Раздел: Крупнейшие оценочные группы (2010—2024 гг.)

Рэнкинг крупнейших оценочных групп по итогам 2017 года — Методика

Методика

Интервью с партнерами проекта

Алексей Севастьянов, директор по развитию ООО «АКЦ «Департамент профессиональной оценки», FRICS, TGA, IMA

Как мы считали

Традиционно рэнкинг делового потенциала составляется на основе оценки критериев, связанных с масштабом бизнеса, квалификацией и репутацией. Для подготовки нынешнего рэнкинга были введены новые критерии в блок «Квалификация», а один из критериев был в нем упразднен. В частности, по итогам 2017 года не учитывалось наличие в компаниях оценщиков, состоящих в совете по оценочной деятельности при Минэкономразвития. Дополнительными критериями стали: количество квалификаций у оценщика, полученных в результате сдачи квалификационного экзамена за период 20.08.2017–31.12.2017; наличие у компании оценщиков, являющихся членами Экспертного совета СРО, Президиума Экспертного совета СРО, Дисциплинарного комитета СРО, Коллегиального органа СРО (в предыдущие годы этот критерий также учитывался – «Оценщики – члены правления СРО»).

В связи с введением нового квалификационного экзамена, во избежание путаницы при интерпретации данных в рэнкинге критерий «Количество аттестатов единого квалификационного экзамена», который использовался в методике в прошлом году, фактически остался и сейчас – наличие у компании оценщиков с квалификационными аттестатами (эксперт), полученными за 2013–2017-й., приравнивалось к квалификации СРО.

В качестве отбора федерального уровня для нынешнего рэнкинга, помимо обозначенных в методике, в итоге также был засчитан конкурс «Внешэкономбанка» и «ВЭБ-Капитала» на оказание услуг по оценке. Особенностью отбора стало то, что качество отчетов определяли представители оценочного сообщества.

Организатор рэнкинга открыт для предложений по совершенствованию его методики.

Рэнкинги оценочных компаний России

Рэнкинг делового потенциала оценочных организаций по итогам 2017 года

Рэнкинг делового потенциала оценочных групп по итогам 2017 года

Рэнкинг крупнейших оценочных организаций по итогам 2017 года

Рэнкинг крупнейших оценочных групп по итогам 2017 года

Оценка недвижимости

Оценка бизнеса и ценных бумаг

Оценка транспорта и оборудования

Переоценка основных средств (в том числе в целях подготовки отчетности по МСФО)

Оценка инвестиционных проектов

Оценка нематериальных активов и интеллектуальной собственности

Роботы научились прицениваться

Очередной, десятый по счету выпуск рэнкингов оценочных компаний России, составленный рейтинговым агентством RAEX (РАЭКС-Аналитика), выявил застой в росте доходов на этом рынке. Спрос на массовые виды оценки и ее стоимость падают, а новые масштабные ниши, способные расширить рынок, пока не просматриваются. Напротив, людей, чем дальше, тем больше, будут заменять информтехнологии, которые уже сейчас способны проводить оценку типовых объектов.

Вартан Ханферян

Суммарный объем доходов крупнейших российских оценочных организаций – участниц нынешнего рэнкинга составил по итогам 2017 года 5,929 млрд рублей, увеличившись за год на 2,4% (здесь и далее приводятся сопоставимые данные). Если сделать поправку на инфляцию (2,5% за год, по данным Росстата), мы наблюдаем полный застой на этом рынке профессиональных услуг. Напомним, что в прошлогоднем выпуске рэнкинга мы зафиксировали более стремительные темпы роста его участников – за 2016 год они составляли 12% при инфляции в 5,4%.

Среди факторов, обусловивших такое торможение на рынке оценки, – общий инвестиционно-экономический фон (рост ВВП по итогам 2017 года составил 1,5%), снижение стоимости услуг оценщиков, а в некоторых случаях и спроса на них. Общее количество отчетов об оценке по сопоставимым данным участников рэкнинга составило 122,2 тыс. штук, увеличившись за год на 10%, то есть объем выполненной работы в 2017 году вырос гораздо больше, чем соответствующие ему доходы. Как результат, из ста компаний – участниц рэнкинга почти половина (40 компаний) завершила год снижением своей выручки.

