«В условиях конкурентных рынков неизменными остаются требования заказчиков к оперативности реализации проектов и опыту команды»
Евгений Самойлов, партнер и генеральный директор «Русаудит»
— В прошлом году аудиторские и консалтинговые компании испытали технологические сложности в процессах оказания услуг. Как, по вашему мнению, это отражается на их деятельности? Что в этой связи предпринимается участниками рынка, возможны ли какие-либо совместные решения и проекты?
— Цифровизация является одним из основных трендов развития аудиторской профессии во всем мире как минимум последние 10-15 лет. При этом автоматизация аудита — важнейший фактор повышения эффективности аудиторских фирм и их конкурентоспособности.
Российские аудиторы были вынуждены изобретать велосипед в этой сфере уже достаточно длительное время. Очень ограниченное количество аудиторских организаций имело возможность использовать специализированное программное обеспечение, так как большей частью это были зарубежные разработки, однако они не были локализованы. С глобальной точки зрения российский рынок не большой, поэтому перевод на русский язык (и соответствие другим требованиям российского законодательства) для производителей специализированного программного обеспечения не был приоритетом в их работе. Де факто только крупные компании могли позволить себе достаточно дорогостоящий процесс внедрения современных IT-решений, с учетом локальных требований.
В 2022 году после приостановки деятельности в России международных сетей и отказа немногочисленных поставщиков локализованных продуктов продлевать действия лицензий легальная связь с ведущими международными разработками прервана окончательно. Как результат, процесс автоматизации сейчас осуществляется исключительно российскими разработчиками.
В настоящее время существует всего два отечественных продукта, которые используют малые и средние аудиторские организации. Возможно через несколько лет появятся интересные решения, которые в настоящее время разрабатывают для себя крупные аудиторские фирмы. За прошедший год были попытки договориться о выборе какой-либо единой платформы для разработки такого ПО, но пока нет информации, что такие переговоры завершились положительным результатом.
— Расскажите, пожалуйста, о реестрах аудиторских компаний. По вашему опыту, сложна ли процедура включения в реестр аудиторских организаций, предоставляющих услуги общественно значимым организациям? Являются ли критерии отбора в реестр гарантом качества услуг? Можно ли говорить о преимуществах, которые получает компания, состоящая в реестре, и с чем связана активизация внешнего контроля со стороны регуляторов?
— Наш опыт показал, что сама процедура включения в реестр достаточно простая. При условии соответствия критериям, установленным законом, все решается достаточно оперативно. При этом включение в реестр не является гарантией качества оказываемых услуг. Другой вопрос, что дополнительный контроль со стороны Федерального казначейства (если он, конечно, пройден), является еще одним подтверждением того, что аудиторская фирма соблюдает аудиторские стандарты.
Присутствие в реестре дает возможность работать с определенным типами клиентов, что расширяет возможности продажи услуг. Есть фактор престижа — ряд клиентов будут рады видеть своим аудитором компанию, которая вошла в реестр. Однако такой маркетинговый ход — достаточно дорогое удовольствие: действительно, внешний контроль деятельности (как со стороны СРО, так и со стороны Казначейства) отнимает много времени у аудиторской организации, которая в ином случае могла бы потратить эти часы на проведение аудита.
Повышение регулярности проверок приводит к тому, что аудиторские компании усиливают внутренние системы контроля аудиторской деятельностью, что в итоге снижает вероятность технических ошибок при проведении аудита.
— Оцените, пожалуйста, прошедший 2022 год и текущий период с точки зрения изменения спроса на аудиторско-консалтинговые услуги. Каким образом поменялись предпочтения клиентов?
— Аудиторский рынок достаточно консервативный — изменения на нем видны через несколько лет после наступления каких-либо событий, запустивших те или иные изменения. Рынок консалтинга в этом смысле более динамичный.
Аудит и консалтинг являются производными от ситуации в нашей стране — происходящая трансформация российской экономики, безусловно, будет оказывать влияние на популярность тех или иных услуг.
Тема импортозамещения в области IT, конечно, является драйвером многих проектов. Процесс ухода из России глобальных компаний также стимулирует проекты по организации и сопровождению сделок M&A. Любые изменения, в принципе, создают новые возможности для консультантов и аудиторов, что отражается на росте доходов в этом секторе экономики.
В условиях конкурентных рынков неизменными остаются требования заказчиков к оперативности реализации тех или иных проектов, опыту команды и, конечно, стоимостные характеристики проекта.
— Поясните, для каких целей в ближайшее время останутся необходимы услуги, сопутствующие аудиту, и инициативный аудит? На ваш взгляд, где именно будет сосредоточен спрос?
— Во-первых, ожидается более жесткая налоговая политика, направленная на увеличение доходов государства. В этой связи растет спрос на услуги по минимизации налоговых рисков наших клиентов, что может быть реализовано различными традиционными консалтинговыми и аудиторскими продуктами.
Во-вторых, рост потребности в банковском финансировании, вследствие удлинения финансовых циклов (удлинение цепочек поставок и усложнение расчетов) и запуска проектов по импортозамещению, также стимулирует спрос на дополнительные процедуры по мониторингу заемщиков — оперативному и точечному подтверждению экономических показателей клиентов аудиторов.
В-третьих, мы наблюдаем рост интереса к теме публичности (подготовка компаний к выходу на облигационный рынок, рынок IPO) или как минимум подготовки к сделкам M&A — это также является драйвером целого комплекса услуг, включая подготовку МСФО-отчетности и ее аудит.
— Почему, вопреки санкционному фону, остаются востребованными услуги в области МСФО? Что происходит с клиентскими запросами в этом сегменте услуг?
— Альтернативы МСФО нет, так как на сегодняшний день это лучшая система раскрытия финансовой информации, признанная экспертами во всем мире. При этом национальные стандарты уже максимально приближены к МСФО. Международные стандарты де факто стали частью национальной системы регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Рациональных причин изобретать велосипед нет.
Что касается спроса на подготовку и аудит по МСФО среди российских компаний, то он устойчивый. Безусловно, сокращается количество иностранных компаний, которые изначально представляли своим учредителям отчетность по МСФО. Ряд банков дал поблажки своим клиентам в части временной возможности представлять данные по РСБУ.
Однако растет количество клиентов, которые используют отчетность по МСФО как инструмент повышения инвестиционной привлекательности (для выхода на облигационный рынок, в рамках проектов подготовки к IPO). Сами продукты (подготовка отчетности по МСФО, консалтинг по МСФО и аудит консолидированной отчетности по МСФО) не меняются, за исключением сокращения IT-внедрений (все-таки в информационных технологиях приоритетнее тема импортозамещения, чем ограниченные проекты в части МСФО).