«Любые экономические изменения запускают процесс передела в отрасли»
Фёдор Спиридонов, Управляющий партнёр группы компаний SRG
– Расскажите, пожалуйста, о тенденциях спроса на оценку. Для каких целей она становится востребованной в ситуации, когда многие экономические процессы перестраиваются? Что сегодня выходит на первый план для заказчиков?
– Любые экономические изменения запускают процесс передела в отрасли, количество сделок M&A возрастает. Таким образом, по-прежнему актуальны услуги по их сопровождению, в том числе в части оценки. Среди наших клиентов много крупных структур, внутри которых происходит реорганизация, меняются собственники, условия инвестиционных проектов, проводятся сделки слияния и поглощения – всё это требует участия финансовых консультантов.
По-прежнему есть спрос на оценку бизнеса и больших проектов, в том числе на комплексные экспертизы, когда оценка – только часть процедуры.
– Какие цели оценки, спрос на которые остался стабильным по сравнению с прошлыми периодами, вы могли бы отметить?
– В части типовых – это оценка для получения ипотеки и для целей кредитования малого и среднего бизнеса. Мы стабильно занимаем большие доли в этих направлениях. В начале года ставка рефинансирования резко увеличилась и объемы заявок сократились, сегмент кредитования, в том числе ипотечного, существенно «просел». Однако сейчас мы наблюдаем обратную ситуацию: ЦБ резко снижает ставку, и объемы постепенно возвращаются на прежний уровень.
– Каковы ваши ожидания от ситуации в сфере сделок M&A? Какие услуги будут наиболее востребованными у заказчиков? Есть ли понимание, какие отрасли сейчас наиболее подвержены сделкам слияния и поглощения или другим трансформациям, связанным с активами?
– Поскольку сейчас идет перестройка всей экономической системы, я предполагаю, что количество сделок M&A увеличится – это вынужденная мера. В связи с чем повысится востребованность услуг в области комплексной экспертизы, due diligence, в том числе оценки бизнеса и больших инвестиционных проектов.
С учетом сложившейся экономической обстановки почти всем отраслям придется меняться. Это связано в первую очередь с уходом с рынка части игроков и новыми правилами импорта-экспорта различных товаров. Многим компаниям приходится по-другому консолидировать свои ресурсы: выстраивать логистические и производственные цепочки. И каждая из них по-своему адаптируется к текущим реалиям: за счет дополнительных инвестиций в развитие или сделок M&A.
– Какие факторы спроса на оценку со стороны государства вы видите в текущем периоде и каковы дальнейшие перспективы запросов со стороны государства как крупнейшего заказчика этих услуг?
– Государство, как и бизнес, вынуждено подстраиваться под изменившуюся обстановку. Госкомпании – тоже субъекты коммерческой деятельности и подвержены трансформации в силу сложившихся обстоятельств. Они перестраивают процессы: вкладывают, продают или покупают активы, чтобы дальше работать в эффективном режиме. Таким образом, факторы спроса остались прежние, однако они стали проявляться интенсивнее.
– Прогнозируете ли вы спрос на оценку в рамках оспаривания кадастровой стоимости недвижимости и земли в текущем периоде? Если да, то почему?
– В этом году мы не прогнозируем существенного увеличения числа процедур по оспариванию кадастровой стоимости. Отчасти на это повлияло участие в судебных экспертизах государственных оценщиков, из-за чего вырос срок проведения процедуры: если раньше он составлял от полугода до года, то теперь процесс вполне может занять до двух лет. По этой причине многие владельцы недвижимости, у которых нет существенного, по их мнению, завышения кадастровой стоимости, не инициируют оспаривание. Второй момент – то, что кадастровая стоимость с каждым годом становится все более приближенной к рыночной.
Однако ситуация может измениться уже в следующем году в связи с проведением всероссийской государственной кадастровой оценки по объектам капитального строительства. Поскольку процедура пройдет по всей стране, а также учитывая, что рыночная стоимость на объекты коммерческой недвижимости снижается, в отличие от кадастровой, высока вероятность, что количество процедур по оспариванию кадастровой стоимости увеличится в 2023–2024 годах, соответственно возрастет и спрос на оценку в рамках данной процедуры.
