«Растет потребность в структурировании и сопровождении сделок по выходу иностранных компаний из бизнеса в России»
Елена Шувалова, Партнёр, департамент корпоративных финансов ALTHAUS
– Расскажите, пожалуйста, о тенденциях клиентского спроса на услуги оценки. В частности, оценка в каких целях сегодня становится востребованной с учетом перестройки экономических процессов, и что выходит на первый план для заказчиков?
– ALTHAUS активно мониторит текущую ситуацию, оперативно выявляя всё новые «болевые точки» и «точки роста» бизнеса и стремясь оказать максимальную поддержку своим клиентам.
В свете тенденции по продаже иностранными компаниями своих долей в бизнесе наблюдается рост спроса на услуги оценки бизнеса и активов, а также комплексной предынвестиционной (финансовой, налоговой, юридической) экспертизы, предваряющей оценку. Ключевая особенность таких сделок – скорость принятия решения, и зачастую сроки на проект очень ограничены. Мы, благодаря наличию большой диверсифицированной команды, имеем возможность выполнять такие сложные проекты в сжатые сроки.
Кроме того, в кризис происходит перераспределение игроков в различных отраслях, что влечет за собой рост объема сделок, требующих экспертизы. То есть вместо оценки для развития бизнеса более востребованной становится оценка, связанная с проблемными активами. Отличительной чертой таких проектов является то, что объектом оценки, наряду с недвижимостью, выступают права требования. При этом информация об объекте оценки крайне ограничена. Для обоснованной и объективной оценки мы проводим глубокий поиск информации, используя различные источники.
– Какие цели оценки, спрос на которые остался стабильным по сравнению с прошлыми периодами, вы могли бы отметить?
– Наша компания – один из лидеров на рынке консультационных услуг при слияниях и поглощениях, поэтому, конечно, первое, что приходит на ум, – это оценка для целей совершения сделки.
В последнее время наряду со стандартным запросом на определение рыночной стоимости и подготовку отчета об оценке клиенты стали обращаться к нам с просьбой посчитать бридж – переход от стоимости акционерного капитала к собственному – для переговорного процесса. И благодаря тому, что мы оказываем услуги комплексного сопровождения сделок, мы можем использовать при оценке результаты проведенного due diligence и учитывать выявленные риски, а не руководствоваться только лишь отчетностью.
Спрос на определение справедливой стоимости идентифицируемых активов и обязательств, а также величины деловой репутации группы (PPA – purchase price allocation) после сделки также стабилен.
Кроме того, мы регулярно выпускаем отчеты для целей определения стоимости чистых активов и расчетной стоимости инвестиционного пая фонда для целей бухгалтерского учета (РСБУ и МСФО). Часто делаем проекты для налоговых целей.
– Каковы ваши ожидания от ситуации в сфере сделок M&A в текущем периоде? Какие услуги будут наиболее востребованными со стороны заказчиков?
– Рынок юридических услуг в 2021 году испытывал стагнацию. Наблюдался спрос на юридический due diligence в составе комплекса услуг по сопровождению сделок M&A, сохранялся спрос на услуги банкротства и защиты бизнеса, рос интерес к услугам в сфере защиты интеллектуальной собственности.
Очевидно, что в 2022 году тренды немного сместятся, поскольку юридический рынок следует за изменениями в обществе: ожидается падение спроса на услуги по сопровождению трансграничных сделок слияния и поглощения, а также внешнеэкономической деятельности, что обусловлено снижением международной экономической активности российского бизнеса.
При этом растет потребность в структурировании и сопровождении сделок по выходу иностранных компаний из бизнеса в России, реструктуризации бизнеса, открытию новых компаний и счетов в других юрисдикциях, сопровождению банкротств, подготовке финансовых моделей и отчетов об оценке.
В текущих условиях мы наблюдаем выход на первый план услуг по предоставлению правовых рекомендаций относительно построения эффективной корпоративной структуры и системы корпоративного управления с учетом санкционных рисков, по определению степени влияния санкций и ограничительных мер на корпоративные обязательства в рамках совместных предприятий, сделок M&A, прямых инвестиций и венчурных сделок, а также на услуги в области валютного регулирования и валютного контроля.
Кроме того, в свете тенденции по продаже иностранными компаниями своих долей в бизнесе наблюдается рост спроса на услуги комплексного (финансового, налогового, юридического) сопровождения сделок, оценки бизнеса и активов.
