«Вместо того, чтобы постоянно следить за изменениями законодательства, повышать экспертизу своих сотрудников, бизнесу проще перенести всю ответственность на поставщика аутсорсинга учётных функций»
Татьяна Модеева, Генеральный директор Acsour
— По вашему мнению, какие наиболее значимые факторы в 2019 году обуславливали спрос на услуги аутсорсинга учётных функций? В частности, по направлениям «расчёт зарплат», «кадровый учёт и кадровое делопроизводство»?
— Среди основных трендов 2019 года я бы отметила рост проверок ГИТ в сравнении с предыдущими годами: если в 2018 году общее количество выявленных правонарушений было порядка 85–90 тыс. в год по России в целом, то в уже в первой половине 2019 года цифра достигла показателя в размере 66 738 проверок (без учёта Крыма), а общая сумма наложенных административных штрафов за полугодие составила 1 771 560 000 рублей. Подобные проверки пугают бизнес, ведь они влекут за собой не только временные трудозатраты, но и вероятные финансовые потери, а иногда и даже урон репутации компании.
Среди прочих, но не менее значимых, факторов я бы отметила сложные правила расчёта заработной платы и меняющийся состав отчётности. Таким образом, вместо того, чтобы постоянно следить за изменениями законодательства, повышать экспертизу своих сотрудников, бизнесу проще перенести всю ответственность на поставщика аутсорсинга учётных функций. Ведь если посмотреть стоимость рыночного предложения подобных компаний, можно увидеть, что за последние годы она почти не менялась — в отличие от постоянно растущих заработных плат и расходов на содержание офисной инфраструктуры. В дополнение ко всему провайдер гарантирует финансовую компенсацию ущерба, если он произошел по его вине.
— Какие из этих факторов сегодня продолжают срабатывать? Сохранился ли спрос на эти направления услуг в условиях карантина и каковы краткосрочные перспективы этих направлений?
— Правительство временно взяло паузу с проверками, в то время как остальные факторы стали ещё более ощутимы. Режим так называемых «нерабочих» дней за последние месяцы значительно осложнил жизнь не только предпринимателям, но и кадровым специалистам, бухгалтерам. На мой взгляд, сложившаяся в результате пандемии ситуация заставила компании пересмотреть свои бюджеты, максимально автоматизировать процессы и еще больше оптимизировать статьи затрат, что сделало услуги аутсорсинга более востребованными.
— Переносится ли выполнение каких-либо работ на более поздние сроки? Какие вы могли бы отметить изменения, вызванные карантином, в работе с иностранными заказчиками?
— Основную долю нашего клиентского портфеля составляют международные компании. Безусловно, запуск ряда таких проектов в виду введённых ограничений перенёсся на более поздние сроки. При этом стоит сказать, что pipeline (список потенциальных сделок в работе) остался по-прежнему хорошим, а это говорит о неизменном интересе иностранного бизнеса к нашей стране.
— Каковы потенциальные перспективы развития сферы аутсорсинга бизнес-процессов в текущих меняющихся и кризисных условиях? Окажет ли влияние на сферу аутсорсинга активизация внедрения цифровых и информационных технологий? Возможна ли трансформация сферы аутсорсинга под влиянием кризиса через слияния игроков?
— Пандемия активизировала процесс цифровизации и внедрение технологических решений, направленных на автоматизацию бизнес-процессов. Этот фактор способствует росту отрасли и outsourceability (другими словами, больше услуг можно будет оказывать удалённо). Провайдеры успешно начали использовать новые подходы в своей работе и организации труда своих сотрудников. То, на что не хватало времени и ресурсов, было воплощено в жизнь за считанные недели.
Есть мнение, что компании, оказывающие услуги мелкому российскому бизнесу, уйдут с рынка вслед за своими клиентами. Таким образом, выживут только крупные провайдеры, у которых был накоплен запас прочности. Конечно, определённая трансформация рынка ожидает нас в этом году с точки зрения слияний — возможно, даже появления новых игроков на рынке. Но в целом, как мне кажется, это обычный процесс, и рынок в общей своей массе замедлит рост, но критичной потери объёмов не случится.