Кто проконтролирует аудиторов
Минэкономразвития России подготовило и представило в правительство проект Федерального закона "О внесении изменений в ФЗ 'О лицензировании отдельных видов деятельности'", в котором предусмотрено существенное сокращение видов деятельности, подлежащих лицензированию. Под сокращение подпадает и аудиторский бизнес. Эта тема сегодня бурно обсуждается в аудиторской среде. Мы попросили аудиторско-консалтинговые компании рассказать о возможных последствиях отмены лицензирования для рынка.
Александр Веренков, заместитель генерального директора "БДО Юникон":
- В среднесрочной перспективе это, безусловно, правильное решение. Более того, оно может быть успешно реализовано и в самое ближайшее время, но при соблюдении некоторых важных условий. Во-первых, должен быть законодательно установлен порядок, предоставляющий возможность контролировать деятельность аудиторов другими методами. А именно: необходимо ввести обязательное членство аудиторской организации в саморегулируемом профессиональном объединении. Во-вторых, данный порядок должен иметь место на практике. Это означает, что все аудиторские организации де-факто попадают в единый реестр, а тем самым и в зону контроля.
Кроме того, следует иметь в виду, что осуществление некоторых видов аудиторской деятельности, связанных с наличием соответствующего "стажа" (например, допуск к аудиту кредитных организаций), в настоящее время подтверждается в процессе получения лицензии. Иногда для этого требуются юридические процедуры, которые в СРО пока проводить не готовы. Не исключено и то, что отсутствие необходимости получать лицензию может открыть временную лазейку для фирм, не обладающих определенным статусом.
Александр Козлов, генеральный директор компании "Росэкспертиза":
- Идея ослабления давления на бизнес и снятия лишних административных барьеров представляется позитивной, но торопиться и "выплескивать" все хорошее из наработанного опыта не стоит. Видимо, поэтому для каждого, кто серьезно работает в сфере аудита, ответ на вопрос о целесообразности отмены лицензирования аудиторской деятельности в ближайшее время абсолютно понятен: он отрицательный. В отсутствие каких-либо других обязательных механизмов контроля, в том числе и со стороны СРО, отмена лицензий может причинить вред пользователям этих услуг и ударить по престижу профессии аудитора.
Лицензирование, осуществляемое Минфином РФ сегодня, необременительно, так как сама система лицензирования носит характер, близкий к уведомительному. Но тем не менее она позволяет осуществлять контроль над рынком. А для руководителей предприятий и бухгалтеров наличие лицензии у аудитора является некоей минимальной гарантией его профессионализма. Потребители услуг пока не готовы использовать репутационный механизм при выборе аудитора. Кроме того, можно легко предположить, что отмена лицензирования усилит и без того порочный "парад аккредитаций" регионального и отраслевого характера, что отбросит нас в "аудиторский феодализм".
Николай Ремизов, директор по специальным проектам аудиторско-консалтинговой компании ФБК:
- В России в настоящее время не работают факторы, которые в других экономически развитых странах призваны обеспечивать качество работы аудиторов. И наши предприятия, потерпевшие убытки оттого, что доверились финансовой отчетности, оказавшейся искаженной по вине аудитора, в отличие от западных пользователей пока не разоряют гражданскими исками недобросовестные аудиторские компании. В этих условиях единственным способом поддержания качества аудита и повышения репутации российских аудиторов является сохранение государственного контроля в форме выдачи лицензий на осуществление аудиторской деятельности и лишения лицензий тех компаний, которые не отвечают необходимым требованиям.
Что касается профессиональных объединений аудиторов, то они у нас еще молоды и слабы и делают первые шаги в направлении проверок качества аудита. И пока боязнь распугать своих потенциальных членов высокими требованиями преобладает над стремлением улучшать свою репутацию. И это в то время, когда есть отдельные аудиторские фирмы, идущие на поводу у своих клиентов, которые вместо полноценного и взыскательного аудита с соблюдением необходимых стандартов проводят щадящие проверки с налоговыми консультациями и выдают при этом положительные аудиторские заключения.
Александр Капустин, руководитель департамента бухгалтерских и аудиторских услуг "Энерджи-Консалтинг":
- Лицензия на осуществление аудиторской деятельности не является прямым подтверждением квалификации аудитора и наличия ресурсов и возможностей аудиторской организации. Однако риск лишиться ее является серьезным событием для аудиторской компании и своего рода сдерживающим фактором. Отзыв лицензии ведет к потере инвестиций в технологию аудита, в персонал, сказывается на репутации организации. А вообще очень сложно сказать, сколь прямое воздействие это событие окажет на недобросовестных аудиторов.
