«За последние 20 лет в России созрела сама культура потребления консультационных и аудиторских услуг»
Александр Ивлев, Управляющий партнёр EY по России
Какие события на российском рынке аудита и консалтинга за последние 20 лет вы считаете наиболее значимыми и почему?
Нужно начать с того, что за последние 20 лет в России созрела сама культура потребления консультационных и аудиторских услуг. Если два десятка лет назад – а для бизнеса это существенный срок, – не все компании понимали, зачем привлекать консультантов и зачастую старались сэкономить, используя внутренние ресурсы, то сейчас дела обстоят совершенно иначе. Сложилась целая культура обращения к консультантам в случае необходимости получения именно качественных услуг: консультант стал неотъемлемой частью совершенствования бизнеса, и клиенты это понимают и признают.
Самым значимым фактором в развитии рынка аудита, конечно, было распространение МСФО. Ведение учета по МСФО стало общепринятой практикой, а не чем-то уникальным. В консалтинге клиенты стали обращаться за сложными комплексными услугами, появилось много новых направлений. Так, например, выросла востребованность услуг в области корпоративной социальной ответственности, нефинансовой отчетности, разработки различных видов стратегий. Более сложные продукты в области ИТ-технологий приводят к росту популярности услуг в сфере ИТ-консалтинга. Конечно, за эти годы изменилось и законодательство, а ведь каждый новый закон может существенно изменить правила ведения бизнеса. Так, курс на деофшоризацию привел к спросу на услуги консалтинга именно в этой области, которые мы, разумеется, оперативно предложили клиентам, отреагировав на изменения.
Какие наиболее значимые события произошли в вашей компании за последние 20 лет и за 2015 год?
20 лет назад компания EY занимала 5-е место среди компаний тогда еще «большой шестерки» на российском рынке. На сегодняшний день EY – лидер, который по объему выручки и количеству персонала является номером один на рынке профессиональных услуг в России. Конечно, за это время мы приобрели большое количество новых клиентов: если раньше доля международных компаний в нашей выручке составляла порядка 85%, то сейчас соотношение кардинально изменилось и 85% выручки нам приносят уже российские клиенты. Изменились и мы сами: на сегодняшний день EY – это российская компания, которой владеют и управляют российские граждане, и 97% наших сотрудников имеют российское гражданство. С точки зрения импортозамещения наша компания подает отличный пример: мы производим экспортоориентированный товар – наши отчеты принимаются на крупнейших мировых биржах. При этом создает эти отчеты именно российский персонал, который ни в чем не уступает лучшим международным специалистам. Так и услуги, которые мы можем предложить клиентам, соответствуют всем стандартам лучших мировых практик как самой глобальной организации EY, так и подобных компаний.
Какие тенденции будут оказывать на рынок аудита и консалтинга определяющее воздействие в 2016 году и в перспективе ближайших двух-трех лет?
Сейчас именно качество оказания услуг выходит на первый план, ведь на рынке появилось очень много компаний, которые за небольшие деньги готовы предложить продукты и услуги в области аудита и консалтинга, но они в значительной степени не соответствуют ожидаемому качеству со стороны клиента. Это не позволяет компаниям презентовать результаты отчетности на международном уровне. Важен и тот факт, что государство стало уделять вопросам качества услуг и ответственности аудитора больше внимания. Как участники рынка мы надеемся, что этот процесс позволит вывести работу аудиторов на новый уровень.
Как вы оцениваете миграцию крупного российского бизнеса к отечественным АКГ в целях аудита консолидированной отчетности (Газпром, Ростехнологии) -- это единичные примеры или формирующаяся тенденция?
Необходимо уточнить, что такого понятия как зарубежные АКГ в России не существует. Согласно законодательству РФ, все аудиторские компании, которые работают в России, являются российскими. Здесь речь, скорее, идет о международных сетях, куда входят аудиторские компании. Стоит отметить, что среди ведущих компаний на российском рынке аудита и консалтинга из топ-10 рэнкинга RAEX («Эксперт РА») практически все состоят в международных сетевых структурах. Таким образом тот же «Газпром», те же «Ростехнологии» обслуживают международные сетевые аудиторские компании, следовательно, едва ли можно говорить о смене тенденций.
Какие меры представляются вам наиболее действенными для преодоления застарелой проблемы демпинга на рынке аудита и консалтинга, а также для борьбы с предоставлением некачественных услуг?
Для оказания услуг на высоком уровне, конечно, ключевое значение имеет параметр цена-качество. Так и при оценке поставщика услуг в рамках тендера больший вес должны иметь именно качественные характеристики по отношению к ценовым. Поэтому необходимы законодательные изменения требований к закупкам аудиторских услуг с целью устранения ценового фактора в качестве наиболее важного в оценке кандидатов на аудит.
Другим важным аспектом качественного изменения аудиторских процессов является применение улучшенной корпоративной практики компаниями в отношении процедур выбора аудитора, которая позволяет собственникам, а не менеджменту, играть большую роль в данном вопросе.
Безусловной эффективной мерой будет также повышение внешнего контроля качества, проводимого как регулятором, так и СРО в отношении аудиторских компаний. И, наконец, дальнейшее реформирование всей аудиторской профессии с целью избавления от так называемых «комфортных» аудиторов.
Сказалось ли на секторе аудита и консалтинга в целом, и на бизнесе вашей компании в частности, политика замещения импорта, а также реализация санкций в отношении России?
Мы действительно лидеры в области импортзамещения, поэтому можем смело заявить, что наша компания достигла задач, которые мы поставили много лет назад, создав действительно российскую фирму, входящую в международную сеть.
Какие виды аудита и консалтинга оказались наиболее значимыми для вашей компании в 2015 году? Изменился ли спрос на них в связи с кризисом? Что в связи с этим вы ждете от итогов 2016 года?
Аудит был и остается востребованным. Что касается консалтинга, повысился спрос на услуги по таким направлениям, как оптимизация и сокращение расходов, создание более эффективной операционной модели бизнеса, выбор более эффективных ИТ-систем, консультации в области аутсорсинг, компенсаций и льгот, тема налогов продолжает быть актуальной.
Впервые ваша организация приняла участие в ежегодном рэнкинге аудиторских групп в 2015 году. Для многих это знаковое событие. Как вы думаете, станет ли для вас участие в рэнкинге традицией. Чем продиктована потребность участия в списке крупнейших?
Это был наш первый опыт, и результаты нас порадовали: мы получили подтверждение того, что занимаем действительно хорошую позицию на российском рынке. О традициях говорить пока рано, и, станем ли мы постоянными участниками рейтинга, покажет время.