Евгений Сударкин, генеральный директор PROF-IT GROUP

 

— Какие факторы способствовали росту выручки вашей компании в 2024 году? Если объем выручки уменьшился, то чем это вызвано?

 

— В прошлом году, несмотря на определенные замедления на рынке, нам удалось сохранить положительную динамику роста бизнеса. Этому способствовало несколько факторов. Во-первых, возросший спрос на комплексную цифровизацию промышленных предприятий — особенно в сегменте оперативного управления производством, управления качеством и интеграции данных в рамках единого ИТ-ландшафта. Во-вторых, мы расширили компетенции в автомобильной и машиностроительной отраслях, где требуются высоконагруженные и надежные системы. Важным драйвером роста стало тиражирование уже реализованных решений — многие компании стремились масштабировать успешные пилотные проекты, распространив их на другие производственные площадки.

 

 

— Увеличился ли объем работ для существующих заказчиков? Чем это вызвано?

 

— Уверенные позиции в автопроме и активная работа с предприятиями машиностроения остаются для компании приоритетом. Объем работ для текущих заказчиков увеличился. Предприятия в новых экономических условиях переосмысливают свои подходы к управлению производственными процессами. Заказчики глубже смотрят в сторону сквозной автоматизации и комплексных ИТ-решений, а не точечных внедрений. Это позволило нам углубить сотрудничество и выстраивать более длительные, стратегические отношения. Речь идет не только о реализации непосредственно проектов, но и о повышении эффективности поддержки уже внедренных систем. Дополнительным фактором становится поддерживающая инфраструктура — мы стали чаще обсуждать с заказчиками программно-аппаратные комплексы, которые проектируются под решение конкретных задач и для обеспечения бесперебойности работы обеспечивающей инфраструктуры.

 

 

— Появились ли новые клиенты? Связано ли увеличение числа клиентов с уходом иностранных компаний из российского сегмента?

 

— Да, мы начали работать с несколькими крупными компаниями, в том числе с теми, кто раньше работал на решениях иностранных поставщиков. Уход западных вендоров действительно освободил нишу, но на первый план вышли не только замещения, а реальные запросы адаптированных под российскую специфику ИТ-решений. Здесь важно подчеркнуть, что рост числа новых заказчиков стал результатом не только конъюнктурных изменений, но и накопленного нами опыта, отраслевых кейсов и сильной экспертизы.

 

В фокусе у нас появляются новые индустрии — это более широкий охват дискретного производства, включая тяжелое машиностроение, авиастроение и судостроение, а также горнодобывающую металлургию и отрасль товаров народного потребления. Отдельным вызовом станет поиск возможности интеграции технологий искусственного интеллекта и машинного обучения для решения задач наших клиентов.

 

 

— Решения из каких областей ИТ пользовались в 2024 году наибольшим спросом и остаются востребованными сейчас?

 

— Мы работаем в основном с производственными предприятиями из обрабатывающей промышленности. На них все так же популярны решения класса ERP: для всех важно эффективное управление ресурсами и бизнес-процессами. Заметно вырос интерес к решениям в области оперативного управления производством (MES), цифрового управления качеством (QMS), а также к модульным решениям на платформе 1С, которые позволяют гибко адаптировать систему под конкретные задачи клиента.

 

В качестве примера можно привести управление транспортом на крупных предприятиях, которое предполагает интеграцию с целым комплексом внутренних учетных систем. Стремление к комплексности в целом подталкивает интерес к интеграционным решениям, объединяющим данные между производственными, логистическими и учетными системами.

 

Конкуренция также стимулирует спрос на эффективное планирование — мы видим интерес к системам класса APS, которые позволяют гибко управлять загрузкой производства и обеспечивающими процессами с учетом реального спроса, запасов, планов закупок комплектующих, графиков отпусков и прочего.

 

Сохраняется спрос на решения ТОиР, ведь обновление инфраструктуры в промышленности — это всегда сложный инвестиционный вопрос, а сейчас особенно. Все предприятия стараются продлить срок использования текущего промышленного оборудования. Отдельно стоит вопрос автоматизации закупок и логистики. Старые цепочки поставок были разрушены, и нужно заново выстраивать эти процессы и постоянно искать пути их оптимизации.

 

 

— На ваш взгляд, какие факторы окажут благотворное влияние на развитие ИТ-сферы в краткосрочной перспективе?

 

— Положительное влияние на ИТ-отрасль окажет возрастающая государственная поддержка импортозамещения в этой сфере, усиление поддержки промышленной автоматизации и стимулирование локализации ПО. Созданы индустриальные центры компетенций Минпромторга РФ, которые стимулируют развитие промышленников с помощью различных программ и грантов на создание импортонезависимых отраслевых ИТ-решений.

 

Также важную роль сыграет запрос со стороны реального сектора экономики на повышение эффективности и прозрачности производственных процессов. Дополнительным фактором может стать снижение ключевой ставки ЦБ, что может запустить новые инвестиционные проекты как по развитию производств, так и по цифровизации в целом.

 

Если говорить о рисках, то они также сохраняются: нехватка высококвалифицированных кадров, рост санкционного давления и зависимость от иностранного «железа».