– Какие направления оценки, по вашему опыту, были наиболее востребованы в прошлом году и почему?
– В нашей компании были востребованы те же направления, что и сейчас: оценка бизнеса, инвестиционных проектов. Кроме того, пользовались спросом автоматизированные решения для оценки типовых объектов недвижимости, это заметно по увеличению объемов продаж и росту выручки в сегменте оценки на 17% за 2021 год.
– Какие технологические новшества, связанные с предоставлением ваших услуг и сервисов, вы могли бы отметить за последний год и сейчас?
– Мы планомерно развиваем автоматизированные решения для клиентов, а также применяем собственные разработки внутри компании. В части ипотеки мы от оценки переходим к комплексному решению под названием «Лёгкая ипотека», в рамках которого заказчик получает набор услуг: оценку, страхование, регистрацию сделки – в этой области у нас также есть собственное решение, интегрированное с Росреестром.
Мы тестируем гипотезы по продаже жилой типовой недвижимости через трейд-ин. На сегодняшний день с помощью нашего решения можно обменять старую квартиру на новую почти во всех регионах России.
Кроме того, для повышения эффективности важна автоматизация внутренних процессов.
– Как вы готовите кадры и в том числе оценщиков? Каким образом привлекаете новых сотрудников и за счет чего удерживаете их?
– Устроиться к нам можно, начиная с последних курсов вузов: мы берем студентов на стажировку, у нас хорошо развита система наставничества. В работе мы уделяем внимание гибким навыкам, конструктивному взаимодействию и корпоративной культуре – ее у нас принято называть «Конструктивной средой».
Кроме того, для качественной адаптации и обучения новых специалистов, в том числе по оценке, мы создали систему дистанционного обучения. В нее входит курс «ПРОФИ» – в его основу легла моя книга «Конструктивная среда. Развивай и развивайся». Он помогает сотрудникам быстрее интегрироваться в коллектив, рассказывает о корпоративных преимуществах и ценностях.
Развитие soft skills тоже «упаковано» в нашу систему дистанционного обучения персонала. Для этой цели мы создали автоматизированное решение HALP, позволяющее оценить человеческое поведение. На базе полученных с его помощью результатов каждому сотруднику предлагается пройти набор микро-курсов и «прокачать» те или иные гибкие навыки.
Реализация любого проекта – это совместная работа, четкая коммуникация, где важным драйвером успеха является доверие. Наша система обучения как раз направлена на создание бесшовного взаимодействия всех участников команды, что позволяет им уделять больше внимания экспертной работе. «ПРОФИ» и HALP мы не только применяем внутри своей компании, но и реализуем эти инструменты на рынке услуг B2B.
– В последнее время немалая часть отборов на оказание услуг оценки – квалификационные. По вашему мнению, насколько такой инструмент является действенным в контексте отбора поставщика с качественными услугами? Меняется ли в принципе система отбора, которая ранее базировалась преимущественно на критерии «стоимость услуг»?
– В основе оценочной деятельности лежат квалификация экспертов, репутация компании и опыт. Поэтому справедливо, что именно на эти факторы должен приходиться больший вес при выборе поставщика. В прошлом году совместно с Деловой Россией мы выступили с предложением пересмотреть вес ценовых и неценовых критериев и увеличить значимость последних до 60%. Нас уже поддержало Минэкономразвития, и сейчас работа в этой области продолжается.
Заказчик, как правило, стремится найти оптимальный баланс между квалификацией и стоимостью, но при этом ограничен законом о госзакупках и вынужден выбирать по цене, что не всегда приводит к хорошему результату. При работе с крупными сделками риски велики, поэтому такие критерии, как подтвержденная система качества, отраслевой опыт, экспертность сотрудников, количество аккредитаций, всё-таки имеют большее значение.
В целом увеличение значимости нестоимостных критериев положительно отразится на оценочной отрасли и даст ей дополнительный стимул для развития: повысятся и качество оценки, и квалификация экспертов.