«Коммуникация с заинтересованными сторонами – один из фундаментальных факторов устойчивого развития, позволяющий лучше понять их ожидания в части социальной ответственности компании»

Виктория Долина , Руководитель направления КСО и нефинансовой отчетности АО «Атомредметзолото»

Можете ли вы выстроить иерархию заинтересованных сторон (стейкхолдеров), на которые ориентирован отчет вашей компании за 2016 год? Менялась ли эта иерархия за последние пять лет, и если да, то как именно? Как эти изменения отразились на содержании и структуре отчета?

Мы считаем, что коммуникация с заинтересованными сторонами – один из фундаментальных факторов устойчивого развития, позволяющий лучше понять их ожидания в части социальной ответственности компании, поэтому большое внимание уделяем оценке степени их влияния на деятельность АРМЗ.

Ежегодно в наших отчетах мы публикуем ранговую карту заинтересованных сторон, которая актуализируется на основе опроса внутренних и внешних стейкхолдеров. С учетом отлаженности бизнеса и достаточно узкой его направленност и можно сказать, что круг наших стейкхолдеров сформирован. При этом наиболее высокую степень влияния традиционно имеют акционеры, персонал холдинга, партнеры по бизнесу. В отчете за 2015 год категория заинтересованных сторон «СМИ, НПО, экологические организации» по итогам анкетирования была разделена на три отдельные категории: «СМИ», « экологические организации» и « научное и экспертное сообщество». Таким образом, в отчете для каждой из категорий стейкхолдеров появилось больше разъяснительной информации в сфере воздействия уранодобывающих предприятий на окружающую среду, здоровье населения на территориях присутствия и безопасность производства.

При этом хотелось бы подчеркнуть, что называть ранговую карту иерархией заинтересованных сторон было бы неправильно. Для нас все стейкхолдеры важны, хотя мы понимаем, что некоторые их них могут иметь большее влияние на деятельность нашей компании или, наоборот, наша компания может влиять на ту или иную категорию стейкхолдеров в разной степени.

Какие этапы проходит подготовка публичной нефинансовой отчетности в вашей компании?

По сути, подготовка публичной нефинансовой отчетности – это проектная работа длиной в год, над реализацией которой объединяются практически все подразделения компании, топ-менеджмент и, конечно, внешние стейкхолдеры. Мы составляем свой отчет таким образом, чтобы он был понятен и интересен для всех наших читателей, поэтому привлекаем к диалогам заинтересованные стороны на всех этапах его подготовки.

В соответствии с международными стандартами подготовки интегрированной отчетности (МСИО) и отчетности в области устойчивого развития GRI, а также стандартом АА1000SES были проведены диалоги с заинтересованными сторонами, что позволило определить существенные темы деятельности холдинга, аккумулировать предложения по раскрытию приоритетной темы и доработке проекта годового отчета. В частности, опираясь на анкетные данные, в этом году мы сделали акцент на раскрытии показателей финансовой устойчивости, а также данных по реализации наших социальных программ в регионах присутствия. В целом совместная работа со стейкхолдерами помогает усовершенствовать отчет и сделать его более эффективным инструментом коммуникации.

Цикл подготовки отчета традиционно включает подготовку концепции, сбор данных, написание проекта отчета, его внутренний аудит и общественное заверение. Большое внимание мы уделили разработке дизайна, стараясь легко и емко подавать большой объем информации.

Завершающий этап – своего рода фидбэк – это продвижение отчета, с текстом которого мы также знакомим читателей на наших социальных страничках. Нам приятно, что в очередной раз наш отчет традиционно получает высокую оценку широкого круга стейкхолдеров, что, несомненно, является убедительным свидетельством наличия у компании эффективной системы нефинансовой отчетности.

Насколько важным вы считаете отображение в отчете прогнозной информации : описани е перспектив развития рынков, рыночной доли компании, конкурентной среды?

Безусловно, очень важным. Ведь отчеты – традиционно один из наиболее эффективных инструментов обратной связи, и готовятся они в тесном взаимодействии с заинтересованными сторонами . С их помощью мы не только рассказываем о важнейших достижениях и основных направлениях работы в отчетном году, но и формируем у читателей представление о будущем нашей отрасли. По сути, нефинансовый отчет – это отчет о будущем компании.

