«Российский рынок характеризуется ужесточением конкуренции»
Игорь Островский , Старший партнёр КСК групп
Какие события на российском рынке аудита и консалтинга за последние 20 лет вы считаете наиболее значимыми и почему?
С учетом того, что существование рынка аудита и консалтинга насчитывает немногим более 20 лет, можно сказать, что все еще идет его формирование и до стадии зрелости пока далеко.
Обусловленный появлением рыночной экономики в начале 1990-х годов, рынок аудита и консалтинга носил тогда довольно стихийный и несколько даже сомнительный характер. Прежде всего потому, что профессиональным экспертам просто неоткуда было взяться, да и качество запросов бизнеса было самым примитивным.
Наиболее востребованными в середине 1990-х годов были налоговый и юридический консалтинг. Новорожденные фирмы со штатом 2–3 человека консультировали по налогам и их оптимизации, регистрировали фирмы в зонах с особым льготным налоговым режимом, организовывали вексельные схемы и прочее, клиентов искали прямо в налоговых инспекциях. Там же, на самодельных прилавках, лежали грудой книги со свежим налоговым, гражданским и бухгалтерским законодательством, а также всевозможные пособия о том, как легально или не очень оптимизировать налоги.
Параллельно развивался и рынок аудиторских услуг. Формирование фондового рынка, развитие финансовых институтов, использующих средства частных инвесторов, и их первые банкротства обусловили необходимость появления аудита как одного из важнейших инструментов стабилизации экономики. Аудиторская деятельность базировалась на временных правилах, в то время как аудиторы руководствовались, скорее, интуицией, чем какими-либо четкими принципами.
Специалистами-консультантами становились и бывшие сотрудники финансово-экономических вузов, и вновь обретшие профессию, например, закончившие бухгалтерские курсы.
В 2000-е годы вместе с ростом экономики, обусловленным высокими ценами на нефтепродукты, рынок консалтинга развивался все более активно. Линейка предлагаемых услуг наполнилась новыми более сложными сервисами: сопровождение сделок по приобретению компаний (M&A), автоматизация учетных и производственных процессов, а инвестиционный бум обусловил спрос на анализ инвестиционных проектов и бизнес-планы. К этому времени эксперты накопили приличный опыт, а сами заказчики – представители бизнеса – стали более грамотными и избирательными по отношению к консультантам.
В начале 2000-х годов был принят первый Закон об аудиторской деятельности и ряд стандартов, несколько упорядочивших деятельность проверяющих.
2010-е годы отмечаются ростом спроса на консалтинговые и аудиторские услуги со стороны компаний, частично или полностью принадлежащих государству. Традиционные услуги по аудиту потеснились заказами в области МСФО, автоматизации, системы внутреннего контроля, оценки и даже маркетинга. Причем представители компаний, ответственных за реализацию проектов, демонстрировали достаточно высокий уровень собственной компетенции по данным вопросам.
В 2010-х годах прошла вторая реформа аудиторской деятельности. Новый закон об аудиторской деятельности ужесточил требования к компаниям и перевел систему контроля с полностью государственного на частично саморегулируемый. Звание аудитора необходимо было подтвердить снова в течение 2011–2012 годов, что смог сделать только один из каждых 10 ранее аттестованных аудиторов. Законом были определены критерии к компаниям и аудиторам, которые могут провести аудит общественно значимых организаций.
Какие наиболее значимые события произошли в вашей компании за 20 лет и за 2015 год?
В 2015 году мы еще больше укрепили нашу систему продаж, партнерский пул и экспертный состав. В прошлом году КСК групп выросла как по численности персонала, так и по прибыли и выручке. Мы укрепили бренд и оптимизировали все точки контакта.
Значимым событием в 2015 году для КСК групп стал наш десятый, юбилейный форум «Круглый стол директоров», который прошел в Сочи. Форум традиционно собрал около 220 участников, из которых 137 – это генеральные и финансовые директора и собственники частных российских компаний. В мероприятии приняли участие авторитетные эксперты, за четыре дня мы обсудили самые актуальные темы правоприменительной и судебной практики в области налогообложения, вопросы обеспечения развития и устойчивости бизнеса.
