«За период пандемии у наших заказчиков накопился ряд нерешенных проблем»

Алексей Пастухов, Генеральный директор ICS Consulting

– По вашему мнению, что обуславливало клиентский спрос на консалтинговые услуги в прошлом году? Расскажите, пожалуйста, о вашем опыте и драйверах роста.

– Рост спроса на конкретно наши услуги в 2021 году определялся тем, что за период пандемии у наших заказчиков накопился ряд нерешенных проблем. Возврат к активной не дистанционной работе заставил их критически взглянуть на свои активы и их рыночные перспективы. Также был накоплен ряд операционных проблем, таких как рост материальных запасов, что определило потребность в наших услугах.
В консультационном бизнесе очень сложно однозначно трактовать такое понятие, как «спрос» – в силу того, что полноценный рынок соответствующих услуг у нас не развит. По-прежнему есть рынок услуг западных консультантов и есть небольшие российские «бутиковые» компании, занимающие те или иные отраслевые и продуктовые ниши, слабо взаимодействующие и слабо конкурирующие между собой. Связно это с деловой культурой, отсутствием традиции привлечения профессионального сервиса, использованием марки консультанта (в первую очередь иностранного) для прикрытия решений менеджмента, то есть по сути своей – для снятия с себя ответственности. Поэтому я бы скорее говорил о реальной потребности в консультационных услугах, которая, увы, не всегда трансформируется в рыночный спрос.
В нашем случае спрос в 2021 году был действительно высоким. За предшествующий пандемийный год мы сохранили компанию, продолжили поддержку наших заказчиков, несмотря на все их и наши сложности, и это привело к устойчивой потребности в наших услугах. С другой стороны, как я уже говорил, у потребителей наших услуг был накоплен ряд нерешенных задач, что привело к общему росту потребности в консультационных услугах. Мы просто смогли на основе сформированной репутации и доверия заказчиков трансформировать эту потребность в запрос на внешний консультационный сервис и реальные контракты.

– Каковы особенности и перспективы развития сферы консалтинговых услуг в текущих условиях?

– Реальных проблем и задач много: достижение необходимой независимости от импорта в промышленности, масштабная перестройка цепочек поставок, рост значения логистики, обеспечение стабильности производственных процессов и общий фокус на развитие и качественное управление производством, а также изменение характера финансового управления, трансформация ВЭД с учетом появления новых валютных и торговых зон.
Во всех этих задачах есть потребность в достойном профессиональном консультационном сервисе и есть роль консультанта по управлению, причем консультанта национального. Остается вопрос: трансформируется ли эта потребность в реальный спрос – с одной стороны, и кто его сможет удовлетворить – с другой.
По состоянию на апрель 2022 года многие ключевые для нашей экономики компании поставили привлечение консультантов «на стоп», при этом осознавая, что потребность в услугах никуда не делась и реализовать своими силами возможно далеко не все. Повлияло это решение в большей степени на российских консультантов, поскольку немало наших западных коллег, заявив об уходе с рынка, в реальности продолжают ресурсную поддержку своих российских подразделений.
Поэтому мы находимся в очень неопределенной ситуации. С одной стороны, открывается возможность укрепления российских консультационных и экспертных компаний, появления услуг нового качества, отвечающих новым вызовам и потребностям. С другой стороны, есть вероятность стагнации нашей еще не сформировавшейся отрасли. Время покажет, но пока мы настроены работать и развиваться.