Публикация прогнозной оценки развития рынков и конкурентной среды всегда таит определенные риски, при этом в компании уделяется огромное значение формированию стратегии развития при различных рыночных сценариях. Мы посвятили целый раздел отчета перспективам уранового холдинга АРМЗ на ближнюю, среднесрочную и долгосрочную перспективу и поделились своим видением дальнейшего развития мирового уранового рынка.

Также в отчете впервые появился раздел, посвященный нашей политике в области устойчивого развития. Корпоративная социальная ответственность и устойчивое развитие – неотъемлемые части стратегии Уранового холдинга АРМЗ . Используя разные дизайнерские решения, мы показали единство целей устойчивого развития, ориентированных на поддержание национальной и региональной экономики, минимизацию негативного воздействия на окружающую среду и повышение качества жизни сотрудников предприятий.

Кроме того, мы попытались дать нестандартную оценку деятельности холдинга, впервые проанализировав взаимосвязь 17 целей устойчивого развития ООН и деятельности х олдинга. Мы отразили вклад, который вносит наша компания в реализацию целей ООН, и увидели, что практически все цели коррелируются с нашей деятельностью.

Какие темы были отобраны для отчета за 2016 год в качестве основных? Почему были выбраны именно эти темы? Как изменился их набор за последние годы?

Годовой отчет – важный инструмент коммуникации с внешним миром, который помогает читателю получить целостное представление о деятельности компании, о технологии и методах работы, безопасности для населения и окружающей среды.

Поэтому к выбору приоритетной темы годового отчета мы подходим особенно тщательно : опираясь на мнение заинтересованных сторон, рассказываем о самых важных актуальных событиях и трендах завершенного года, делимся планами и видением дальнейшего развития.

Три года назад АРМЗ пересмотрело программу своего развития на ближайшие годы, в связи с чем на страницах отчета 2014 года мы подробно раскрыли тему « Повышение эффективности бизнеса Уранового холдинга АРМЗ как ключевое направление стратегии». В отчете за 2015 год мы подробно останавливались на развитии перспективных и наиболее эффективных производств, применяющих современный метод СПВ. Соответственно, тема звучала как «Развитие эффективных методов уранового производства».

Прошлый, 2016 год стал наиболее успешным в деятельности АРМЗ и воплотил в себе результат напряженной работы предыдущих трех лет. Успехом увенчалась большая работа по наращиванию МСБ, снижению себестоимости производства урана и выводу на безубыточность нашего флагмана ПАО «ППГХО» в условиях неблагоприятной рыночной конъюнктуры. Мы с гордостью поделились достижениями на страницах нашего отчета в рамках темы «Обеспечение конкурентоспособности российского урана: достижения и перспективы».

Есть ли отличия в подаче и объеме информации между бумажной и интерактивной версией отчета?

Мы не выпускаем ни бумажную, ни интерактивную версии отчета, т ак как убеждены, что оптимальной формой предоставления годового отчета для наших заинтересованных сторон является PDF-версия – самая удобная для чтения в любой точке мира. Мы в первую очередь добиваемся того, чтобы большой объем информации воспринимался легко, а работать с отчетом было удобно и приятно. Достичь этого удалось с помощью хорошо продуманной навигации, интерактивных перекрестных ссылок и использования инфографики.

С 1 июля будущего года вступят в силу модульные стандарты нефинансовой отчетности GRI Standards, которые были опубликованы в октябре 2016 года. Учитывали ли вы при составлении отчета нынешнего года эти стандарты? Либо планируете ориентироваться на них в будущем?

Ежегодно в рамках подготовки отчета мы анализируем лучшие современные практики в этой сфере и опираемся на требования стандартов отчетности в области устойчивого развития. Наш отчет за 2016 год уже был впервые подготовлен с учетом новейшего стандарта GRI Sustainability Reporting Standards. Переход к новому стандарту, на мой взгляд, не был сложен. В основном он был связан с уточнением существенных тем. В результате анализа контекста деятельности компании в отчетном периоде был составлен список возможных существенных тем для раскрытия в отчете. Мы провели анкетирование заинтересованных сторон, что позволило нам приоритизировать эти темы. Хотелось бы отметить, что в этом году мы впервые разработали стандарт публичной отчетности нашего холдинга на основе единых отраслевых методических указаний по публичной отчетности госкорпорации «Росатом» и с использованием ключевых положений стандарта GRI SRS и Международного стандарта интегрированной отчетности.