Одним из самых главных достижений КСК групп за прошедшие 20 лет можно считать реализацию модели комплексного консалтинга. Фактически КСК групп – единственная компания на российском рынке, которая в режиме одного окна способна решать все бизнес-задачи, стоящие перед клиентом. От вопросов налоговой безопасности и имущественных рисков до вопросов разработки стратегии, маркетинга, привлечения финансирования и автоматизации бизнеса, обеспечивая безопасность, устойчивость и развитие бизнеса наших клиентов. Для того чтобы реализовать данную концепцию, необходимо иметь большой пул экспертов и регулярно снабжать их заказами. Нам эта задача оказалась по плечу. Мы по праву гордимся своей коммерческой группой, численность которой регулярно растет. В результате отлаженной работы системы в течение всех 20 лет мы приносим пользу нашим клиентам в виде окупаемости вложенных затрат. Наши клиенты всегда четко понимают, как долго будет окупаться предложенное нами решение и какую выручку оно принесет либо какие издержки снизит.
Кроме того, КСК групп – единственные, кто в течение всех 20 лет остается верен своему клиенту: мы работаем исключительно со средним частным российским бизнесом, это абсолютно реальный сектор с годовым оборотом в среднем от 500 млн рублей в год до 10 млрд рублей. Это производственные, строительные и торговые компании, организации, оказывающие услуги b2b. Многие наши коллеги давно ушли в крупные тендеры, организуемые компаниями с государственным участием, крупными сырьевыми компаниями. Мы же все 20 лет продолжаем работать со средним бизнесом, с реальной частной инициативой.
Какие тенденции будут оказывать на рынок аудита и консалтинга определяющее воздействие в 2016 году и в перспективе ближайших двух-трех лет?
Российский рынок характеризуется ужесточением конкуренции. Во многих сегментах наблюдается активная консолидация, растет количество сделок слияния и поглощения.
Кратковременные тактические инициативы более не могут обеспечивать рост бизнеса, ему требуется более фундаментальный анализ и совершенствование. Как следствие – рост спроса на консалтинг в области стратегического управления, определения оптимальной юридической и бизнес-структуры и модели управления группой компаний и отдельными бизнесами, управления эффективностью (в том числе затратами), а также различные виды аутсорсинга.
Помимо разработки собственно стратегии компании, необходимо обеспечить ее реализацию и выбранную модель управления. Для этого реализуются проекты по организации процессов планирования и контроля, разработке систем ключевых показателей эффективности и иных способов достижения компанией поставленных целей.
В условиях такой бешеной динамики рынка, свидетелями которой мы с вами являемся, ключевые управленческие решения принимаются в моменте. Для этого жизненно важным становится наличие оперативной и достоверной учетной информации. Поэтому в настоящее время услуги бизнес-консультантов по ускорению процессов подготовки отчетности и совершенствованию учета являются очень востребованными. Это и автоматизация процессов, и так называемое быстрое закрытие, и популяризация отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО.
Кроме того, большим спросом пользуются услуги по комплексному совершенствованию финансовой функции в целом (включая организацию и все процессы финансового управления).
Необходимо отметить рост спроса на консалтинговые услуги и со стороны мелкого и среднего бизнеса. Тенденция обращаться в консалтинговую компанию за помощью в результате кризисной ситуации сохраняется.
Важно отметить региональное расширение бизнеса крупных консалтинговых компаний. Центрами российского консалтинга продолжают оставаться Москва и Санкт-Петербург, ситуация тут вряд ли изменится, по крайней мере, в обозримом будущем. При этом спрос на консалтинговые услуги в регионах сейчас довольно высокий и продолжает расти. Отмечается дефицит локальных специалистов, в результате чего средний региональный бизнес вынужден прибегать к услугам столичных компаний. Современные способы удаленного доступа способствуют эффективному сотрудничеству без территориальных барьеров и расходов на командировки.
Какие меры представляются вам наиболее действенными для преодоления застарелой проблемы демпинга на рынке аудита и консалтинга, а также для борьбы с предоставлением некачественных услуг?
