«Острее стал вопрос IT-составляющей аутсорсинга»

Кира Лапина, Генеральный директор Северсталь — Центр Единого Сервиса

«Острее стал вопрос IT-составляющей аутсорсинга. Поэтому мы ориентируемся на внедрение современных технологий — роботизации, искусственного интеллекта, и позиционируем себя как цифровые провайдеры аутсорсинга. Заказчик ожидает автоматизированный сервис с понятным интерфейсом, цифровизацию некоторых функций и, как следствие снижение затрат на услуги».

 

— По вашему опыту, какие факторы формировали спрос на услуги аутсорсинга функций учёта за последний год и продолжают срабатывать сейчас? Какие работы были наиболее востребованными, с чем они связаны, и что получает заказчик в результате таких проектов, могли бы Вы привести пример? Что, согласно вашим наблюдениям, поменялось за последние два-три года?

— По нашему мнению существует несколько факторов формирующих спрос на услуги аутсорсинга — необходимость стандартизации процессов, намерение сфокусироваться на основных направлениях бизнеса, разнообразие информационных систем для разных функций, быстрое развитие и масштабирование бизнеса, либо, наоборот сокращение бизнеса, оптимизация и повышение эффективности, доступ к лучшим практикам учёта.

Все эти факторы остаются актуальными и сейчас. Острее стал вопрос IT-составляющей аутсорсинга. Поэтому мы ориентируемся на внедрение современных технологий — роботизации, искусственного интеллекта и других, и позиционируем себя как цифровые провайдеры аутсорсинга.

Цифровой сервис становится всё более востребованным. Заказчик ожидает автоматизированный сервис с понятным интерфейсом, цифровизацию некоторых функций и, как следствие снижение затрат на услуги.

Более двух лет назад у нас была гипотеза, что рано или поздно компании будут отказываться от ОЦО в пользу аутсорсинга. В 2020 году был создан такой прецедент в России, и мы вовлечены в этот проект, включающий как инжиниринг бизнес-процессов, так и цифровизацию. Мы уверены, что эта тенденция сохранится и компании будут более расположены в пользу аутсорсинга.

Примером масштабного проекта может служить реализованный для деревоперерабатывающей компании (7 000 человек), проект по переводу финансовой функции на аутсорсинг. В рамках проекта мы внедрили новую операционную модель по ряду направлений: бухгалтерский учёт, налоговый учёт и отчётность, отчётность, РСБУ, статистическая отчётность, прочая отчётность, трансформация отчётности по МСФО, казначейство, включая валютный контроль, контроллинг и оптимизировали другие финансовые процессы (всего 82 бизнес-процесса). Благодаря переходу на эту модель операционные расходы на функцию сократились на 17,5%, а численность сотрудников — на 20%.

 

— Оцените, пожалуйста, в процентном соотношении объём работы в области аутсорсинга функций учёта, который появился в связи с вынужденными запросами клиентов перейти на модель аутсорсинга из-за пандемии, и объём работы, связанный с традиционным спросом на услуги аутсорсинг-провайдеров — повышением эффективности бизнес-процессов.

— Считаем, что это приблизительно 20% от общего объёма. Это объясняется тем, что пандемия подтвердила возможность работы в удалённом формате. Провайдеры аутсорсинга смогли обеспечить бесперебойность работы многих компаний, что привело к росту сторонников модели аутсорсинга.

 

— По вашему опыту, наблюдается ли в целом динамика роста числа запросов на услуги аутсорсинга финансовых функций? Какие факторы способствовали росту выручки Вашей компании за последний год?

— Число запросов на услуги аутсорсинга стабильно растет из года в год. Запросы трансформируются, как уже упоминалось — заказчики ждут цифрового решения, за счёт этого более доступного сервиса.

Рост выручки в 2020 году был в основном за счёт новых клиентов и новых проектов у постоянных клиентов. Когда бизнес воспользовался услугами провайдера аутсорсинга и осознал преимущества и безопасность сервиса, на следующем этапе появляется запрос на дополнительные услуги, например, быстрое закрытие или аналитику.

 

— Как вы считаете, что замедляет развитие этого сегмента профессиональных услуг?

— Отсутствие чёткой законодательной базы, регулирующей и стимулирующей развитие данного направления. Аутсорсинг — это профессиональные услуги, что означает чёткость и прозрачность учёта и отчётности.

Кроме этого всё ещё остаётся неправильное понимание услуг аутсорсинга, потому что «бухгалтер должен быть рядом и под контролем». Мы активно работаем над тем, чтобы доносить концепцию аутсорсинга как инструмента достижения стратегических целей и повышения эффективности бизнеса и цифровые технологии дают здесь дополнительные возможности.

 

— По вашему мнению, в чём проявляется влияние цифровой трансформации на деятельность в области аутсорсинга учёта? Могли бы привести пример — что было до трансформации и что стало после неё?

— Роботизация освобождает сотрудников от рутинной работы, которой много в учёте. Роботы функционируют 24/7, без ошибок, что определенно и на порядок повышает уровень сервиса. Использование современных систем электронного документооборота, — сканирования, распознавания, автоматических проводок, — значительно упрощает и ускоряет сервис. Удобный интерфейс на стороне клиента, где ему доступна вся необходимая информация, включая аналитику для принятия решения, переводит услуги аутсорсинга на новый уровень.