«Сделки со сменой иностранного собственника требуют большого количества сопутствующих работ по правовому и финансовому консультированию»
Станислав Новиков, старший партнер аудиторско-консалтинговой группы ФБК
— Как вы оцениваете 2022 год и текущий год с точки зрения изменений в сфере оценочной деятельности?
— Одной из наиболее заметных и значительных новаций стало введение в ноябре 2022 года новых стандартов оценочной деятельности, что я оцениваю крайне позитивно. Во-первых, мы получили более чёткое определения различных видов стоимости, тех факторов, которые влияют на её определение, а главное — возможность использовать это прямо на этапе подготовки технического задания.
Во-вторых, ранее мы могли более широко формулировать цели оценки. Теперь же федеральные стандарты требуют делать это существенно более конкретно, в некоторых случаях прямо ссылаясь на конкретные нормативные документы или требования законодательства. Почему это важно? Потому что во многих случаях стоимость и подходы к её определению в зависимости от цели оценки могут сильно отличаться. И эти новации делают процесс подготовки отчёта более понятным, процесс оценки — прозрачным и для клиентов, и для профессионального сообщества.
— По вашему мнению, для каких целей оценка останется наиболее востребованной в ближайшие год-два?
— В первую очередь я бы выделил проведение оценки для предоставления в правительственную комиссию по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ. Сейчас это мейнстрим, и мы видим по нашей практике, что спрос на эти услуги будет сохраняться в следующем году.
Вторым направлением я бы осторожно назвал оценку бизнеса, связанную с новыми инвестициями. Сейчас происходит замещение импорта, на место уходящих игроков приходят новые как из России, так и из-за рубежа. Добавим сюда государственные вложения как в импортозамещение, так и в инфраструктуру напрямую или через различные финансовые институты. Видим, что этот другой поток работы, связанный с новыми инвестициями, будет в среднесрочной перспективе только нарастать.
Из неочевидных и, прямо скажем, неожиданных трендов можно отметить рост количества запросов на оценку для принятия решений собственника в отношении IPO. Как правило, это среднего размера компании, которые в последнее время получили значительный импульс к развитию в связи всё с тем же уходом иностранных конкурентов. Освободились рыночные ниши, которые они рассчитывают занять, для чего рассматривают и такой источник привлечения инвестиций, как первичное размещение. Пока количество таких запросов не сильно велико, но динамика — показательная. И мне кажется, что это тоже один из потенциально намечающихся рынков для оценщиков.
— При постановке каких новых целей оценка сегодня становится востребованной или даже неизбежной? В каких ситуациях бизнес и государство не смогут обойтись без услуг независимого оценщика?
— Глобально таких новых целей я не вижу. Оценщик нужен там и тогда, когда бизнесу ли, государству ли важно экспертное мнение о реальной стоимости. И наша востребованность в целом зависит от интенсивности процессов, идущих в экономике.
Впрочем, рискну предположить, что технический прогресс, развитие data science, технологий AI если уже не меняет, то скоро начнёт менять и нашу отрасль. Очевидно, что спрос на услуги независимых оценщиков в простых расчётах стоимости, базой для которых может стать массив открытых данных по недвижимости, земле, транспортным средствам, может снизится. На стадии пилотов уже есть такие автоматизированные решения. Другое дело, что в нашей сфере есть задачи, для решения которых нет стандартного сценария. Каждый такой кейс, связанный со сложными сделками M&A или сложными инвестиционными проектами, уникален. Здесь мы точно ещё долго не сможем отказаться от услуг человека — профессионального независимого оценщика.
— Расскажите, пожалуйста, о проектах по оценке активов, которые переходили государству или российским собственникам из-за ухода зарубежных владельцев, смены зарубежных собственников на российских? Велик ли процент подобных проектов от общего объёма заказов и каковы особенности этих проектов?
— Мы являемся одной из компаний, которые включены в перечень тех, кто имеет право проводить оценку для целей предоставления её в правительственную комиссию по контролю за иностранными инвестициями. Поэтому у нас действительно довольно большой объём работ — более трети — связан именно с уходом зарубежных собственников из России.
Каждый такой проект по-своему уникален. Ведь различаются размеры бизнеса, их география, отраслевая дифференциация, способы и условия структурирования продажи активов. Где-то иностранцы выходят, забирая с собой товарные знаки. И нужно понимать, как это в конечном счёте повлияет на стоимость активов. Другой пример — внутригрупповые займы. В каждом отдельном случае собственники исходя из своих бизнес-интересов решают, списывать их или нет.
Но именно с точки зрения оценщиков ничего специфического здесь нет: мы выполняем в сущности обычную работу по оценке бизнеса компании и доли владения, которые затем и становятся предметом сделки. Пожалуй, единственной особенностью оценки именно таких сделок является более жёсткая процедура контроля со стороны СРО: теперь для того, чтобы получить положительный отзыв саморегулируемой организации, необходимо пройти не одного, а двух экспертов.
Другое дело, что такого рода сделки со сменой иностранного собственника требуют большого количества сопутствующих работ по правовому и финансовому консультированию. Поэтому клиенты всё чаще при выборе подрядчика обращают внимание на его способность оказывать весь необходимый комплекс услуг «под ключ».
— Чем, по вашему мнению, обусловлен спрос в целом на оценку бизнеса и ценных бумаг?
— Действительно, отрасль оценки всегда выступает таким специфическим маркером ситуации в экономике. В разные периоды и в разных обстоятельствах растёт спрос на разные виды оценки. Например, два года назад мы просто по клиентским запросам могли фиксировать консолидацию на рынке транспорта и логистических услуг. Сегодня видим аналогичные процессы в сельском хозяйстве.
Но это если касаться отраслевых драйверов. А в целом в последние два года (и в среднесрочной перспективе) основной спрос на услуги оценщиков, конечно, определяется процессами, сопряжёнными со структурной перестройкой российской экономики. Главные из них мы называли: уход иностранных компаний с российского рынка, инвестиции в занятие освободившихся ниш со стороны других игроков, государственные проекты развития.