Окончательно победить демпинг в профессиональных услугах (управленческий консалтинг) вряд ли возможно. Всегда найдутся новички рынка, которые попытаются занять свою нишу за счет льготных цен. Основная задача серьезных игроков – повышать качество и результативность своих услуг, активно продвигать в бизнес-сообщество современные подходы, технологии и «истории успеха». В стратегической перспективе проблема демпинга сама сойдет на нет за счет серьезного повышения стоимости лидогенерации. Маленькие компании и независимые консультанты просто будут вынуждены с рынка уходить.
Сказалась ли на секторе аудита и консалтинга в целом и на бизнесе вашей компании в частности политика замещения импорта, а также реализация санкций в отношении России?
Последние политические события, безусловно, коснулись, но не оказали существенного влияния на наш бизнес. Крупные российские аудиторские компании, несомненно, выиграли в результате частичного размещения госзаказов среди них, потеснив позиции «большой четверки» аудиторов и ряда западных консалтинговых компаний. Но нельзя сказать, что это массовое явление. Российский рынок аудита и консалтинга рассчитывал на большее. Поскольку мы в большей степени ориентируемся на частный бизнес, мы не сильно разочаровались – это перераспределение нас почти не коснулось. Тем не менее мы приняли на себя перераспределение заказов в связи с ростом ставок западных игроков, ориентирующихся так или иначе на валютные ставки в работе. Сокращение бюджетов компании потребовало провести тендеры для поиска оптимального соотношения цена–качество.
Наш бизнес не был подвержен влиянию санкций, но поскольку санкции, прямо или косвенно, сказались на многих наших клиентах, мы их также ощутили.
В большинстве своем это потребовало разработки изменений в схемах хозяйствования: отказ от импорта ряда товаров в пользу российских производителей, перенос производства в Россию, пересмотр договоров и схем расчетов с иностранными контрагентами. Можно признать тот факт, что импорт в Россию из Китая и иных стран с традиционно дешевой рабочей силой уже не так привлекателен на фоне нынешних курсов валют, а потому мы наблюдаем разворачивание производства в России в тех сегментах, которые устояли в сложных кризисных условиях.
Какие виды аудита и консалтинга оказались наиболее значимыми для вашей компании в 2015 году? Изменился ли спрос на них в связи с кризисом? Что в связи с этим вы ждете от итогов 2016 года?
Наиболее динамично развивающейся консалтинговой практикой по итогам 2015 года можно назвать практику стратегического (управленческого) консалтинга. Она включает в себя вопросы разработки пошаговой стратегии, как и куда будет двигаться компания в 2016 году.
В сфере аудита в 2015 году большим спросом пользовалась диагностика управленческого учета. То есть не просто анализ документов бухгалтерского учета, а комплексная проверка управленческого учета, позволяющая выяснить, сколько компания зарабатывает, сколько тратит, в каком объеме может инвестировать средства, например, в разработку стратегии на будущий год, в открытие нового направления или на другие цели.
Важная тема в условиях экономического кризиса – сокращение издержек. Основная стратегия – изыскание внутренних резервов для снижения трат, для чего необходимо анализировать их структуру. Как показывает практика, практически в любой компании можно сократить издержки минимум на 5%, часто этот показатель составляет до 30%. Также серьезно сэкономить можно благодаря подробному анализу себестоимости производимых товаров и оказываемых услуг и ее снижения – это важный резерв для сокращения издержек.
По итогам 2016 года мы ждем роста по указанным выше направлениям, надеемся увидеть высокий процент эффективности при реализации разработанных нами в 2015 году и в начале 2016 года стратегиях развития.
Также есть ряд услуг, которые наверняка будут востребованы в 2016 году. В первую очередь это касается сопровождения процедур банкротства: рынок продолжат покидать компании, которым не хватает средств для продолжения деятельности.
