«В настоящее время рынок аутсорсинга бухгалтерии – это уже наполовину IT-рынок»

Наталья Цой и Даниил Берлизов, Партнёры Мазар (Мариллион)


– Могли бы вы отметить законодательные факторы, которые влияют на спрос на аутсорсинг учетных функций?

Наталья Цой: В течение последних месяцев российское законодательство меняется чуть ли не ежедневно: происходят изменения в валютном регулировании, вводятся меры протекционного характера, ограничительные меры, связанные с движением капитала, и другое. В условиях санкций многие компании вынуждены либо приостановить деятельность в России, либо полностью уйти с российского рынка. В то же время те, кто продолжает свою деятельность, адаптируются к новым реалиям: выстраивают новые цепочки сбыта и новые финансовые потоки, корректируют ценовую политику, закрепляя и расширяя свою позицию на рынке.

При этом непрофильные бухгалтерские функции передают на аутсорсинг, отдавая предпочтение профессионалам, которые могут грамотно проконсультировать и оперативно подстроиться под новые требования экономической и политической среды. Мы работаем на российском рынке более 27 лет, так что за нашими плечами значительный опыт. Обращаясь к нам, компания получает не просто бухгалтерское сопровождение, а комплексные услуги от команды юристов, налоговых консультантов и бухгалтеров, которые сообща помогают клиентам развивать их бизнес и становятся надежной опорой в условиях неопределенности.


– Какие направления услуг пользуются наибольшим спросом?

Наталья Цой: При сохранении спроса на аутсорсинг учетных функций мы отмечаем, что значительно возросло количество запросов на консультирование по введенным ограничениям, необходима помощь в переоформлении контрактов, поставленных ранее на учет в банке, и так далее. Компании обращаются к нам также за профессиональной поддержкой в ходе ликвидации, где от бухгалтера требуется провести достаточно интенсивную работу, прежде чем компанию удастся снять с учета минимум через шесть месяцев. Так, в частности, в этот период необходимо свериться по активам и обязательствам, провести финальные расчеты со всеми контрагентами, включая сотрудников, снять договоры с учета в банке, составить промежуточный и окончательный ликвидационный баланс, представить отчеты в контролирующие органы, не говоря уже о сопровождении в ходе налоговой проверки, которая может быть инициирована до снятия компании с учета. К этому моменту своего бухгалтера в компании уже нет, и здесь аутсорсинг функций также полезен. Более того, хотелось бы отметить запросы на постановку и ведение воинского учета. Если в компании не ведется воинский учет или ведется неправильно, то работодателю грозит наложение административных штрафов, а изучение законодательства, требований военкоматов, ведение соответствующей документации отнимают много сил и ресурсов, поэтому компании передают решение этих вопросов нам.


– Каковы, на ваш взгляд, перспективы спроса на аутсорсинг функций учета в ближайшее время, например, до конца года?

Даниил Берлизов: В периоды серьезной турбулентности, как правило, повышается спрос на аутсорсинг учетных функций. Мы наблюдали это в разгар пандемии, похожую тенденцию видим и сейчас: после периода относительного затишья интерес к услуге возобновился. Модель аутсорсинга позволяет бизнесу быстрее реагировать на любые изменения за счет гибкого подхода к объему и формату предоставляемых услуг, чего сложно добиться в рамках штатной команды.

Мы также ожидаем, что по-прежнему сохранится высокий спрос на КЭДО, так как его внедрение не только решает проблему взаимодействия с удаленными сотрудниками, но и становится инструментом экономии издержек. КЭДО позволяет пересмотреть имеющиеся процессы и оптимизировать их, чтобы сократить транспортные расходы, снизить нагрузку на кадровую службу, организовать быстрый обмен документами и информацией для своевременного выполнения обязательств перед сотрудниками и требований законодательства и т.д. В конечном счете, клиент получает целый набор возможностей для дальнейшей оптимизации, внедряя более комплексные решения, такие как HR-портал с КЭДО. При этом повышается эффективность взаимодействия между всеми участниками процесса: руководством, HR-командой, сотрудниками компании и в том числе провайдером услуг.

– В последние десять-пятнадцать лет развитие сферы аутсорсинга учетных функций в нашей стране сопровождалось популяризацией и совершенствованием информационных технологий в этих услугах. На ваш взгляд, каким образом за это время поменялись IT-составляющие тех или иных направлений аутсорсинга функций учета? Приведите, пожалуйста, наглядные примеры таких услуг и их трансформации к настоящему моменту. Ускорилось ли совершенствование услуг за последние два кризисных года? Какие плюсы от этого получают заказчики услуг аутсорсинга?

Даниил Берлизов: Десять-пятнадцать лет – это значительный период с точки зрения этапов развития рынка аутсорсинга учетных функций в РФ, становление которого началось еще в 90-х. За этот период и экономика в целом, и наш рынок в частности перешли от полностью бумажного документооборота к использованию ЭДО как с государственными органами, так и с контрагентами. Сейчас эта тенденция только усиливается: например, мы наблюдаем активное внедрение кадрового ЭДО в компаниях.

В настоящее время рынок аутсорсинга бухгалтерии – это уже наполовину IT-рынок: автоматизация рутинных операций посредством роботизации процессов (RPA), визуализация данных при помощи инструментов Business Intelligence, применение облачных решений – это уже не модный тренд, а реальность последних трех-пяти лет.

За два кризисных года совершенствование услуг ускорилось в связи с регулярными изменениями на рынке, переходом на удаленную работу, что повлекло за собой потребность бизнеса в принятии быстрых управленческих решений на основе финансовых данных о компании, а также поиск опций по уменьшению издержек. Если говорить про нашу компанию, то в результате этого ускорения клиенты получают более гибкие бизнес-решения, которые включают в себя возможность продвинутого анализа данных, быструю настройку кастомизированной отчетности, доступ к агрегированной информации 24/7.

Сегодня главный вопрос заключается в том, как рынок сохранит технологичность отрасли с учетом сложностей с приобретением лицензионных продуктов по автоматизации бизнес-процессов и визуализации данных.