Ожидать резкого перелома в развитии этого рынка не приходится. Более того, спрос на массовые виды оценки со временем начнет снижаться. Способствовать этому будет развитие информационных технологий с постепенным вытеснением типовых оценочных работ на основе ИТ, которые уже сегодня применяют заказчики оценки, например банки, а также сами оценочные компании.

Квалифицированная зачистка

Одним из основных событий для рынка оценки за последний год и по настоящее время стало изменение правил игры, связанное с поправками в закон об оценочной деятельности (172-ФЗ), вступившими в силу летом 2016 года. Начиная с апреля 2018 года, субъектом оценочной деятельности признается оценщик, который помимо членства в оценочной СРО, как это было раньше, должен иметь, как минимум, один квалификационный аттестат по направлению оценки (недвижимость / движимое имущество / бизнес), полученный в результате сдачи специального экзамена. Сдавать квалификационные экзамены нужно будет каждые три года.

Обязательность наличия квалификации призвана подтвердить профессиональный статус оценщика и убрать с рынка случайных игроков. «Ужесточение требований к оценщикам связано с недоверием к оценочному сообществу со стороны потребителей оценки. Чтобы очистить рынок от непрофессионалов, Министерство экономического развития ввело квалификационный экзамен», – поясняет Ирина Комар, управляющий партнер ООО «Профессиональная Группа Оценки».

Впрочем, сами оценщики воспринимают законодательное нововведение неоднозначно. «Введение квалификационных аттестатов позволило отчистить рынок от фирм-однодневок и от «мертвых душ», а также сократить количество СРО, которые в конкурентной борьбе с лидерами рынка вынуждены были «торговать» положительными заключениями. Но для оценщиков процедура экзамена стрессовая, ведь подготовка к нему отнимает много времени. Кроме того, многие экзаменационные вопросы и задачи к практике ни какого отношения не имеют, а сами формулировки зачастую запутанны. Да и разделение аттестатов на три направления затратно для оценщиков», – сетует Даниил Слуцкий, генеральный директор компании «Оценка бизнеса и консалтинг» (ОБИКС).

А Дмитрий Кувалдин, председатель совета директоров компании «РОССИЙСКАЯ ОЦЕНКА», считает, что ужесточение требований к оценщикам – физическим лицам в первую очередь является следствием того, что юридические лица, которые на самом деле и оказывают оценочные услуги, практически выведены из-под действия закона об оценочной деятельности. «В этой связи регулятор раз за разом пытается, что называется «искать под фонарем, а не там, где потеряно». То есть «недорегулирование» юрлиц ведет к «перерегулированию» физлиц. Гораздо полезнее как для поставщиков, так и для заказчиков оценочных услуг было бы не вводить все новые и новые требования к оценщикам, а законодательно закрепить принципы квалификационного отбора оценочных компаний. Ведь очевидно, что отбор по минимальной цене и времени оказания услуг ведет к снижению качества, какими бы квалифицированными ни были исполнители», – считает Дмитрий Кувалдин.

Впрочем, все эти сетования вряд ли на что могут повлиять. Оценщики начали сдавать экзамены еще с середины августа 2017 года. По данным участников рэнкинга, уже в 2017 году ими было получено около 650 квалификационных аттестатов. Достигают нормы по количеству оценщиков (300 человек), сдавших экзамен, и оценочные СРО, которые сообщают об этом на своих сайтах.

Недвижимость отходит на второй план

Один из основных факторов, приведших к снижению динамики на рынке оценочных услуг, в значительной мере связан с тенденциями в секторе оценки недвижимости, который за прошлый год при формальном росте на 1%, до 2,440 млрд рублей, с учетом инфляции сократился (см. графики 1 и 2).

