«Как это ни парадоксально звучит, толчок к росту дала пандемия»
Александр Нужный, Партнёр SCHNEIDER GROUP
«В 2020 году тренд на всеобщую цифровизацию только вырос. Новым за год, пожалуй, стал интерес к цифровым инструментам со стороны малого и среднего бизнеса. Для небольших компаний повышение эффективности с использованием цифровых технологий — это не только вопрос увеличения прибыли, но и зачастую выживания бизнеса. При этом заказчики начали осознавать, что цифровизация — это не только про большие корпорации».
— Расскажите, пожалуйста, об основных факторах, обусловивших рост выручки вашей группы за последний год?
— Как это ни парадоксально звучит, толчок к росту дала пандемия. Во время карантинных ограничений бизнес наших клиентов не останавливался, и нам всё время приходилось подстраиваться: оставаться на связи, обеспечивать бесперебойный документооборот и своевременную сдачу отчётности. Нам пришлось научиться работать в новых условиях, стать гибче и эффективнее — измениться и вырасти.
За время локдауна, когда внутренние бухгалтера работали удаленно, многие компании пересмотрели свое отношение к аутсорсингу учётных функций. Бухгалтерия, которой нет под рукой в офисе, стала привычнее — это подтолкнуло бизнес посмотреть в сторону профессионального поставщика услуг. Мне приятно, что многие выбрали именно нас.
Вторым фактором мне бы хотелось назвать миграцию в сторону цифровых процессов в России, которую активно поддерживает государство. Например, эксперимент по электронному кадровому документообороту, запущенный Минтруда России в 2020 году. Наш программный продукт Client Login переводит кадровое делопроизводство (КДП) в электронный вид и позволяет организовать юридически значимый кадровый документооборот. С уходом от бумаги, процесс взаимодействия с поставщиком услуг по аутсорсингу учётных функций становятся более быстрыми и прозрачными.
— В 2020 году вы говорили об очередном витке развития автоматизации, большом потенциале сокращения контактных процессов, а также о перспективах спроса на оценку эффективности бизнес-процессов и их оптимизацию. Как обстоят дела с этими направлениями сейчас — наблюдаете ли вы запросы на услуги в этой связи, что предлагает Ваша компания для этих целей заказчика?
— Бизнес стал намного прагматичнее: заказчики стремятся понять, насколько эффективно выстроено взаимодействие в их командах, какие функции им выгоднее сохранить у себя, а где использовать поставщика услуг. Это породило всплеск интереса к нашей услуге оценки эффективности бизнес-процессов.
Мы анализируем интересующие заказчика процессы, находим «слабые звенья», даём рекомендации по улучшению процессов, повышению их эффективности. При этом существенный прирост эффективности далеко не всегда требует значительных инвестиций.
Так, например, во время проекта для международного производителя строительной и лесозаготовительной техники мы обнаружили, что несколько сотрудников заполняют техническую документацию (стандартные формы) вручную, вместо того, чтобы использовать вполне себе существующую функцию автоматической генерации таких форм. Причина оказалась банальной. В отделе был один общий принтер, которым пользовались все сотрудники. Из-за слетающих настроек принтера в формах технической документации сползали строчки — то есть портились подотчётные бланки. Решение — отдельный принтер с жёсткими настройками для сотрудников, отвечающих за формы технической документации, обошлось компании примерно в 20 тысяч рублей и позволило высвободить 70% времени нескольких сотрудников.
— Какие услуги антикризисного характера вы предлагали заказчикам в 2020 году и продолжаете предоставлять сейчас? Что дают такие услуги клиенту? Приведите, пожалуйста, вкратце, пример характерного проекта.
— В 2020 году мы наблюдали существенный рост интереса к «переходу в диджитал». Это логично. В условиях, когда оффлайновые магазины закрыты, онлайн остался единственным способом продавать. Но такое переключение на продажи онлайн потребовало существенных изменений от наших заказчиков — им необходимо было перестроить свои бизнес-процессы, адаптировать их к e-commerce-модели. Многим потребовалось дорабатывать IT-инфраструктуру, например, для интеграции с популярными маркетплейсами.
Наше нишевое антикризисное предложение — пакет из трёх услуг (бухгалтерское сопровождение, юридическая поддержка и услуга временного управления) — помогло обеспечить непрерывность бизнеса и оказалось очень востребованным среди международных заказчиков. Несмотря на закрытые границы, когда генеральные директора не могли попасть в Россию, бизнес продолжал функционировать: заключались договора с контрагентами, был обеспечен юридически-значимый документооборот с органами государственной власти — при этом абсолютно прозрачно для заказчиков и в полном соответствии с их потребностями.
В 2020 году многие заказчики, которые отдавали нам только часть функций, перешли на комплексное бухгалтерское сопровождение. Да и в структуре спроса мы видим больший интерес к полному аутсорсингу учётных функций. При этом как никогда выросла интеграция между проектной командой и заказчиком. У нас несколько крупных проектов, в которых мы полностью участвуем в бизнес-процессах клиента, являемся частью команды. При этом мы более гибкие, чем штатный сотрудник, заказчику не приходится переживать по поводу наших болезней, отпусков, различных непредвиденных ситуаций, но мы всегда доступны, всё время на связи по всем возможным каналам.
— На ваш взгляд, какие основные драйверы сейчас формируют спрос на консалтинг, что в этой связи пользуется наибольшим спросом? Сохраняют ли автоматизация и цифровизация бизнес-процессов свою популярность? Просматриваются ли новые векторы в области совершенствования бизнеса?
