«Мы оказались в беспрецедентной ситуации, когда сложная эпидемиологическая обстановка объединилась с экономическим кризисом»
Фёдор Спиридонов, Управляющий партнёр Группы компаний SRG
«В текущей ситуации наша задача заключается не в том, чтобы заработать сверхдоходы, а в том, чтобы продолжать оставаться значимым игроком в каждом из направлений деятельности и максимально поддерживать наших клиентов. Риск того, что доходы упадут, велик, но для нас важнее стратегическое развитие и безубыточная деятельность».
– По вашим оценкам, насколько ваша группа оказалась готова к работе в условиях самоизоляции?
– Мы оказались в беспрецедентной ситуации, когда сложная эпидемиологическая обстановка объединилась с экономическим кризисом. Для нас она стала одновременно и вызовом, и возможностью укрепить основу бизнеса, чтобы не только сохранить текущие позиции на рынке, но и сделать компанию более конкурентоспособной в долгосрочной перспективе.
В целом мы оказались готовы к режиму самоизоляции, хотя в полной мере к этому не может быть готов никто. Благодаря высокой степени автоматизации мы оперативно перевели практически весь персонал, – более 400 сотрудников, – в режим дистанционной работы. В какой-то степени нам было проще это сделать, поскольку отдельное направление SRG занимается разработкой и созданием ИТ-решений.
Во всех направлениях нашей деятельности широко используются инструменты автоматизации. Везде, где это разрешено, мы применяем электронный документооборот и цифровую подпись – это позволило наладить бесперебойное взаимодействие с клиентами и партнёрами.
– Какие достижения обеспечили поддержку и развитие вашего бизнеса в текущих условиях? На что вы сегодня больше акцентируете внимание в целях дальнейшего развития?
– На сегодняшний день мы являемся крупным игроком по направлениям, в которых работаем, и с большинством клиентов у нас выстроены системные отношения. Мы продолжаем разрабатывать для них решения, позволяющие дистанционно взаимодействовать с заказчиками и поддерживать эффективную работу. Конечно же, далеко не всё реализуется удалённо, – например мониторинг стройки осуществляется только на местах. Тем не менее, многие процессы можно выполнять без личного присутствия, сохраняя при этом должный уровень качества и экспертизы. И сейчас наш фокус внимания остался прежним: мы сосредоточены на развитии технологичности.
Важным конкурентным преимуществом, позволившим нам сохранить объёмы, стало наличие собственных решений в области информационных технологий. Один из таких продуктов – система «Лёгкая ипотека», которая позволяет банкам в режиме онлайн получать отчёты об оценке и верифицировать их. В рамках системы развивается сервис по страхованию ипотечных клиентов. Кроме того, сейчас мы занимаемся продажей проблемных активов банков. Безусловно, активность на рынке недвижимости стала меньше, но благодаря наличию электронной регистрации мы по-прежнему совершаем такие сделки.
Ещё один электронный продукт – дистанционное обучение по направлению охраны труда и производственной безопасности. На момент введения режима самоизоляции оно уже существовало и стало подспорьем для наших клиентов на время отсутствия очного обучения.
Мы работаем на разных рынках и стараемся по возможности унифицировать продукты за счёт технологий. Мы стремимся по каждому направлению деятельности создавать дополнительные преимущества, в том числе с учётом ИТ-решений, позволяющих перевести многие процессы в дистанционный формат.
– Оцените, пожалуйста, перспективы вашего бизнеса и в целом сферы консалтинга после восстановления привычной атмосферы взаимодействия с клиентами? Приведут ли текущие события к всплеску автоматизации и информатизации в сфере консалтинга?
– Рынок консалтинговых услуг, безусловно, изменится под влиянием негативных экономических тенденций. Эффект по каждому из направлений нашей деятельности может отличаться и зависит от рынков потребителей наших услуг.
Строительство инфраструктуры, жилья, промышленных объектов возобновляется, и мы готовы помочь нашим клиентам сделать работу эффективнее за счёт специализированных решений. Сотрудничество с банками также продолжается. Как правило, в кризис происходит перераспределение игроков в различных отраслях, что повлечёт увеличение объёма сделок, которые, в свою очередь, требуют различных экспертиз.
В сложившейся ситуации из-за изменений в режимах работ требуются особые инструменты управления безопасностью и охраной труда на производственных объектах, что может стать фактором роста для этого направления нашей деятельности, ведь большинство клиентов SRG – крупные промышленные предприятия.