 
 

Участники рэнкинга объясняют это развитием у основных заказчиков оценочных услуг собственных практик по оценке залогов и активов – крупнейшие банки и корпорации переходят на внутреннюю оценку для собственных нужд, создавая соответствующие подразделения в своих структурах. «Многие банки не готовят полноценный отчет об оценке в соответствии с нормами 135-ФЗ и ФСО. На практике они оформляют так называемое краткое суждение о стоимости объекта залога, которое по формальным признакам не подлежит официальной экспертизе в СРО оценщиков и которое зачастую вообще не предоставляется заемщику, поскольку носит внутренний характер. Таким образом, в сегменте оценки для целей залога оценщикам остается сотрудничество лишь с теми банками, которые продолжают использовать в своей работе результаты независимой оценки посредством предварительного отбора или аккредитации оценочных компаний», – объясняет Кирилл Кулаков, первый заместитель генерального директора ООО «Центр независимой экспертизы собственности» (ЦНЭС).

На показатели недвижимого сектора повлияло еще и то, что государственную кадастровую оценку объектов недвижимости теперь осуществляют только специализированные государственные бюджетные учреждения. «В соответствии с 237-ФЗ у независимых оценщиков сохранено лишь право на участие в процедурах оспаривания результатов определения кадастровой стоимости посредством установления рыночной стоимости объекта недвижимости, в том числе в качестве судебных экспертов», – добавляет Кирилл Кулаков.

Работы в рамках новой кадастровой оценки сейчас реализуются в Москве и Московской области. А с нового года можно ожидать волну спроса на оспаривание результатов данной оценки ввиду снижения реальной стоимости недвижимости.

По словам Маргариты Трофимовой, директора департамента консалтинга и оценки компании ILM, оспаривание кадастровой стоимости останется востребованным, поскольку многие нюансы при массовой оценке недвижимости зачастую не учитываются. «О специфических особенностях, таких как срок жизни здания, планировочные решения, паркинг, плотность застройки, вакантность пригодных для аренды площадей, известно лишь экспертам-оценщикам, которые проводят более детальный анализ объектов недвижимости и его окружения. Тем не менее в настоящее время государственные учреждения, которые занимаются кадастровой оценкой, дают возможность предоставить эти уникальные характеристики в дополнение к декларации. Это необходимо для того, чтобы стоимость объекта была максимально приближена к рыночной цене. Поэтому оценить, насколько будет бурным рост спроса на услуги по оспариванию, пока сложно: нужно дождаться новых цифр, которые будут опубликованы в ближайшие дни для ознакомления и внесения уточнений по результатам обращения собственников и экспертов, а потом утверждены в ноябре этого года», – считает Маргарита Трофимова.

Впрочем, это может быть «последним прощай» для роста спроса в данном секторе. Чем дальше, тем больше при типовых массовых процедурах оценки применятся, как отмечают опрошенные участники рэнкинга, информационные технологии. Ведь ни для кого не секрет, что оценка, к примеру, квартир в целях выявления кадастровой стоимости представляет собой в большинстве случаев сбор информации о стоимости схожих объектов из открытых источников с последующей ее систематизацией и внесением минимальных поправочных коэффициентов. С подобной работой вполне может справиться не самая сложная компьютерная программа.

Чуть лучше, как показывает анализ рэнкинга, обстоят дела в секторах оценки бизнеса и ценных бумаг (1,8 млрд рублей, рост за год на 5%). А вот выручка от оценки инвестиционных проектов приросла за год всего на 1%, то есть с поправкой на инфляцию ушла в минус, до 231,9 млн рублей.

Состав наиболее денежных заказчиков оценочных работ остается достаточно стабильным – это крупный бизнес, государственные и квазигосударственные компании. «В корпоративном секторе в 2017 году рост рынка оценки был связан с деофшоризацией экономики, оспариванием результатов кадастровой оценки, сделками с собственностью, куплей и продажей бизнеса. В государственном секторе востребована оценка активов для целей приватизации. Кроме того, реализация инфраструктурных проектов требует оценки для выплаты компенсаций правообладателям при изъятии активов. Такие масштабные проекты, как строительство газопровода «Сила Сибири», реконструкция дорожно-транспортной сети в Москве, строительство ЦКАД, не могут воплощаться без предварительной работы оценщиков и оформления необходимых документации и отчетов», – поясняет Роман Чибисов, генеральный директор Swiss Appraisal Россия и СНГ.