Среди компаний, которые останутся на рынке, будут пользоваться спросом услуги по анализу потребительского рынка, проведение маркетинговых исследований. Сокращение издержек может повлечь за собой снижение качества выпускаемой продукции и, как следствие, уменьшение спроса на определенный товар. Изучение потребительского спроса становится крайне важным в таких условиях. Традиционно востребованной останется услуга помощи в построении системы продаж, ведь деятельность по сбыту является основой любой коммерческой структуры. Кроме того, в 2016 году новый импульс в развитии получит оказание услуг по рестайлингу фирменного стиля, по позиционированию бренда компании на рынке.
Какие факторы в настоящее время влияют на спрос в сегменте налогового консалтинга и юридических услуг, связанных с аудиторской деятельностью? Заметны ли здесь какие-то значимые изменения, связанные с кризисом?
Право всегда шагает за бизнесом, поэтому изменения в экономике и предпринимательской сфере меняют юридические услуги. Кризис, ударивший по реальному сектору, уже повлиял на рынок юридических и консалтинговых услуг. Впрочем, каких-то глобальных потрясений рынок пока не испытал.
Есть некоторый спад в рынке ценных бумаг, востребованы услуги в области реструктуризации долга, M&A c акцентом на реструктуризацию, когда доля в бизнесе приобретается не за деньги, а за счет уменьшения долга. Силен спрос на арбитражную и налоговую практику. Потребность в услугах по налоговому и корпоративному праву будет подстегиваться курсом на деофшоризацию, ужесточением налогового законодательства, а также притоком капитала из Китая и вложениями российских инвесторов в зарубежную экономику.
Большое влияние на рынок юридических услуг окажет усиление административного давления в налоговой сфере. Налоговые и правоохранительные органы устанавливают жесткие планы по сбору налога и выявлению недоимок, которые надо выполнять. В свою очередь, суды крайне не спешат вставать на сторону бизнеса, опасаясь подтвердить обоснованность действий руководства компаний при принятии ими обычных решений.
Особое внимание со стороны налоговиков в ближайшем году будет обращено на схемы с аффилированными зарубежными компаниями. Налоговики ищут вывод прибыли через занижение выручки или завышение закупочных цен. Правила, касающиеся анализа трансфертных цен, по факту применяются и к периоду, когда еще не были введены специальные нормы законодательства. Налоговому адвокату и консультанту, а вместе с ними и судьям, требуется углубляться в основы ценообразования предприятий, в процессах конкурируют между собой заключения экспертов, привлеченных спорящими сторонами. Любые сомнения, к сожалению, вопреки базовым принципам налогового законодательства сейчас разрешаются не в пользу бизнеса. В такой ситуации процессы становятся более трудоемкими, хуже прогнозируются, что выталкивает участников процесса из ставшей за последние годы комфортной легальной среды назад в 1990-е.
Прибавилось работы налоговым юристам и в связи с введением с 2015 года в действие законодательства о деофшоризации. Крупный государственный и частный бизнес, прочно привязанный к РФ, с середины прошлого года активно проводит мероприятия по подготовке к применению нового законодательства – занимается реструктуризацией групп, убирает лишние зарубежные структуры, налаживает внутренние процедуры, призванные обеспечить подготовку и сдачу специальной налоговой отчетности по зарубежным дочерним и зависимым компаниям.
Этот процесс будет активно занимать налоговые подразделения компаний и налоговых консультантов как минимум ближайшие три года, пока не стабилизируется применение нового законодательства – оно еще в процессе доработки, наладятся как новые бизнес-процессы, так и контрольные процедуры налоговых органов.
В свою очередь, на рынок консалтинга в период спада экономики оказывают влияние два разнонаправленных фактора. В кризис у большинства компаний расходы на консалтинг попадают под сокращение. С другой стороны, возникает потребность в консалтинговых услугах, связанных с определением направления развития бизнеса в кризисной ситуации. В частности, спрос на финансовый и налоговый консалтинг сейчас не уменьшается, а объем сегмента IT-консалтинга даже растет.
Также остаются актуальными услуги по оптимизации налогообложения и реструктуризации задолженности. При этом уровень конкуренции между корпоративными юристами вырастет.
Можно увидеть закономерность в требованиях клиента о соотношении стоимости и результата: Клиент хочет четко понимать, за что он платит и что он за это получит. Клиенты стали более зрелыми и требовательными к качеству услуг.