«В России с каждым годом растет число стартапов, в первую очередь — технологических. Эта тенденция будет сохраняться»
Ростислав Шатёнок, управляющий партнер, «Альтхаус»
— Расскажите вкратце о результатах деятельности компании в 2024 году. Как влияет глобальная трансформация на ваш бизнес и что сегодня обуславливает его устойчивость?
— Год был очень успешным для нас, несмотря на всю его очевидную сложность. Мы нарастили выручку на 18 %, усилили наши позиции в сфере сопровождения сделок и корпоративного права, сохранили и усилили ключевую команду и укрепили отношения с клиентами. Говоря об устойчивости бизнеса, мы придерживаемся принципа «Делай, что должен, и будь, что будет», вкладывая в него следующий смысл: мы можем поменять и улучшить себя и то что мы делаем, но при этом не видим смысла предаваться сверхрефлексии относительно того, как сложно вести бизнес, как усиливается конкуренция или что на рынке кадровый «голод». Мы работаем здесь и сейчас и делаем все, что в наших силах.
— В целом в каких ситуациях клиентского бизнеса востребованы экспертизы вашей компании? Перечислите направления этих экспертиз.
— Основной фокус нашей деятельности — комплексное сопровождение сделок по слияниям и поглощениям. За 15 лет мы, развиваясь вместе с нашими клиентами, вышли за пределы только сделок. Теперь «китами», на которых стоит Альтхаус, стали три ключевые направления.
Первое — это решение правовых и налоговых вопросов клиента в разных ситуациях, не только при сопровождении инвестиционных сделок, но и при ведении бизнеса, реакции на изменения в правовом поле и экономический ситуации. Приведу несколько системных примеров, основанных на нашей ежедневной работе с клиентами.
Компания планирует привлечь инвестиции, подготовить бизнес к продаже или выйти на новые зарубежные рынки. Для этого ей необходимо внедрить ряд изменений с тем, чтобы стать более привлекательным активом, нарастить компетенции за счет оптимизации внутренних резервов. Эти цели могут быть достигнуты за счет повышения налоговой эффективности, обнаружения и устранения существующих рисков. Таким образом, мы вместе с клиентом занимаемся структурированием бизнеса.
Другая ситуация: клиент сталкивается с активными действиями налогового органа, в том числе клиент получает приглашение на участие в специальной комиссии в налоговом органе или уведомление о начале выездной налоговой проверки. Здесь мы приходим на помощь с услугой сопровождения налоговых проверок.
Зачастую клиенту нужно подтвердить рыночность цен в сделках между компаниями внутри одной группы, и ему необходимо подготовить документацию по трансфертному ценообразованию (ТЦО).
В целом «Альтхаус» помогает, когда компания сталкивается со сложным налоговым или правовым вопросом в бизнесе и внутренние службы не могут решить его самостоятельно либо хотят заручиться поддержкой и мнением консультанта.
Второй «кит»: услуги, связанные с корпоративными финансами, ключевое направление — оценка. Услуги по оценке бизнеса преимущественно востребованы при проведении сделок слияний и поглощений, а также при привлечении финансирования, определении стоимости имущества в составе активов фондов, подтверждении справедливой в соответствии с положениями ФСБУ и МСФО. Для целей привлечения банковского финансирования востребована подготовка финансовых моделей, разработка бизнес-планов и проведение маркетинговых исследований. Зачастую требуется полый комплекс услуг, включающий и оценку, и подготовку бизнес-плана. Ситуации, когда оценка требуется для целей заключения договора страхования или участия в судебных спорах, в нашей практике встречаются реже.
Третье направление — это инжиниринг. За последние несколько лет мы видим существенный рост спроса со стороны наших клиентов на финансово-техническую экспертизу инвестиционных проектов. Например, при привлечении финансирования клиенту необходим анализ финансово-экономической модели, проведение «нулевого» финансово-технического аудита, а в дальнейшем — регулярный финансово-технический мониторинг. В результате клиент получает прозрачную понятную картину технических, технологических, правовых и финансовых факторов, оказывающих негативное влияние на реализацию проекта, оценку степени воздействия таких факторов, а также предложения по снижению их влияния.