По словам Гарегина Григоряна, генерального директора компании «Центр корпоративных решений», спрос на оценку в ушедшем году предъявляли и девелоперские проекты в столичном регионе и в крупных городах России: «В Москве большая часть проектов была связана с застройкой жилыми кварталами промышленных зон. Также вклад в оценку дали различные венчурные проекты. Оценка инвестиционных проектов нужна для распределения долей инвесторов на этапе начального финансирования, при последующем дофинансировании и выходе из проекта. Оценка требуется и для отслеживания инвесторами хода реализации проекта».

Интеллект в залоге у офшоров

Другие направления оценочной работы принесли участникам рэнкинга менее заметные доходы, чем по оценке бизнеса и недвижимости, однако ознаменовались своим бурным ростом. Так, на оценку оборудования и транспорта у участников списка в 2017 году пришлось 524,9 млн рублей, а темп роста этих доходов составил 14%.

Повышенный спрос в данном сегменте в компаниях связывают с ростом объема непрофильного имущества банков – они открывают витрины залогового имущества или продают его на электронных торгах. «Купить автомобиль или другое оборудование, находящееся в залоге, можно через аукцион или торги, когда банк и должник продают имущество до появления кредиторской задолженности; либо в судебном порядке, когда в отношении должника уже открыто исполнительное производство; либо из реестра собственности банка (в собственность банка переходит имущество, не реализованное на торгах). Стоимость прав требования и залогового имущества, в частности, транспортных средств и оборудования устанавливается на основании отчета об оценке, подготовленного оценочной компанией, или на основе решения судебной экспертизы. В 2017 году наша компания проводила такую оценку движимого имущества по договорам с крупнейшими банками: ПАО Сбербанк, «Банк ВТБ» (ПАО), а также для АО «Росагролизинг», – рассказывает о факторах роста Наталия Алмазова, генеральный директор компании «АДН Консалт – Международный центр оценки и финансовых консультаций».

Чуть меньше, а именно 500,8 млн рублей, принесла работа оценщиков в области переоценки основных фондов, однако прирост выручки здесь составил 19%! Причину участники рынка связывают с запросами на этот вид оценки со стороны финансового сектора. «Мы видим повышенный интерес на услуги оценщиков со стороны банков и иных финансовых организаций. Это связано с действиями Банка России, направленными на увеличение прозрачности финансовой системы. Так, банки приводят свои балансы и балансы подконтрольных лиц, например закрытых паевых инвестиционных фондов недвижимости, в соответствие с новыми требованиями регулятора. Кроме того, банки продолжают избавляться от проблемных активов, доставшихся от заемщиков-банкротов, для чего также нужна переоценка основных средств и прав требования», – рассказывает Павел Лазарев, генеральный директор оценочной компании «ЛЛ-Консалт».

Что касается оценки нематериальных активов и интеллектуальной собственности, здесь, несмотря на самый малый объем выручки (196,4 млн рублей), в прошлом году были характерны наиболее высокие темпы ее роста – рекордные 49%. «В этом сегменте на доходы оценщиков оказывает развитие рынка интеллектуальной собственности. Например, Федеральный закон от 18 июля 2017 г. № 166-ФЗ стимулирует собственников легализировать и активнее ставить на баланс объекты НМА, что в свою очередь ведет к их более активному вовлечению в хозяйственный оборот. Это приводит к увеличению спроса на оценку нематериальных активов», – говорит Сергей Силантьев, директор департамента VIP-клиентов компании «Прайс Информ».

Другим фактором, стимулирующим спрос, по словам Алексея Журавлева, генерального директора компании «Эверест Консалтинг», является процесс деофшоризации. «Возвращая активы из офшоров, российские компании увеличивают валюту баланса, и это позитивно сказывается на их инвестиционной привлекательности и рейтинге. Кроме того, рост рынка информационных технологий, появление новых программных продуктов и необходимость проведения процедур по защите НМА также положительно сказываются на этом направлении оценки. Рост по данному направлению в структуре выручки нашей компании связан с тем, что, обладая большим опытом в оценке для МСФО, мы накопили обширный портфель проектов по распределению цены сделок на рынке M & A. Неотъемлемой частью этих проектов являются идентификация и оценка нематериальных активов», – делится опытом Алексей Журавлев.