«Аудиторы не могут жить существенно лучше своих клиентов, поэтому в ближайшее время от рынка не стоит ждать роста»
Марина Ризванова , Генеральный директор АКГ «Уральский союз»
Какие события на российском рынке аудита и консалтинга за последние 20 лет вы считаете наиболее значимыми, и почему?
Российский аудит держится исключительно на его обязательности, поэтому главным событием за 22 года является появление постановления Правительства РФ от 07.12.1994 №1335 и сохранение обязательности аудита в последующих специальных законах. К 1996 году нормативная база по обязательному аудиту была уже сформирована. Основным экономическим критерием для его проведения было наличие выручки в размере не менее 500 тыс. МРОТ или активов на 200 тыс. МРОТ. В 2000 году МРОТ для целей расчета незарплатных платежей был зафиксирован, и суммы в 50 млн рублей для выручки и 20 млн рублей для активов были стабильными почти 14 лет. Именно тогда была заложена основа расширения клиентской базы, т.к. инфляция каждый год расширяла круг аудируемых лиц. Первый закон «Об аудиторской деятельности» ввел количественный минимум в 5 аттестованных аудиторов для возможности осуществления аудиторской деятельности, действующий закон – заменил лицензирование обязательным членством в СРО, снизил до 3 минимальное количество аудиторов в компании и ввел дополнительную аттестацию для проверки публичных компаний и субъектов с госучастием. Но главный экономический критерий остался неизменным. А вот Федеральный закон от 01.12.2014 №403-ФЗ нанес аудиторскому рынку удар, от которого он до сих пор не оправился: критерий по выручке был увеличен в 8 раз, по активам – втрое. В результате с рынка ушли десятки компаний, оставшиеся без клиентов, ведь инициативный аудит заказывало и заказывает меньшинство.
Какие наиболее значимые события произошли в вашей компании за указанный срок (20 лет) и за 2015 год?
20 лет – это целая жизнь, особенно в эпоху революций. Жизнь нашей фирмы, созданной в начале 1990-ых, была наполнена разными событиями: взлетами и падениями. Разумеется, ключевым моментом для компании стал 1995 год – год основания, когда был заложен фундамент успеха: команда профессиональных сотрудников, объедененных общей идеей – предоставлять качественные услуги на рынке. С каждым годом рос спектр предоставляемых услуг, для реализации которых необходимо было расширять структуру.
Значимым стал для нас 2001 год, когда аудиторская фирма «Уральский союз» вошла в перечень компаний, получивших право проверять предприятия с долей государства. Ежегодно ведущие рейтинговые агентства и СМИ включали компанию в перечень крупнейших аудиторских и консалтинговых компаний, подтверждая тем самым высокий статус на рынке.
В 2011 году Совет по присуждению Национальной премии в области аудита, оценки, экспертизы и консалтинга наградил нас дипломом лауреата в номинации «Лучшая аудиторская компания года».
Хочется отметить 2013 год, когда в разгар высокого сезона аудита, мобилизовав все наши ресурсы (профессиональную команду аудиторов и консультантов, наработанные методики проведения аудиторских проверок), мы смогли успешно реализовать проект по проверке более 140 дочерних зависимых обществ ОАО «Оборонсервис», расположенных по всей стране. И в подтверждение высокого качества проделанной работы мы получили от предприятий положительные отзывы и благодарности.
В 2014 году Федеральная служба финансово-бюджетного надзора выдала положительное заключение по итогам проверки, тем самым подтвердив соответствие качества аудиторской деятельности компании всем требованиям закона об аудиторской деятельности, стандартам аудиторской деятельности, правилам независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодексу профессиональной этики аудиторов,
2015 год, как и для большинства, был для нас непростым. Нам пришлось изрядно потрудиться (как та лягушка) и в конечном итоге взбить масло. Были выиграны конкурсы на аудит в Объединенной ракетно-космической корпорации, в ФГУП «РосРАО», ФГУП «Росморпорт», ФГУП «НПЦАП» им. академика Н.А. Пилюгина. В прошедшем году компания вошла в топ-20 крупнейших аудиторских компаний РФ по версии ИД «Коммерсант» и в топ-30 по версии RAEX («Эксперт РА»), заняв 7-е место по налоговому консалтингу.
Оглядываясь на 20 лет назад, мы можем с гордостью отметить, что мы выбрали правильную стратегию развития, направленную на привлечение профессионалов высокого класса, преданных своему делу и способных успешно реализовать проекты различной сложности! Ведь надежная команда – залог успеха на рынке высокоинтеллектуальных услуг.
Какие тенденции будут оказывать на рынок аудита и консалтинга определяющее воздействие в 2016 году и в перспективе ближайших двух-трех лет?
