Интервью с экспертами
Михаил Весенин и Александр Пятыхин, Генеральный директор консалтинговой группы «Эксперт» и старший партнёр «Финансово-консалтинговой группы РЕКА»
Впервые за долгую историю вашего развития и историю рэнкинга консалтинговая группа «Эксперт» представлена масштабным объединением оценочных и консалтинговых компаний. Что способствовало объединению организаций, и по какому принципу оно формировалось?
Михаил Васенин: Высокая конкуренция на рынке оценочных и консалтинговых услуг привела нас к необходимости консолидации с профессиональными участниками рынка, которые исповедуют близкие нам принципы: добропорядочность, объективность и независимость, а также соответствие высочайшим стандартам качества. При этом каждый из участников партнерства имеет глубокую отраслевую специализацию, например оценка нематериальных активов и интеллектуальной собственности, оценка для целей МСФО или оценка для оспаривания кадастровой стоимости, а также сплоченную команду профессионалов и уникальный набор сервисов. Например, мы одними из первых в стране начали оказывать услуги по подготовке интегрированной отчетности, у нас есть положительный опыт разработки комплексных инвестиционных программ для моногородов.
Какие цели стоят перед объединением, и как вы оцениваете преимущества группы в сравнении с традиционными моделями бизнеса?
Михаил Васенин: Объединение компаний является значимым шагом на пути реализации наших стратегических планов. В ближайшей перспективе мы намерены закрепиться в десятке крупнейших оценочных компаний России. Также в наших планах создание Консалтингового дома «Эксперт» - федеральной сети консалтинговых и оценочных компаний, объединяющей в себе избранных профессионалов и аккумулирующей только лучшие мировые практики и многолетний успешный опыт работы.
Александр Пятыхин: Преимущество партнерства заключается в том, что мы привлекаем на работу по проекту только лучших экспертов в каждой области, что невозможно в рамках крупной компании/сети с жесткой структурой департаментов и направлений, где уровень компетенции и профессионализма может отличаться в разных областях.
При этом глубокая экспертиза в сфере новых технологий и интеллектуальной собственности, а также тесная интеграция с отраслевыми институтами развития высокотехнологического бизнеса, кредитными учреждениями позволяют нам аккумулировать и осуществлять для наших клиентов адаптацию и трансфер некоторых специфичных знаний и технологий, формулировать нестандартные решения и создавать новые продукты или услуги.
Каким образом в 2015 году и в настоящее время сложившаяся экономическая ситуация повлияла на рынок оценочных услуг и на бизнес вашей компании в частности? Какие услуги и виды работ стали наиболее востребованными, и почему, и, наоборот, какие направления работ стали невостребованными?
Александр Пятыхин: Негативные тенденции в экономике РФ имеют свое отражение на российском рынке оценочных услуг, и компании партнерства в данном случае не исключение. Мы зафиксировали падение спроса на услуги оценки физическим лицам для целей ипотеки, на оценку инвестиционных проектов.
Крупные частные компании, кредитные учреждения и государственные монополии продолжили работу над оптимизацией своих «проблемных» активов. Поэтому и в 2015-м, и в текущем году мы наблюдаем повышение спроса на оценку при реализации непрофильных активов, заложенного имущества по проблемным кредитам, оценку по судебным разбирательствам.
Какие факторы в последнее время обусловили повышенный спрос на переоценку кадастровой стоимости недвижимого имущества?
Александр Пятыхин: Основной фактор - рост имущественного налога за счет изменения системы: налог рассчитывается исходя из кадастровой оценки, которая «приближена» к рыночной.
Однако принятый во втором и третьем чтении 22 июня 2016 года Государственной Думой законопроект «О государственной кадастровой оценке» о передаче полномочий по определению кадастровой стоимости в специализированные государственные бюджетные учреждения может негативно повлиять на дальнейшее развитие данного направления среди оценочных компаний.
О каких точках роста для рынка оценки можно сегодня говорить, и с чем они связаны?
Александр Пятыхин: Рост доходов оценочных компаний мы связываем с выходом на новые региональные рынки. Например, в 2015 году мы реализовали ряд проектов в Азербайджане и надеемся, что эта позитивная тенденция продолжится и в будущем.
Высоким спросом также будут пользоваться сервисы с глубокой отраслевой экспертизой и тесно связанные с оценкой. Так, для банков мы разработали услугу комплексной залоговой экспертизы, которая, помимо самой оценки рыночной стоимости, включает в себя анализ рисков по обеспечению, функции залога в кредитной сделке, общие рекомендации для залогодержателя. Как уже отмечалось, мы одними из первых в стране запустили услугу по подготовке интегрированной отчетности. ИО - это новый инструмент, который в ближайшей перспективе обеспечит эффективное взаимодействие компаний с финансовыми рынками и широким кругом заинтересованных сторон. В рамках интегрированного отчета мы анализируем, как стратегия, управление, результаты и перспективы организации ведут к созданию стоимости.
Полемика о качестве оценочных услуг в России не утихает, пожалуй, с момента возникновения этого рынка в стране. Каким образом сегодня профессиональные стандарты в области оценки, а также требования потребителей со стороны государства оказывают влияние на качество оценочных услуг?
Михаил Васенин: Вне всякого сомнения, стандартизация идет на пользу отрасли в целом. Другое дело, что это процесс сложный, требующий времени и значительных усилий как со стороны профессионального сообщества, так и со стороны потребителей. Любой консалтинг - это штучный продукт, и важно не «заиграться» в установлении границ. Не только наличие или отсутствие стандартов влияют на качество услуг профессионального оценщика. Не меньшую роль играют, например, информационное обеспечение, подготовка и опыт специалиста (к слову, не только специалиста-оценщика, но и потребителя, принимающего результат оценочных услуг), особенности самого объекта оценки. Мы стараемся не браться за проекты, в которых присутствуют вышеперечисленные факторы риска для нашей профессиональной репутации, или не работать с заказчиками, если результаты нашей работы могут быть оценены не профессионально.