«Общее состояние экономики не слишком благоприятно для развития рынка консультационных услуг»
Александр Радуцкий, Управляющий директор МЭФ PKF
– По вашему мнению, каким образом сегодня макроэкономическая ситуация благоприятствует развитию секторов аудиторских и консалтинговых услуг в нашей стране? Какие услуги остаются для заказчиков приоритетными и почему, а какие из услуг стали для заказчика менее интересны? Соответствует ли это международным тенденциям рынка аудита и консалтинга?
– Общее состояние экономики не слишком благоприятно для развития рынка консультационных услуг. В отсутствие значительного экономического роста у участников рынка недостаточно стимулов для повышения эффективности, развития конкурентных преимуществ и привлечения финансирования, что определяет спрос на соответствующие консультационные услуги. В настоящее время спрос стимулируют, прежде всего, изменения экономической политики и законодательства, предъявляющие новые, более сложные требования к организации и ведению бизнеса, соответствие которым необходимо обеспечивать. Вследствие этого растут потребности наших клиентов в услугах юридического и налогового консультирования. Мы также наблюдаем стабильный рост спроса на услуги, связанные с цифровизацией, в том числе с управлением данными, а также на комплексные проекты по информационно-технологической трансформации бизнеса.
Что касается аудиторских услуг, всё профессиональное сообщество ждет принятия нового закона об аудите, который может существенно изменить расстановку сил, количество игроков рынка и спрос на аудиторские услуги. Он также повлияет на политику ценообразования участников отрасли за счет антидемпинговых мер, что позитивно скажется на качестве предоставляемых заказчику услуг.
Все наблюдаемые изменения на рынке аудиторских и консалтинговых услуг в России в целом созвучны с общемировыми тенденциями, однако, наш рынок довольно консервативен, и инновации, по сравнению с международной практикой, становятся востребованы клиентами с некоторым опозданием.
– Какие новые направления поддержки клиентов предлагает ваша организация?
– В 2019 году мы сделали ставку на развитие юридического блока. Кроме традиционных услуг в области аудита и сопутствующих ему услуг, сегодня мы предоставляем консультации по российскому и международному налогообложению для участников российского рынка и иностранных компаний, а также оказываем нашим клиентам поддержку на всех стадиях налоговых споров, включая досудебное сопровождение и защиту их прав в суде.
– Ваша компания второй год является членом международной аудиторской сети. Какие преимущества сегодня дает членство в международной сети и как это отражается на ваших клиентах?
– Мы являемся членом международной сети PKF International почти два года. Вступление позволило нам получить доступ к методологиям, выстроить внутренние процессы, в том числе контроль качества в соответствии с наиболее применимыми международными практиками, привлекать международных экспертов на проекты и обслуживать российские отделения глобальных компаний. Кроме того, к нам пришли новые клиенты, для которых важен факт членства в международной сети. Мы надеемся, что и дальше будем плодотворно сотрудничать с PKF.
– По вашему опыту, какие услуги в сфере налогового консалтинга в 2018 году и в нынешнем периоде пользовались большим спросом и с чем это связано? Каковы перспективы развития этих направлений на ближайший год?
– До февраля 2019 года был интерес к подаче специальных деклараций в рамках второго этапа «налоговой амнистии», следующий всплеск активности ожидается на третьем этапе. Неизменным спросом пользуется сопровождение налоговых проверок — с ростом уровня цифровизации налоговых органов проверки стали глубже, проверяющим стало проще анализировать финансовые потоки и устанавливать взаимосвязи между контрагентами, что приводит к увеличению рисков. Плановое налоговое консультирование не теряет актуальности в связи с постоянными изменениями налогового законодательства.
– На ваш взгляд, какие нововведения в налоговом законодательстве в 2018–2019 гг. требуют особого внимания со стороны налогоплательщиков (юридических лиц) и почему? Приведите, пожалуйста, два-три примера. Какую поддержку клиентам в этом отношении оказывает Ваша организация?
– Ключевым нововведением в налоговом законодательстве в 2019 году, бесспорно, стало повышение ставки НДС с 18 до 20% при сохранении ставки НДС 10% по отдельным видам товаров и услуг, и, как следствие, введение новой формы декларации по НДС, которую необходимо применять начиная с отчётности за I квартал 2019 года.
Ещё одним знаковым изменением, породившим массу налоговых споров, стала отмена налога на движимое имущество организаций (ст. 374 НК РФ). Именно вопрос отношения имущества организации к той или иной категории становится объектом налоговых споров, сопровождающихся многочисленными экспертизами, так как налоговое законодательство не содержит определения понятий «движимое имущество» и «недвижимое имущество», и, согласно ст. 11 НК РФ, их необходимо рассматривать с точки зрения гражданского законодательства.
Наши консультанты регулярно принимают участие в формировании правовой позиции клиента по вопросам налогообложения проводимых им хозяйственных операций, проводят налоговую экспертизу документов на предмет выявления налоговых и правовых рисков, правильности исчисления и уплаты налогов, решают сложные методологические вопросы применения налогового законодательства РФ, защищают права и представляют интересы клиентов в налоговых органах и арбитражных судах, в том числе в части налоговых споров, озвученных выше.
– По Вашим ощущениям, меняется ли спрос на консалтинг в области бухгалтерского и налогового учета, в связи с процессами цифровизации налоговых служб, или, например, в связи с появлением возможности повторных ревизий со стороны межрегиональных инспекций, с целью оценки качества работы инспекций, проводивших первоначальную выездную проверку крупнейших налогоплательщиков?
– Цифровизация налогового администрирования, как я упоминал выше, увеличила глубину налоговых проверок и дала проверяющим больше сведений о налогоплательщиках. Необходим встречный анализ контрагентов, в том числе иностранных, и проактивная оценка налоговых последствий сделок перед их совершением. С появлением в 2017 году статьи 54.1 НК РФ понятие должной осмотрительности ушло на второй план, приоритет имеет выяснение способности контрагента исполнить сделку и доказывание проверяющим деловой цели такой сделки.
Особняком стоят консультации по антиотмывочному законодательству, это объясняется активной ролью банков в профилактике ПОД/ФТ. К сожалению, действия банков в этом случае могут парализовать бизнес еще быстрее, чем действия налогового органа.
– Существуют ли постулаты, позволяющие избежать негативные взаимодействия с налоговиками?
– Первое — ведите бизнес так, как будто налоговым органам известно о нём всё, цифровизация давно против вас. Второе — защищайте информацию о вашем бизнесе так, чтобы не лишиться её в ходе налогового контроля. Третье — привлекайте специалистов с самого начала проверки. Четвёртое – относитесь серьезно к требованиям о представлении документов, они позволяют понять сферу интересов проверяющих. Если спрашивают о вашем контрагенте, свяжитесь с ним, сверьте детали. Пятое — не оставляйте вопросы проверяющих без ответа, иначе они додумают ответы за вас, а вопросов станет ещё больше. Шестое — бенефициар, директор, работник (особенно бывший), контрагент – все идут на допрос с адвокатом. Седьмое — не вступайте в конфронтацию с проверяющими без необходимости. Восьмое — старайтесь урегулировать налоговый спор до суда, в суде сделать это намного сложнее. Девятое — помните о рисках уголовной и субсидиарной ответственности. Резервируйте средства под возможные доначисления, проще объяснить акционерам резерв, чем следователю невозможность погасить ущерб бюджету. Десятое — не бросайте старые бизнесы, цифра помнит всё.