«Клиенты продолжают переосмысливать значение брендов аудиторских организаций и это влияет на перераспределение спроса среди лидеров рынка»

Евгений Самойлов, партнер и генеральный директор компании «Русаудит»

— На ваш взгляд, какие основные драйверы срабатывали в прошлом году и работают сейчас для сферы аудита?

— Системных драйверов для аудиторского рынка в целом нет от слова «совсем». Мы наблюдаем лишь определенные структурные сдвиги. Во-первых, клиенты продолжают переосмысливать для себя значение брендов аудиторских организаций (переход от глобальных брендов к российским / локальным) — это влияет на перераспределение спроса внутри 20-30 компаний, в основном лидеров рынка.

Во-вторых, в условиях ужесточения регуляторной нагрузки ряд компаний не выдержали конкуренции и либо приняли решение в принципе уйти с аудиторского рынка, либо снизили уровень сервиса. Клиенты чаще стали искать альтернативу, то есть аудитора, который может дать качественную услугу.

В-третьих, происходит концентрация клиентов в рамках формируемых реестров (Федерального казначейства и Банка России). Включение в реестр не является знаком качества, но клиенты все чаще ориентируются на эти списки.

— Для каких целей заказчика аудит по-прежнему востребован и почему?

— Если говорить о наиболее массовом сегменте текущего аудиторского рынка, аудит в России «опытным» заказчиком воспринимается как инструмент экономической безопасности бизнеса (как от случайных ошибок, связанных с человеческим фактором, так и системного тестирования той или иной модели деятельности аудируемого лица). Заказчиком такой услуги является менеджмент аудируемого лица.

Существенно меньшим сегментом рынка являются компании — эмитенты ценных бумаг на публичном рынке (облигаций или акций) — это классический пример привлечения аудитора в качестве независимого эксперта достоверности финансовой отчетности. Конечно, существуют вариации классического спроса, который формирует один из инвесторов частной компании или ее значительный кредитор. Кроме того, мы сталкиваемся с ситуациями, когда подтверждение достоверности отчетности компании является требованиями поставщиков или покупателей.

Ситуаций, когда аудит востребован, достаточно много, и до сих пор не придуман альтернативный инструмент проверки наличия активов, полноты отражения обязательств, правильности периодизации доходов и расходов — объективности расчета результатов деятельности компании.

— С чем вы можете связать спрос на инициативный аудит и какие работы здесь востребованы?

— В нашей практике инициативный аудит — аудит отчетности, подготовленной в соответствии с требованиями МСФО. Нередко аудит заказывают в случае подготовки сделок M&A или при проведении каких-либо экономических расследований. С точки зрения технологии оказания услуг инициативный аудит не отличается от обязательного аудита. При этом дополнительные потребности (или зоны особого внимания) возникают у каждого клиента и определяются в ходе общения с конечным заказчиком, принимающим решение о привлечении аудитора.

В 2023 году мы увидели тенденцию роста спроса на консалтинговые услуги — проведение глубокого анализа деятельности компании (включая правильность ведение учета) без выдачи аудиторского заключения. При этом заказчик может соблюдать требования по проведению обязательного аудита, покупая «справку о проведения аудита» по минимальной цене у аудиторов, которые практикуют такого рода услуги.

Спрос на качественную информацию со стороны менеджмента, а в ряде случаев и собственников, как мне представляется, не исчезнет, но он может трансформироваться. В зависимости от ситуации на аудиторском рынке и эффективности системы регулирования достоверности бухгалтерской информации в России форма оказания услуг меняется.

— С чем, по вашему мнению, можно связать снижение выручки от обязательных аудиторских проверок?

— В настоящее время де факто отсутствует ответственность за непроведение обязательного аудита, поэтому, если компания не испытывает потребности в проведении аудита, но действующее законодательство требует его проведения, компании готовы заплатить штраф (который, по сути, даже не применяется на практике). При этом в реальной жизни всегда есть альтернатива — покупка «справки о проведении аудита» (которая стоит в разы дешевле реальной стоимости услуги).

К сожалению, процесс очистки аудиторского сообщества от недобросовестных игроков, практикующих имитацию аудиторской деятельность, не завершен. Все это оказывает негативное влияние на рынок обязательного аудита там, где заказчик, с одной стороны, не видит полезности в обязательной услуге, а с другой стороны, отсутствуют механизмы контроля за соблюдением установленных правил.

— Какие причины для спроса на консультации вы видите в текущем году (например, инвестиции, ВЭД, проекты в иностранных юрисдикциях, сделки слияний и поглощений, открытие новых бизнесов и так далее)? Какие проблемы (задачи) у заказчиков выходят на первый план и какую помощь в их решении может предложить консультант? Какие направления работ в этой связи востребованы?

— Важнейшим драйвером консалтингового рынка является рост сделок слияний и поглощений — идет перераспределение собственности и консолидация отраслей. Это создает широчайший спектр потребностей. В текущих условиях любая профессиональная команда, способная оказывать те или иные консультационные услуги, будет с высокой вероятностью востребована, так как задач, стоящих перед российской экономикой, огромное количество.

— Опираясь на свой опыт, расскажите, пожалуйста, о ключевых тенденциях в сфере МСФО-услуг. За счет чего здесь формируется спрос, какие работы этой сферы оказывает ваша компания чаще всего и какие направления наиболее заметны в целом?

— МСФО всегда ассоциируется с процессами осуществления инвестиций и привлечения финансирования. РУСАУДИТ исторически имеет опыт работы с компаниями, присутствующими на фондовом рынке. Поэтому вполне логично, что в условиях роста рынка облигаций и привлечения акционерного капитала (IPO или SPO) наши проекты в области МСФО обусловлены получением кредитных рейтингов и требованиями Московской биржи к эмитентам ценных бумаг в процессе их листинга.

В каких-то проектах мы выступаем в роли консультантов по подготовке отчетности или оценке активов для целей МСФО, а где-то являемся официальным аудитором эмитента. Это не массовый сегмент, на нем присутствует ограниченное число игроков.

Сочетание опыта нашей команды, доверия к бренду участников рынка и широта продуктовой линейки (в том числе, и в области МСФО) позволяют нам быть полезными для клиентов в этой нише и успешно конкурировать с крупнейшими аудиторскими организациями.