На мой взгляд, с отменой лицензирования правила ведения бизнеса крупнейшими российскими аудиторскими организациями не изменятся. Рынок аудиторских услуг формировался в конкурентных условиях, поступательно развивался вместе с российской экономикой и достиг достаточной стабильности. Замещение госрегулирования саморегулированием эффективно в том в случае, если единые правила будут приняты большинством игроков. Иначе обилие саморегулирующих организаций, а также преобладание ярко выраженных интересов доминирующих участников СРО приведет к ухудшению ситуации на рынке и может подорвать репутацию аудиторского сообщества в целом.
Елена Трубникова, генеральный директор компании "ФинЭкспертиза":
- Мы - за отмену лицензирования. Потому что аудиторская деятельность не несет угрозы здоровью граждан и безопасности страны. Закон об аудите, международные и федеральные стандарты, кодекс этики и, главное, авторитет профессии аудитора достаточно ограничивают выход на рынок недобросовестных аудиторов и консультантов. А для тех, кто занимается "черным" аудитом и открывает сегодня "Х-аудит", а завтра "Y-аудит", лицензирование не помеха. Этот рынок сам собой со временем отомрет.
Мы согласны и с тем, чтобы функции контроля, методологии, стандартизации и решения этических вопросов были переложены на саморегулируемые аудиторские организации.
Кроме того, вполне может случиться и так, что после отмены лицензирования количество фирм, желающих заниматься аудитом, резко увеличится. Но, на наш взгляд, это лишь временное явление. И на рынок оно в целом не повлияет. Аудиторским компаниям можно будет обращаться за советом в контролирующий орган. Что касается клиентов аудиторских компаний, то они полагались и будут полагаться на экспертное мнение тех, кому они доверяют.
Геннадий Иванов, генеральный директор компании "СВ-Аудит":
- Передачу регулирующих функций от государства к саморегулируемым организациям (СРО) я оцениваю позитивно. Это тот западный опыт, который стоит перенимать. На мой взгляд, не важно, как называть - лицензирование или аккредитация, главное - сохранить принципы отбора и контроля. Слабым местом реформы можно считать неготовность сегодняшних СРО в полной мере заменить Минфин. Не уверен также и в том, что у действующих объединений аудиторов есть штат сотрудников, необходимый для осуществления регулирующей деятельности. Кроме того, СРО должны обладать достаточным весом, чтобы быть по-настоящему независимыми в своей деятельности, а не стать после реформы выразителями интересов одной или нескольких фирм. Поэтому переходный период и укрупнение СРО представляются неизбежными.
Что касается возможных последствий, в частности роста цен на услуги аудиторов и ухода с рынка ряда компаний, то, полагаю, основных игроков это вряд ли коснется. Ведь чаще всего рост цен вызван не столько объективными изменениями на рынке, сколько субъективным фактором - стремлением заработать на этих изменениях. У нашей же компании такого желания нет. И поэтому в целом я настроен оптимистично.
Юлия Емельянова, заместитель генерального директора компании "BKR-Интерком-Аудит":
- При отмене лицензирования аудиторской деятельности встанет законный вопрос о подготовке условий замены лицензирования иными мерами регулирования аудиторского рынка. На сегодняшний день таких механизмов не предусмотрено. Объективным является мнение, что возложенные в настоящий момент на Министерство финансов РФ функции являются избыточными. Следуя мировой практике, целесообразно было бы передать ряд полномочий СРО, в том числе и лицензирование аудита. Однако Министерство финансов неохотно сдает свои позиции и готово передать только некоторые функции. Впрочем, на сегодня такие действия являются отчасти оправданными. Ведь до сих пор не известно, на каких условиях создаются СРО.
Нельзя не отметить, что для ряда аудиторских компаний условия членства в объединениях аудиторов, аккредитованных при Минфине, пусть не разорительны, но ощутимы. Поэтому вопрос о соизмеримости сегодняшней платы за лицензию и размера членских взносов в СРО тоже актуален. Повышение требований к аудиторским компаниям не должно носить финансовый характер. Основным условием осуществления аудиторской деятельности должно стать качество предоставления услуг. И именно этот аспект должен подвергаться строжайшему контролю со стороны органов, призванных его обеспечить.