— Помимо сделок и консалтинга крупного бизнеса из корпоративного сектора, какие другие ниши вы видите для себя?
— В России с каждым годом растет число стартапов, в первую очередь — технологических. Эта тенденция будет сохраняться в ближайшие годы, так как она вызвана и поддерживается ростом спроса на замещающие технологии со стороны корпоративного сектора. По мере развития успешный стартап подходит к стадии, когда ему нужно навести порядок в делах. То, что раньше основателям казалось ненужным, неважным и при этом остается не очень им интересным, необходимо привести в цивилизованный вид. Для этих целей отдельное направление «Альтхауса» занимается упаковкой и помощью бизнесу с точки зрения учета: бухгалтерского, управленческого, налогового, кадрового, — его настройки, включая внедрение инструментов планирования и контроля, а также проведение оперативной проверки состояния учета в компании. Этот продукт подходит не только стартапам, но и зрелому бизнесу, которому требуется получение качественной управленческой информации и минимизация рисков при взаимодействии с контролирующими органами.
Что касается частных клиентов, то одной из наиболее ярко выраженных тенденций прошлого года стала реакция на донастройку законодательства о личных фондах. Новеллы сделали личные фонды еще более привлекательным инструментом для целей наследственного планирования. В результате наблюдается взрывной рост создания и регистрации ЛФ: 135 личных фондов было зарегистрировано в 2024 году, хотя за два года до этого — всего 17, а по состоянию на сегодня (прим.: 20 мая 2025 года) их уже больше 250.
Практика «Альтхаус Частные Клиенты» применяет лучший мировой опыт по работе с личными фондами и наследственными трастами. Наш подход в создании и управлении личными фондами направлен не только на наследственное планирование, но и на достижение более масштабных целей, ориентированных на сохранение и передачу капиталов через многие поколения семьи. Мы занимаемся не только учреждением личных фондов, но и оказываем полный комплекс услуг по профессиональному сопровождению деятельности ЛФ. Кроме рутинных функций, таких как корпоративный секретарь, ведение учета и расчета налогов, мы также предлагаем услуги профессионального управляющего, а также независимого члена надзорных органов личного фонда.
— В каких отраслях за последние год-полтора происходили заметные сделки M&A? В каких сделках принимала участие ваша компания, в чем заключалось их сопровождение? С какими рисками сегодня сталкиваются компании при совершении сделок?
— Большинство исследований показывает, что наибольший рост сделок слияний и поглощений (M&A) в 2024 году продемонстрировали сектора технологий, медиа и телекома (ТМТ), инфраструктуры и строительства, потребительской сферы. Наша практика подтверждает эти выводы, и существенная доля сделок, которые мы сопровождали в прошлом году, приходится именно на эти сектора.
В ТМТ мы накопили статистически значимые данные на основе 50 инвестиционных проектов, в которых принимали участие. Результаты собрали в «DueDil Book в ТМТ»: анализ и способы минимизации финансовых, налоговых, юридических, инженерно-технических рисков, а также — рисков финансового моделирования и некорректного ведения бухгалтерского учета. Особый фокус в работе уделен управлению налоговыми рисками после снятия моратория на проверки ИТ-компаний. Второй фокус исследования — центры обработки данных (ЦОД). Курс на импортозамещение в ТМТ, расширение универсальных онлайн-платформ, инвестиции в инфраструктуру приводят к наращиванию вычислительных мощностей и расширению площадок для их размещения. В результате растет спрос на коммерческие дата-центры, оценка стоимости которых и сделки по приобретению имеют свою специфику и тонкости.
В потребительском секторе мы сопровождали несколько знаковых сделок по выходу иностранного капитала, для которых мы проводили процедуры Due dilligence, оценки, структурирования и сопровождения, включая получение согласий государственных органов. В частности, одна из сделок, про которую мы можем с гордостью рассказать, — приобретение группой компаний «Арнест» активов Unilever. Сделку готовила и сопровождала команда «Альтхаус». В соответствии с нашей методологией «сопровождение сделок – 360», команда провела комплексную — финансовую, налоговую и юридическую — экспертизу приобретаемого нашим клиентом актива, участвовала в подготовке и согласовании транзакционной документации, консультировала по вопросам, возникающим в связи с получением согласия Правительственной комиссии, осуществила юридическое сопровождение подписания и закрытия сделки.