Еще одно актуальное направление – консалтинговые услуги для компаний в сфере ИТ. В первую очередь, в области налогов: налоговое консультирование по вопросам применения льгот для ИТ-компаний, поиск и активация налоговых резервов и преференций, структурирование бизнеса, разработка оптимальной структуры группы. Также в тренде работа с иностранными структурами ИТ-бизнеса: редомицилляция бизнеса в РФ, налоговый аудит.
Наконец, актуальны такие услуги в области аутсорсинга, как санкционный скрининг, регулярный санкционный мониторинг, сопровождение открытия счетов и ведение бухгалтерии, global mobility для российских экспатов, в частности – поддержка российских граждан, исполняющих трудовые функции в иностранных юрисдикциях, сопровождение открытия счетов для юридических лиц в РФ и за рубежом для поддержания устойчивости бизнеса, консультации по валютному контролю. Все эти услуги ALTHAUS предоставляет в режиме «одного окна».
– Какие факторы спроса на оценку со стороны государства вы видите в текущем периоде и каковы дальнейшие перспективы запросов со стороны государства как крупнейшего заказчика этих услуг?
– Ключевым фактором спроса в ближайшей перспективе будут проекты, связанные с новым режимом промышленной политики в связи с необходимостью развития импортозамещающих производств в условиях санкционных ограничений. Текущая геополитическая ситуация предполагает, что российскому бизнесу приходится работать в сложных условиях в связи с разного рода ограничениями. В этих условиях наша команда уже предложила клиентам целый спектр услуг санкционного комплаенса и антикризисного сопровождения.
Дополнительно сохраняется спрос на услуги комплексного сопровождения инфраструктурных проектов, реализуемых на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП), где вместе с оценкой требуются подготовка бизнес-плана и юридические услуги. У нас есть ряд проектов, успешно реализованных на Дальнем Востоке, и мы планируем перенести этот опыт на другие регионы.
– Какие технологические новшества, связанные с предоставлением ваших услуг и сервисов, вы могли бы отметить за последний год и сейчас?
– Без автоматизации и информатизации деятельность любого бизнеса будет неэффективной, в том числе и в оценке. В нашей компании автоматизированы все процессы, которые возможно доверить программе без потери качества. И тем не менее, в оценочной деятельности полностью автоматизировать можно только простые объекты оценки – жилую недвижимость, например. Мы же чаще всего оцениваем средние и крупные предприятия, нематериальные активы и интеллектуальную собственность, инвестиционные проекты. В таких трудоемких проектах чаще всего автоматизированы только приложения к отчету, что позволяет младшим коллегам заниматься интеллектуальным трудом наравне со старшими, а не копировать вручную десятки страниц обязательных документов.
– В последнее время немалая часть отборов для оказания оценочных услуг – квалификационные. По вашему мнению, является ли такой инструмент действенным для отбора поставщика с качественными услугами? Меняется ли в принципе система отборов, которая ранее базировалась преимущественно на критерии «стоимость услуг»?
– Я однозначно считаю, что использование лишь критерия «стоимость услуг» приводит к ценовому демпингу и получению низкокачественных услуг. И только наличие квалификационных отборов с разумными критериями качества и подтверждением опыта оказания аналогичных услуг может являться гарантом того, что консультант справится с поставленной задачей и его отчет будет достоверным и корректным.
Приведу пример разумности критериев: квалификационный аттестат по направлению оценки недвижимости дает право оценщику определять стоимость любых объектов недвижимости. В эту категорию входят как простые объекты (например, земельный участок под ИЖС), так и сложные (например, земельный участок в Москве под жилую застройку). Для этих задач требуются абсолютно разные специалисты. Так, с первой легко справится молодой оценщик, только вступивший в СРО, а для решения второй требуется оценщик со значительным профессиональным стажем, который сумеет рассчитать все ключевые параметры инвестиционного проекта (включая затраты на строительно-монтажные и проектно-изыскательские работы, строительство объектов социальной инфраструктуры, но не ограничиваясь этим) и построить модель DCF (Discounted Cash Flow).
Если в критерии квалификационного отбора включить лишь наличие аттестата, то клиент рискует получить на решение второй задачи оценщика, который умеет справляться только с первой.
А если еще больше усложнить эту задачу и объектом оценки (предметом сделки) выбрать не сам земельный участок, а юридическое лицо, владеющее 10 такими инвестиционными проектами на разных стадиях строительства, и срок на проект составляет всего две недели, тогда одного опытного оценщика будет недостаточно: потребуется команда консультантов, включающая в себя не только оценщиков, но еще и строителей, юристов.
Для того чтобы быстро и качественно выполнять проекты, нужна большая команда. Я считаю, 10-15 человек оценщиков – это необходимый минимум для консалтинговой компании, чтобы она могла выполнять сложные и масштабные проекты.