«2020 год сложно сопоставить с другими, он во многом выпадает из сравнительного ряда»

Татьяна Модеева, Генеральный директор Acsour

«Тотальный вывод бизнеса из тени ускоряет развитие рынка услуг в области аутсорсинга учётных функций. Этому способствует не только систематическая работа налоговых органов, но и снижение ставок социальных взносов для малого и среднего бизнеса».

 

— По вашему опыту, с чем за последний год связан спрос на услуги аутсорсинга учётных функций? Какие работы были наиболее востребованными, с чем они связаны, и что получает заказчик в результате таких проектов?

— 2020 год сложно сопоставить с другими, он во многом выпадает из сравнительного ряда. Для нас это был год роста выручки, пиковой загрузки специалистов, год упрочнения отношений с клиентами. Законодательство постоянно менялось и компании были вынуждены быстро реагировать на эти изменения. Мы оказывали информационную поддержку клиентам в режиме 24/7, особенно в апреле и мае прошлого года. Основной удар на себя приняли сотрудники, ведущие кадровый учёт, расчётчики и юристы. Мы усилили заботу о сотрудниках, принимая во внимание повышенный уровень стресса: например, теперь в рамках программы ДМС доступна не только горячая линия с психологом, но и возможность личных занятий с коучем.

Также в течение 2020 года мы поменяли процессы управления персоналом — некоторые сотрудники навсегда ушли на удалённый формат работы, что позволило сократить количество офисных помещений. При этом в компании значительно выросли инвестиции в IT-сервисы и оборудование.

Можно сказать, что рост нашей выручки связан с пандемией — бизнес реагировал на вводимые ограничения, мы выполняли запросы клиентов. Помимо этого, в конце прошлого года вышел закон о дистанционной работе и начался новый всплеск интереса к внедрению электронного документооборота (ЭДО) в кадровые процессы. Мы ожидаем, что внедрение ЭДО не только поменяет в лучшую сторону процесс оказания услуг кадрового администрирования, но и удешевит его.

 

— По вашему опыту, какие сложности испытал во время пандемии иностранный бизнес в РФ, и отразилось ли это на спросе к услугам аутсорсинга учётных функций? Наблюдали ли вы снижение числа запросов на услуги со стороны иностранного бизнеса и наоборот — был ли рост числа запросов на услуги со стороны российского бизнеса?

— Прошедший 2020 год не дал рынку нашего региона новых иностранных инвесторов. Бизнес серьёзно отнёсся к пандемии и угрозе жизни своих сотрудников, поэтому большинство иностранных компаний сразу перешли на удалённый формат работы и ввели запреты на все оффлайн-встречи и командировки. Конечно, это привело к приостановке планов иностранного бизнеса в отношении его экспансии в России.

Начиная с осени 2020 года иностранный бизнес осознал, что удалённый формат работы пришел к нам надолго и компании стали отказываться от офисных помещений, оптимизируя свои затраты. Часть иностранных клиентов объявили о планах ликвидации своих дочерних компаний в России. Таким образом, в отношении иностранного бизнеса продолжается тренд снижения инвестиций в экономику России, из-за пандемии он только усилился.

 

— На ваш взгляд, какие факторы сегодня замедляют развитие рынка услуг в области аутсорсинга учётных функций? И наоборот, с чем, по вашему мнению, связаны краткосрочные перспективы развития этого сектора профессиональных услуг (до конца 2020 года)?

 

Тотальный вывод бизнеса из тени ускоряет развитие рынка услуг в области аутсорсинга учётных функций. Этому способствует не только систематическая работа налоговых органов, но и снижение ставок социальных взносов для малого и среднего бизнеса. А если компании нечего скрывать, то ей проще отдать часть бизнес-процессов на аутсорсинг, чем, например, содержать штатных бухгалтеров.

В свою очередь общая неопределённость, в том числе из-за ограничений, связанных с пандемией, замедляет развитие отрасли. Думаю, что после открытия границ и возобновления возможности свободного перемещения нас ждёт период экономического роста.

 

— Можно ли констатировать влияние цифровой трансформации на деятельность в области аутсорсинга учёта? Если да, то в чём это проявляется?

— Развитие аутсорсинга учётных функций в России во многом повторяет западный опыт, но с оглядкой на локальные законодательные ограничения. Для услуги аутсорсинга расчёта заработной платы заграницей сейчас активно внедряются встроенные в услугу платёжные сервисы — когда провайдер не только считает заработную плату сотрудников клиента, но и выплачивает её со своего расчётного счёта. Всё это относится и к зарплатным налогам.

В России уже разрешено выплачивать заработную плату и платить социальные взносы за третье лицо (клиента), за исключением самого́ минимального страхового взноса на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Этот взнос по-прежнему должен оплачиваться напрямую с расчётного счёта каждой компании. Если законодатель внесёт соответствующие изменения в порядок уплаты этого взноса, это может привести к трансформации услуги расчёта заработной платы, которая обогатится различными платёжными сервисами провайдеров.

Что касается нас, то мы являемся сторонниками цифровой трансформации процессов, но проводим её крайне консервативно, тестируя новые решения и анализируя, насколько их внедрение повысит эффективность бизнеса. Так, например, в 2020 году мы внедрили систему распознавания и ввода первичных документов в учётную систему и перешли на ЭДО как в кадровом учёте, так и для прочих документов компании.

Мы считаем, что стратегия маленьких шагов оправдана и это подтверждается появляющимися на рынке историями провалов аутсорсинговых компаний, заявивших большие инвестиционные проекты в части цифровой трансформации и не реализовавших их должным образом. Например, журнал Forbes опубликовал историю американского стартапа ScaleFactor, который на протяжении шести лет успешно уверял клиентов, что разработанная им программа может полностью взять на себя их финансы и учёт. Именитые инвесторы успели вложить в сервис 100 млн долларов, пока не обнаружили, что все расчёты на самом деле ведёт не искусственный интеллект, а делают вручную обычные бухгалтеры.