— Какие консалтинговые услуги сегодня востребованы со стороны клиента в целях привлечения финансирования? Выходят ли компании на зарубежные рынки капитала и какую роль здесь может сыграть консультант?
— С 2022 г. выход на рынки иностранного капитала существенно снизился, однако не остановился полностью. Сейчас мы наблюдаем активную переориентацию рынка с европейского направления на азиатский. Например, увеличилось число сделок с Китаем, Индией, Турцией, Арменией, Казахстаном, Киргизией и пр.
В связи с различной спецификой ведения отчетности иностранных компаний привлечение консультанта помогает выявить наличие неявных рисков и позволяет избежать несправедливой оценки актива. Зачастую на стадии сбора и анализа документации для проведения оценки мы можем установить наличие областей внимания, и в таком случае дополнительно рекомендуем воспользоваться услугой Due diligence, включающей проведение финансовой, налоговой и юридической экспертиз.
Привлечение финансирования как в России, так и за рубежом происходит за счет различных механизмов, например: привлечения финансирования через увеличение уставного или добавочного капитала, заемного финансирования с возможностью конвертации займа в капитал, выпуска цифровых финансовых активов (ЦФА). Финансирование может реализоваться как в «традиционных» деньгах (фиатной валюте), так и в криптовалюте. Каждый вариант и опция при финансировании влечет налоговые риски и последствия. Поэтому клиенты заинтересованы в налоговом структурировании инвестиционных сделок и бизнеса под привлечение финансирования для выбора модели с оптимальными налоговыми последствиями и рисками.
— Есть ли в вашей практике примеры реализации проектов с зарубежными консалтинговыми компаниями и развиваете ли вы направления работы в рамках ЕАЭС?
— В самом деле, в нашей практике мы отмечаем рост числа и объема консалтинговых проектов в направлении ЕАЭС. В частности, у нас был комплекс предынвестиционных экспертиз, включающих финансовый, налоговый, юридический Due diligence с последующим структурированием и сопровождением сделок в разных сферах: металлургия, образование, промышленное производство.
Кроме того, в Казахстане, Белоруссии, Армении мы оказывали услуги по налоговому консультированию, в частности в связи с созданием международной медийной компании. В Киргизии консультировали в связи с инвестиционной сделкой по строительству коммерческой недвижимости, а также регистрацией филиала российской компании и открытием банковских счетов в локальных банках.
— Какие факторы спроса на юридические и налоговые услуги вы могли бы отметить? Какие работы этой сферы были востребованы со стороны ваших клиентов? Приведите вкратце примеры наиболее крупных проектов вашей группы — какие задачи стояли в рамках таких проектов и что в итоге получил клиент?
— Есть две группы факторов. В первую группу входят внутренние факторы, связанные с самим бизнесом, его стратегией и осуществлением поставленных целей. Это могут быть, например, запуски новых проектов, заключение крупных сделок или возникновение новых, нетипичных ситуаций, с которыми сотрудники не сталкивались, например, налоговые споры с фискальным органом.
Например, наш клиент — компания из сферы медицины — обратился к нам для того, чтобы наиболее грамотно и эффективно с налоговой точки зрения оформить инвестиционное соглашение с кипрской и израильской компаниями, которые планировали осуществить финансирование медицинского центра в Москве. Решение свелось к выбору между простым и инвестиционным товариществом. На основании квалификации инвестиционного соглашения «Альтхаус» провел анализ налоговых последствий некоторых финансовых операций, таких как предоставление финансирования из Кипра и распределение прибыли с учетом редомициляции в специальных административных районах (САР), выплаты вознаграждения в адрес израильской компании. Далее нами был оформлен пакет необходимых документов для клиента.
