«То, что вопросы аудита заинтересовали Главу государства, и этот интерес выразился в определении приоритетных направлений дальнейшего развития аудиторской деятельности в России, по которым будут работать и Минфин, и СРО, и аудиторское сообщество, не может не радовать»
Светлана Романова, Управляющий партнёр Группы компаний «Нексиа Пачоли»
Какие события на российском рынке аудита и консалтинга за последние 20 лет вы считаете наиболее значимыми и почему?
За двадцать минувших лет произошло много разных событий, значимых для российских аудиторов. Так как мы сейчас можем говорить только о становлении института аудита финансовой отчетности в России, то эти события были разнонаправленными и не всегда положительно сказывались на развитии нашей деятельности.
В 2001 году был принят первый закон «Об аудиторской деятельности», сменивший наконец-то так называемые Временные правила, действовавшие на протяжении более 7 лет.
В 2008 году этот Закон был заменен новым, 307-ФЗ, который ввел понятие саморегулирования в аудит, обязательности контроля качества работы, единого аттестата. С тех пор этот закон многократно дополнялся, редактировался, вносились поправки.
Нельзя не сказать о последних изменениях, внесенных в закон. Это и ужесточение требований к аудиторам, и новые критерии саморегулируемых организаций аудиторов.
Мы всегда с пониманием относимся к таким нововведениям, ведь в целом они ведут к улучшению ситуации на аудиторском рынке, хотя бывают и «перекосы».
И, конечно же, знаковым событием для нас является Поручение Президента Российской Федерации от 19.12.2015 №Пр-2629. То, что вопросы аудита заинтересовали Главу государства, и этот интерес выразился в определении приоритетных направлений дальнейшего развития аудиторской деятельности в России, по которым будут работать и Минфин, и СРО, и аудиторское сообщество, не может не радовать.
Что наиболее значимое произошло в вашей компании за 20 лет и в 2015 году?
В 2015 году мы отметили юбилей компании – 20 лет. За это время мы выросли из структуры численностью в 5 человек до группы компаний со штатом в 180 человек, расширили спектр оказываемых услуг (начинали с аудита и бухгалтерского сопровождения, а сейчас оказываем услуги по различным направлениям – от аудита и оценки до юридического и управленческого консалтинга), воспитали не одну сотню грамотных высокопрофессиональных специалистов – аудиторов, оценщиков, консультантов, многие из которых продолжают трудиться в нашей компании, создали стройную систему внутренних стандартов работы. За эти годы у сотрудников компании родилось 70 детей, мы переселились в собственный современный офис.Наша компания стала одним из инициаторов создания общественной организации «Национальный союз аудиторов», в которую сейчас входят такие аудиторские организации, как ФБК, «Бейкер Тили» и др.
Наши клиенты тоже растут, развиваются, осваивают новые формы управления, по-новому структурируются, овладевают технологией составления МСФО и других современных форм отчетности. Мы рады отметить, что происходит это не без нашего участия.
При этом мы не считаем, что уже всего достигли и не «почиваем на лаврах», мы продолжаем двигаться вперед и являемся активными участниками аудиторско-консалтингового рынка.
Какие тенденции будут оказывать на рынок аудита и консалтинга определяющее воздействие в 2016 году и в перспективе ближайших двух-трех лет?
Хочется надеяться, что тенденции будут положительными. Крупные отечественные фирмы получили возможность доказать, что их работа не хуже, а с учетом глубокого знания российских реалий – возможно, и лучше работы их зарубежных коллег. Содействовать этому будет исполнение поручений Президента РФ 19 декабря 2015 года. С рынка должны уйти аудиторы, работающие некачественно, время от времени, без методик и стандартов.
Как Вы оцениваете миграцию крупного российского бизнеса к отечественным АКГ в целях аудита консолидированной отчетности (Газпром, Ростехнологии). Это единичные примеры или формирующаяся тенденция?
В целом положительно. Это правильный шаг. Если российский бизнес станет доверять российским аудиторам, то им легче будет заслужить признание и на зарубежных площадках. Для того, чтобы эта «миграция» не ограничилась единичными примерами, а стала тенденцией, российским АКГ необходимо оправдать доверие, продемонстрировать готовность к эффективной качественной работе с такими клиентами.
Какие меры представляются вам наиболее действенными для преодоления застарелой проблемы демпинга на рынке аудита и консалтинга, а также для борьбы с предоставлением некачественных услуг?
Во-первых, разъяснительная работа среди пользователей аудиторских и консалтинговых услуг о требованиях, предъявляемых к этим услугам, об их сложности и трудоемкости, об ответственности аудиторов. Во-вторых, организация действенного, а не формального внешнего контроля со стороны саморегулируемых организаций. В-третьих, урегулирование на законодательном уровне подходов к конкурсному отбору аудиторов и консультантов, не позволяющих однозначно выигрывать конкурс тем, кто снижает цену, не имея возможности квалифицированно выполнить работу.
Сказалось ли на секторе аудита и консалтинга в целом, и на бизнесе вашей компании в частности, политика замещения импорта (в том числе по отношению к услугам), а также реализация санкций в отношении России?
С одной стороны, политика импортозамещения и санкции на нашу деятельность прямого влияния не оказали. У нас российские сотрудники, интеллектуально емкое «производство», не зависящее от поставок импортных деталей и запчастей. Что касается наших клиентов, то подавляющее большинство из них – российские компании, занимающиеся реальным бизнесом, которые осуществляют свою деятельность и сегодня, и в будущем.
С другой стороны, более внимательное отношение к использованию иностранных консультантов в ряде отраслей (например, в оборонно-промышленном комплексе) позволили нам привлечь новых клиентов, которые ранее по разным соображениям не работали с российскими специалистами.
Какие виды аудита и консалтинга оказались наиболее значимыми для вашей компании в 2015 году? Изменился ли спрос на них в связи с кризисом? Что в связи с этим вы ждете от итогов 2016 года?
В 2015 году мы показали запланированный рост объемов оказанных услуг, чего и ждем в 2016 году. Спрос растет, что объясняется реальностью бизнеса наших клиентов. Вслед за профессором Преображенским из булкаговского «Собачьего сердца» хочется сказать «…разруха не в клозетах, а в головах!». Надо работать, а не только думать о том, насколько упала цена на нефть, и вырос доллар, тогда и кризис останется для нас только словом, а не реальным событием.
В 2016 году перспективными для нас услугами, очевидно, будут проведение аудита по МСФО крупных холдинговых компаний ОПК, консалтинг в сфере управления интеллектуальной собственностью.
По вашему мнению, каким критериям должны соответствовать аудиторские объединения для полноценной трансформации в национальную сеть? В чем преимущества подобной формы сотрудничества в РФ и следует ли подводить под нормы закона российские сетевые объединения?
Эти критерии уже сформулированы в Правилах независимости аудиторов и аудиторских организаций, поэтому не будем «изобретать велосипед». Кроме того, Порядок ведения перечня аудиторских сетей уже разработан Рабочим органом и представлен к одобрению Совету по аудиторской деятельности 4 февраля 2016 года. Преимущества таких объединений очевидны – проведение совместных мероприятий, экономия на создании единых методологических документов и технологий оказания услуг, возможность предоставить клиенту совместно оказываемые услуги, обратиться за помощью и поддержкой к коллегам, которым можно доверять, потому что качество их работы проверено сетью.