Главным фактором, влияющим на рынок аудита и консалтинга, будет экономический кризис. Аудиторы не могут жить существенно лучше своих клиентов, поэтому в ближайшее время от рынка не стоит ждать роста. В 2016 году станет ясно, как будет регулироваться и управляться российский аудит, т.к. к концу года истечет срок на выполнение аудиторскими СРО требований закона по увеличению количества членов до 10 тыс. аудиторов и/или 2 тыс. компаний. Если ни одна из СРО аудиторов не наберет нужное количество членов, возможен и возврат к лицензированию. Внешний государственный контроль аудиторской деятельности тоже будет иным с ликвидацией Росфиннадзора и передачей его функций Федеральному казначейству. Буквально на днях введены в действие на территории России несколько десятков МСФО и разъяснений к ним. Аудиторам, проверяющим отчетность компаний по международным стандартам, придется изучать большой массив информации.
Как вы оцениваете миграцию крупного российского бизнеса к отечественным АКГ в целях аудита консолидированной отчетности (Газпром, Ростехнологии). Это единичные примеры или формирующаяся тенденция?
То, что происходит сейчас, больше похоже на тенденцию, причем не только по консолидированной отчетности. В выборе именно российского аудитора есть и политическая составляющая в виде давления санкций, из-за которого привлечение иностранного капитала становится менее актуальным, и экономическая – когда спад в экономике делает более привлекательными рублевые расценки. Вопрос только в том, как долго оба эти фактора будут влиять на выбор клиентов.
Какие меры представляются вам наиболее действенными для преодоления застарелой проблемы демпинга на рынке аудита и консалтинга, а также для борьбы с предоставлением некачественных услуг?
Демпинг на аудиторском рынке идет от клиентов. Они (если аудит нужен только в силу обязательности) склонны минимизировать требования к квалификации привлекаемых аудиторов и их трудозатраты. Но любая работа, в т.ч. аудиторская проверка, требует вполне определенных минимальных трудозатрат, необходимых для выполнения качественной работы. Поэтому для предотвращения демпинга в аудите необходимо прописывать в договоре оптимальные критерии, которые будут гарантировать нормальное качество работы. Кроме того, для повышения качества аудита должна быть установлена личная ответственность аудиторов за результаты проведенных ими проверок, чтобы не было той ситуации, как сейчас на банковском рынке, когда у банков, лишенных лицензии, проверки с положительными заключениями проводили одни и те же люди, но от разных аудиторских организаций.
Сказалось ли на секторе аудита и консалтинга в целом, и на бизнесе вашей компании в частности, политика замещения импорта, а также реализация санкций в отношении России?
Существенного влияния факторы импортозамещения и санкций на рынок не оказывают. Рынки аудита для иностранных и российских пользователей мало соприкасаются, для работы по аудиту компаний по РСБУ необходимы аудиторы с российскими квалификационными аттестатами, которыми укомплектованы именно российские компании. А на рынке аудита по МСФО изменения вполне возможны, но не из-за санкций, а из-за кризиса. Квалифицированных российских аттестованных специалистов по МСФО уже достаточно в российских аудиторских компаниях, расценки которых более привлекательны для заказчиков.
Какие виды аудита и консалтинга оказались наиболее значимыми для вашей компании в 2015 году? Изменился ли спрос на них в связи с кризисом? Что в связи с этим вы ждете от итогов 2016 года?
Что же касается тенденций в сфере консалтинга, то существенных изменений не произойдет. Будут востребованы услуги по правовой поддержке в вопросах трансфертного ценообразования, управлении задолженностью и по защите от контролирующих органов, ведь расставаться с деньгами в кризис компаниям будет все тяжелее. Спрос на налоговый консалтинг будет сравнительно стабильным, хотя акцент в работе сместится от использования налоговых резервов к защите бизнеса от активизировавшихся в кризис налоговиков. В юридическом консалтинге спросом будут пользоваться услуги узкопрофильных специалистов, содержание которых клиентам невыгодно (например, по интеллектуальной собственности или по госзакупкам), а также правовой аутсорсинг, когда штатные юристы будут сокращены.
Какими критериями нужно руководствоваться при ценообразовании аудитору и его клиенту?
Цена зависит от запросов клиентов – одним нужен формальный аудит, другим – действительно серьезная проверка (вплоть до финансовых расследований). На самом деле, в России до сих пор никто не знает, что такое аудит. Отсюда и демпинг, поскольку при формальном аудите обе стороны ориентируются на самый простой – ценовой критерий. Поэтому так важен контакт с клиентом на стадии до оформления технического задания, чтобы определить и приоритеты в работе, и реальность клиентских пожеланий.