Другая сложная ситуация: производственная компания обратилась к нам, чтобы разобраться с вариантами применения инвестиционного налогового вычета (ИНВ). Вычет мог быть получен в отношении имущества, полученного в результате реорганизации компании после присоединения к ней другой компании.
Ряд проектов был связан с анализом текущей структуры бизнеса клиентов и формированием рекомендаций по управлению налоговыми рисками прошлых периодов, предложениями по изменениям в текущей структуре бизнеса и подготовкой рекомендаций для снижения налоговых рисков будущих периодов.
Вторая группа факторов не зависит от самого бизнеса. К ней относятся изменения законодательства. Например, в связи с увеличением ответственности по сделкам с применением ТЦО мы отметили повышение спроса на услуги по подготовке соответствующей документации. Еще пример: в связи с появлением в 2025 году «амнистии по дроблению бизнеса» мы отметили повышенное внимание клиентов и спрос в этом направлении. То же можно сказать и про изменения в сфере налогообложения операций с цифровыми валютами.
— Какие факторы спроса на услуги по оценке вы могли бы отметить?
— К одному из основных факторов динамики спроса на услуги по оценке можно отнести изменение законодательства в отношении обязательной оценки. В частности, при приобретении активов уходящих иностранных компаний была введена обязательная процедура оценки и проведения экспертизы саморегулируемой организации (СРО) для предоставления в Правительственную комиссию. В 2024 году мы оценили стоимость бизнеса около 30 ушедших из России «иностранцев» из различных сфер: промышленного производства, легкой промышленности, целлюлозно-бумажной промышленности, деревообработки, медиакоммуникаций, розничной торговли, технического обслуживания грузовых автомобилей. Большинство проектов сопровождалось проведение процедур Due diligence с проведением финансовой, налоговой, юридической и инженерно-технической предынвестиционных экспертиз, а также проведен полный анализ финансового состояния компании и отрасли, получены положительные экспертные заключения СРО.
— Участвует ли ваша компания в социальных проектах?
— «Школа M&A Альтхаус» — это бесплатная образовательная программа для студентов всех курсов профильных вузов. Целью «Школы» является погружение молодых специалистов в увлекательный мир сделок по слияниям и поглощениям. Во время обучения, которое проводится практикующими экспертами из разных областей, студенты узнают о практических особенностях сделок на примере выполненных проектов «Альтхауса», а также получают возможность изучить тему глубже и сделать сознательный выбор своего профессионального пути. Мы очень надеемся на то, что наши выпускники выберут «Альтхаус» первым местом своей работы, и будем этому рады.
В прошлом году мы провели два потока «Школы M&A»: междисциплинарный и специализированный юридический. На каждый из них мы получили более 300 заявок от студентов различных вузов, более 40 молодых специалистов прошли курс лекций и получили возможность попасть к нам на стажировку.
Мы уверены в успешности этого нашего проекта: мы не нашли информации об аналогичных бесплатных курсах, и видим интерес молодежи, которая стремится получить знания в сфере M&A и далее применять их на практике как в консалтинге, так и в индустрии.
— С 2024 года ваша компания является членом аудиторско-консалтинговой сети. Расскажите об этом подробнее.
— В 2024 году мы вместе с рядом компаний, таких как «Пачоли», «Пачоли Консалтинг», «Деловой профиль», МКПЦ, «АудитКонсалт», сформировали сеть «ГлавКонсалтАудит», зарегистрировали ее в СРО и начали сотрудничество. Ключевая наша цель — вывести на новый уровень традиционные сферы аудита и консалтинга за счет внедрения цифровых инструментов, включая применение искусственного интеллекта. Такое развитие даст нам возможность существенно ускорить сроки проведения типовых процедур, повысить качество сбора и анализа данных и свести практически на нет негативное влияние человеческого фактора. За счет высвободившегося времени консультанты смогут больше внимание уделять творческим задачам: поиску элегантных решений для бизнеса, созданию новых методик и т.п. Мы ожидаем, что осовременивание аудиторско-консалтинговой профессии повысит ее привлекательность для молодежи, что критически важно для рынка в текущих условиях кадрового голода.