В рамках ИТ-направления мы были одними из инициаторов перевода в онлайн-формат множества процессов, связанных с ипотечным кредитованием. Это и оценка, где мы являемся ключевым провайдером услуг в России, и ипотечное страхование, где мы интегрировались с рядом крупных страховых компаний и проводим пилотные проекты с несколькими крупнейшими банками, и электронная регистрация сделок, и реализация проблемных активов.
Во время пандемии мы не приостанавливали развитие наших ИТ-продуктов, поэтому для нас текущие события не приведут к всплеску автоматизации и информатизации. Они скорее станут дополнительным драйвером улучшения уже имеющихся сервисов. Мы просто продолжаем делать свою работу, и, несмотря на ожидающийся экономический спад, мы предполагаем, что будем и дальше чувствовать себя уверенно.
Если говорить о рынке в целом, то его участники так или иначе смотрят в сторону автоматизации. Многие наверняка усилят фокус, ведь автоматизация в принципе изменяет консалтинг, как и другие сферы.
– Оцените, примерно, снижение доходов и (или) объёма заказов с началом карантина. По вашим ощущениям, насколько ощутимым будет снижение по итогам 2020 года?
– Пока прогнозировать трудно, поскольку каждую неделю мы, как и все в мире, следим за статистикой заболеваемости. В целом, объёмы рынков, на которых мы работаем, будут снижаться, поскольку экономическая активность уже заметно упала, что, безусловно, отразится на показателях 2020 года.
Можно отметить существенное снижение на рынке ипотеки. Мы сопровождаем онлайн-сделки по всей стране и видим это. Доход населения упал, повышается уровень безработицы. Всё это – явные признаки снижения уровня ипотечного кредитования. Но люди так или иначе хотят улучшать жилищные условия, да и государство предпринимает меры поддержки – например, снижение процентной ставки. Мы надеемся, что это положительным образом скажется на ситуации. В противном случае снижение ипотечного кредитования повлечёт сокращение объёма строительства жилья, что повлияет на ВВП нашей страны и будет иметь серьёзные экономические последствия.
Рынок строительства восстанавливается, однако два месяца бездействия сделали его менее активным, объёмы упали. Это заметно и по объёму запросов на наши услуги в области строительного контроля и строительной экспертизы.
Похожим образом обстоят дела в сфере финансового консалтинга. Сократилось число сделок с недвижимостью, M&A и сделок по кредитованию: здесь мы также наблюдаем снижение числа новых запросов на наши услуги, однако, работа с системными клиентами позволяет загрузить наши экспертные мощности.
В сфере охраны труда и производственной безопасности основное снижение пришлось на период самоизоляции. С началом работы заводов мы прогнозируем, что ситуация постепенно будет выравниваться, так как возвращение к привычной интенсивности производства требует более пристального внимания к безопасности, что вселяет надежду на некоторое увеличение объёмов.
В текущей ситуации наша задача заключается не в том, чтобы заработать сверхдоходы, а в том, чтобы продолжать оставаться значимым игроком в каждом из направлений деятельности и максимально поддерживать наших клиентов. Риск того, что доходы упадут, велик, но для нас важнее стратегическое развитие и безубыточная деятельность.
– По вашему мнению, каким образом может трансформироваться рынок консалтинга в краткосрочной перспективе?
– Здесь тоже будет перераспределение рынка. На крупных компаниях ситуация отразится в меньшей степени, поскольку у них есть больший запас прочности и налажены системные отношения с клиентами. Что касается среднего и малого бизнеса, здесь многое зависит от целевой аудитории, на которую он ориентирован. Компаниям, обслуживающим сектор, пострадавший от карантина, и не имеющим «подушки безопасности», будет труднее восстановиться.
– Меняются ли в связи с этим цены на услуги?
– Усугубляет ситуацию снижение платёжной дисциплины даже у системных клиентов. Многие из них сокращают издержки и ограничивают затраты любыми способами, что сказывается на выручке их подрядчиков.
Цены на услуги нашей компании остались на прежнем уровне, не наблюдается тенденций к изменению и в сфере консалтинга в целом. Мы работаем на высококонкурентных рынках, где стоимость услуг существенно различается: ключевым преимуществом здесь является качество продукта, соответствие его ожиданиям клиента. Мы понимаем, что в перспективе конкуренция не станет меньше, это как раз тот вызов, с которым мы должны работать – делать наши продукты максимально ценными и эффективными.
– Насколько оказались готовы к работе в текущих условиях ваши клиенты?
– Пул наших клиентов составляют преимущественно крупные компании, им в силу масштаба понадобилось больше времени для перевода всех процессов в дистанционный формат. Многие предприятия из-за этого были вынуждены частично или полностью приостановить работу, что негативно отразилось на их, и как следствие – на нашей деятельности.
