«Новые реалии, в которых оказалась российская экономика, могут привести отечественный аудит к двум взаимоисключающим сценариям будущего»
Сергей Никифоров, Генеральный директор аудиторской компании «ФБК Поволжье»
– Могли бы вы дать оценку, чего лишились международные аудиторские сети, приостановившие свое партнерство с российскими аудиторскими организациями? В чем эта ситуация негативна для российских аудиторских компаний, и наоборот, какие преимущества прослеживаются в этой связи? Может ли приостановка партнерства повлиять на качество аудиторских услуг в нашей стране?
– В создавшейся ситуации, связанной с прекращением работы международных сетей «большой четверки» на территории Российской Федерации, их бывшие российские подразделения утрачивают некую эксклюзивность, которая давала им определенные конкурентные преимущества на рынке.
Можно согласиться с тем, что из данных аудиторских компаний никуда не делись квалифицированные специалисты, накопленный опыт и приобретенные за годы работы компетенции. Однако теперь им придется бороться за место под солнцем наряду с некоторыми другими российскими аудиторскими организациями и строить отношения со своими клиентами исключительно на соотношении «цена-качество».
В создавшихся условиях определенные шансы потеснить рыночные позиции бывших членов «большой четверки» появились у некоторых других российских компаний. И здесь много будет зависеть от заказчиков аудиторских услуг, от их представления о расходах и ожидаемых результатах их оказания. Это, кстати, еще один из вопросов, на который в ближайшее время придется найти ответ. Куда сместится вектор целеполагания при оказании аудиторских услуг, как изменится периметр основных заинтересованных пользователей проаудированной отчетности, какую трансформацию претерпят структура и содержание аудиторских услуг – список вопросов можно продолжить.
– На ваш взгляд, какие факторы в текущем году благоприятствуют спросу на аудиторские услуги, а какие, наоборот, сказываются на нем негативно?
– Новые реалии, в которых оказалась российская экономика, могут привести отечественный аудит к двум взаимоисключающим сценариям будущего. С одной стороны, утрата привычных ориентиров в виде обеспечения интересов внешних инвесторов, участников фондового рынка и так далее, в новых реалиях теоретически может ассоциировать обязательный аудит в некое избыточное обременение для отечественного бизнеса. С другой стороны, если сами аудиторы готовы предложить новую «повестку дня», новое содержание своих услуг в тех же новых реалиях, то российский аудит может получить второе дыхание для своего развития и мощный стимул для профессионального роста. Безусловно, многое здесь зависит от позиции государства, как, пожалуй, самого значимого потенциально заинтересованного пользователя результатов работы аудиторов.
– По вашему мнению поменяется ли потребность российского бизнеса в подготовке и аудите публичной отчетности? Какие драйверы спроса здесь будут (или уже стали) наиболее ощутимыми? В теории, останется ли стабильным спрос на услуги в области МСФО?
– Несмотря на санкции, спрос на услуги МСФО, по-видимому, не претерпит какого-либо радикального снижения. Отечественные стандарты бухгалтерского учета и отчетности приказали долго жить, и фактически развитие бухгалтерской мысли у нас теперь неразрывно связано с МСФО.
– Какие перспективы развития сферы аудита и консалтинга вы могли бы отметить, в том числе с учетом сложившейся ситуации?
– Приостановление членства или исключение российских аудиторских организаций из международных сетей в ближайшем будущем не повлечет за собой каких-либо фатальных последствий. Хотя в дальнейшем, с точки зрения их профессионального развития, эффект будет не самый положительный.
Сложно сказать, каким образом будет осуществляться переориентация отечественной экономики на Восток и как это скажется на российском аудиторско-консалтинговом бизнесе. Мне приходилось взаимодействовать по данному вопросу с одним из немецких коллег, членом нашей международной сети, компанией, которая выстроила в Дуйсбурге целую структуру по обслуживанию китайских инвесторов. У нас же, по факту, этими функциями занимаются не частные, а государственные структуры.