— В 2020 году тренд на всеобщую цифровизацию только вырос. Новым за год, пожалуй, стал интерес к цифровым инструментам со стороны малого и среднего бизнеса. Для небольших компаний повышение эффективности с использованием цифровых технологий — это не только вопрос увеличения прибыли, но и зачастую выживания бизнеса. При этом заказчики начали осознавать, что цифровизация — это не только про большие корпорации.
Да, зачастую диджитализация ключевых процессов, связанных со спецификой бизнеса — это действительно масштабный и ресурсоёмкий процесс, но есть целый набор операционных процессов, которые практически стандартны для различных отраслей. Это, например, кадровое делопроизводство, учёт и другие. Перевод их в электронный, безбумажный вид может быть реализован с помощью «коробочных» решений и не требует значительных инвестиций.
Такие «коробочные» решения объединят людей, процессы, информацию и технологии для достижения большей операционной эффективности, повышения производительности, соответствия нормативным и правовым актам, и, что немаловажно, обеспечивают адаптивность бизнеса к изменениям.
— С чем за последний год связан спрос на услуги аутсорсинга учётных функций? Какие работы были наиболее востребованными, с чем они связаны, и что дают в итоге заказчику?
— Как я уже отмечал, у нас увеличилось количество проектов по комплексному бухгалтерскому сопровождению. Это и влияние глобального тренда перехода на сервисную модель, когда компания поручает исполнение каких-то непрофильных для неё операционных процессов профессиональному провайдеру. И во многом, конечно, озвученный мной ранее прагматизм. Сотрудник в штате — это постоянные расходы. Вы не можете снижать зарплату бухгалтера или уменьшать объём обязательных отчислений с его зарплаты, если объём вашего бизнеса уменьшился. Да и в ситуации бурного роста бывает непросто масштабировать одного сотрудника до полноценного эффективного отдела.
В то время как поставщик услуг дает полную предсказуемость, гибкость и управляемость. Вы можете варьировать объём своих затрат на сервис-провайдера в зависимости от объёмов бизнеса. Мы многократно наблюдали эти колебания — падение-рост — у наших заказчиков во время пандемии. И как партнёр подстраивались: снижая или увеличивая стоимость услуг на основе реальных объёмов бизнеса.
— На ваш взгляд, какие сложности испытал во время пандемии иностранный бизнес в РФ, и отразилось ли это на услугах аутсорсинга финансовых функций? Наблюдали ли вы снижение числа запросов со стороны иностранного бизнеса и наоборот — ощущался ли рост числа запросов на услуги со стороны российского бизнеса?
— Я бы сказал, что на иностранный бизнес в России больше влияет политическая ситуация, чем пандемия. В последние несколько лет мы видим всё меньше новых международных компаний на российском рынке. При этом иностранный бизнес, уже работающий в России, стал более активно пользоваться услугами аутсорсинга. До прошлого года мы в принципе не рассматривали российские компании как своих потенциальных клиентов. Мы всегда считали, что наша ключевое отличие в сфере аутсорсинга учёта — это именно возможность служить связующим звеном между компанией в России и головным офисом в Европе. Но в прошлом году у нас произошёл поворот в сторону российского бизнеса. Во многом это связано с запуском нашего решения Client Login.
Client Login — это полный перевод кадрового делопроизводства в электронный вид. Так в зависимости от сферы деятельности компании, российским трудовым законодательством предусмотрено от 40 до 60 типов кадровых документов. Весь этот масштабный и стандартизированный документооборот может быть переведён в электронную форму, а благодаря актуальным изменениям законодательства происходит постепенный отказ от необходимости «бумажного» дублирования документов. Отказ от «бумаги» позволяет существенно снизить риски, ускорить процессы прохождения и обработки информации и сэкономить до 40% затрат на кадровое делопроизводство.
— На ваш взгляд, какие факторы сегодня замедляют развитие сегмента аутсорсинга учётных функций? С чем, по вашему мнению, связаны краткосрочные перспективы развития этого сектора профессиональных услуг (до конца 2021 года)? Стимулируется ли развитие этого сегмента государством?
— В целом наш сегмент рынка довольно стабилен, я не вижу каких-то особых предпосылок для масштабных изменений в краткосрочной перспективе. Относительно факторов, замедляющих рост — далеко не все компании ментально готовы передать учёт на аутсорсинг. Причины тому у всех, безусловно, свои. По моему опыту, аутсорсинг точно не подходит компаниям, в которых нет хорошо структурированных бизнес-процессов. Когда компания работает с поставщиком услуг, то это чётко регламентированные отношения заказчик-исполнитель. Если у заказчика не очень хорошо прописаны и зафиксированы бизнес-процессы — недовольны окажутся оба.
Я довольно позитивно оцениваю перспективы рынка: мы сейчас с вами наблюдаем все более активное проникновение электронного документооборота в различные сферы деятельности. Это стимулирует и рынок аутсорсинга учётных функций — становится проще работать и провайдеру, и заказчику. Идёт постоянное обеление бизнеса — для многих препятствия к передаче учёта подрядчику снимаются.
— Можно ли констатировать влияние цифровой трансформации на отрасль консалтинга и деятельность в области аутсорсинга учёта в частности? В чём это проявляется?
— На мой взгляд, это влияние неоспоримо. Полностью поменялась система взаимодействия между клиентом и исполнителем. Поменялся документооборот. У нас есть заказчики, с которыми мы ни разу не виделись вживую, но это не мешает нашим сотрудникам быть полноценными членами их команд. Услуги по обработке документов давно перешли в разряд commodity, в этом сегменте колоссальная ценовая конкуренция. И всё большее значение приобретают именно консалтинг, корректная и эффективная обработка транзакций.