– Какие отрасли экономики сегодня оказались наиболее уязвимыми перед условиями карантина?
– Согласно общей статистике, наиболее уязвимы оказались предприятия из сферы услуг, непродовольственные магазины, рестораны, туроператоры, железнодорожные перевозчики – они занимают небольшую долю нашего портфеля заказов, но их деятельность влияет на предприятия, с которыми мы сотрудничаем.
Из ключевых для нас отраслей серьёзно пострадал рынок недвижимости. Сегодня собственники и девелоперы остаются без арендаторов, многие объекты пока трудно использовать по назначению, из-за чего снижаются объемы сопровождения сделок в этом сегменте. Также страдает банковский сектор. Причина – снижение объёмов ипотечного кредитования и кредитования малого и среднего бизнеса.
– Какие консультационные услуги и решения вы им предлагаете для поддержания и дальнейшего развития их бизнеса?
– В сложной эпидемиологической ситуации мы продолжаем делиться профессиональной экспертизой с клиентами в онлайн-формате. Для выработки верных решений в непростых условиях мы предлагаем бизнесу профессиональные консультации и онлайн-мероприятия. Кроме этого, мы постоянно следим за изменениями на рынке и сообщаем о них нашим клиентам через информационные каналы.
Также часть наших продуктов связана с автоматизированными решениями, что также поможет нашим партнёрам действовать в сложившейся обстановке более активно.
– Какие факторы в настоящий момент продолжают формировать спрос на услуги или формируют новую волну спроса на них? О каких услугах в этой связи идёт речь?
– Эти факторы остались прежними и не изменились в связи с карантином. В первую очередь – это ценность наших продуктов и решений, которую мы можем предложить клиентам для развития их бизнеса. Сегодня все контролируют затраты, и наша задача – создать максимально полезные решения, чтобы у клиентов не возникало сомнений в их необходимости и эффективности.
Если говорить об оценке, мы помогаем определить реальную стоимость объектов, оперативно получить информацию по ним. В строительной экспертизе наши продукты позволяют клиентам анализировать эффективность затрат на строительство. В рамках IT-направления наша экосистема «Лёгкая ипотека» нацелена на онлайн-сопровождение банками ипотечного продукта. Свои решения, в частности программа онлайн-обучения, есть и в направлении охраны труда и производственной безопасности.
– Сохраняется ли спрос на услуги оценки, и какие именно направления оценочных работ остаются востребованными?
– Спрос на все направления оценки уменьшается за счёт сокращения количества сделок. Такая ситуация характерна для всего рынка. При этом кризис предполагает перераспределение активов, поэтому спрос на оценку остаётся. Однако изменятся цели: вместо оценки для развития бизнеса более востребованной станет оценка, связанная с проблемными активами. Таким образом, в целом, надеюсь, объёмы не изменятся, хотя период вынужденного бездействия напрямую влияет на сокращение показателей в этом году.
– Какие услуги по вашему опыту были наиболее востребованы в 2019 году и почему? Изменился ли спрос по отношению к этим услугам в 2020 году, и каковы соответствующие перспективы?
– С каждым годом все направления нашей деятельности развиваются, мы стараемся своевременно адаптировать услуги под потребности клиентов, поэтому все они востребованы и актуальны.
В сфере финансового консалтинга значимое место занимает оценка. Благодаря доверию и хорошей деловой репутации в 2019 году клиенты часто обращались к нам для комплексного сопровождения сделок, в частности проведения due diligence. Спрос на эти виды услуг сохраняется и в этом году.
Увеличивается объём проектов по сопровождению строительных объектов. Даже если в целом объём работ в этом сегменте сократится, потребность в строительном контроле продолжит расти, поскольку в сложных ситуациях все стараются более тщательно отслеживать затраты.
IT-решения были и остаются мейнстримом в банковской сфере. Наши автоматизированные продукты отвечают потребностям клиентов, за счёт чего находят устойчивый спрос у них как в 2019, так и в 2020 году.
В рамках направления охраны труда востребованной является система управления рисками в области производственной безопасности. Также в 2019 году мы провели большую работу по созданию метода предупреждения производственных рисков путем определения психологических и поведенческих особенностей сотрудников. Разработки в этом направлении продолжаются и сейчас.
Таким образом наши ключевые задачи сосредоточены вокруг развития отдельных решений в области оценки и строительства, повышения комплексности IT-решений цикла ипотечного кредитования, а также разработки продуктов в области производственной безопасности. У нас слаженная профессиональная команда и есть определённые достижения в каждом из перечисленных направлений. В дальнейшем мы собираемся их приумножить и увеличить свою долю на всех рынках присутствия.