«Гармонизация национальных стандартов с международными является необходимым процессом формирования прозрачных и понятных правил составления нефинансовой отчетности в целом»
Станислав Коптяков, Директор департамента корпоративного управления и управления имуществом ПАО «РусГидро»
В мае 2017 года правительство РФ утвердило «Концепцию развития публичной нефинансовой отчетности». В первую очередь она должна побудить к составлению такой отчетности компании с участием государства, однако в дальнейшем обязательность составления отчетности распространится на более широкий круг организаций, где критерием станет наличие их в списке крупнейших компаний. В связи с этим достаточны ли существующие сейчас в России стимулы для обязательного составления публичной нефинансовой отчетности? Как стоило бы изменить / ужесточить такие стимулы?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо отметить, что составление и раскрытие нефинансовой отчетности является конкурентным преимуществом для самой кампании при привлечении дополнительных инвестиций и деловых партнеров. В западных странах ежегодно увеличивается количество инвесторов, ориентированных на социально ответственные компании, которые отчитываются в соответствии с международными стандартами. В связи с этим важно довести до компаний указанные полезные эффекты от составления отчетности, а не добиваться ее подготовки под риском применения санкций. Такой подход позволит снизить количество некачественных отчетов, которые будут только формально отвечать требованиям к их составлению, но не будут отвечать ожиданиям заинтересованных лиц. При этом количество качественных отчетов, отражающих основные, существенные аспекты деятельности компаний, будет неизбежно расти.
По вашему мнению, каковы должны быть, помимо объема бизнеса и (или) высокой доли участия в капитале государства, критерии для российских компаний, обязанных составлять публичную нефинансовую отчетность?
Помимо указанных представляется целесообразным использование критерия численности персонала компании как дополнительного показателя масштабности ее бизнеса. Также значимость подобного критерия предопределяется рядом рекомендаций стандартов нефинансовой отчетности.
Должна ли такая отчетность в обязательном порядке проходить процедуру независимого заверения?
Правила о проведении независимого заверения должны носить рекомендательный характер, а принятие решения о его проведении всегда должно оставаться за компанией. При этом у компании, которая осознанно готовит нефинансовую отчетность, всегда будут стимулы для проведения независимого внешнего заверения, которое, с одной стороны, является инструментом повышения доверия к ней, а с другой – фактором, определяющим ее соответствие принципам достоверности и прозрачности.
На какие рейтинги, на ваш взгляд, необходимо ориентироваться при составлении такой отчетности? Каких рейтингов, необходимых для ориентировки при составлении отчетности, на сегодня не достает в России?
Объективно в России в настоящее время оценку отчетов КСО проводит только совет РСПП, присваивая соответствующий индекс. Из зарубежных рейтингов можно отметить Dow Jones и RobecoSAM.
Нуждаются ли российские нормативные акты, содержащие требования к составлению такой отчетности (прежде всего ГОСТ Р ИСО 26000-2012 «Руководство по социальной ответственности»), в корректировке, расширении, гармонизации с общепринятыми международными стандартами составления публичной нефинансовой отчетности? Если да, то в какой именно корректировке?
Стоит отметить, что развитие нормативного регулирования указанной сферы в России находится на начальном этапе. Учитывая, что в настоящее время существует несколько международных стандартов, которыми руководствуется большая часть российских компаний, гармонизация национальных стандартов с международными является необходимым процессом формирования прозрачных и понятных правил составления нефинансовой отчетности в целом.
В любом случае российские правила должны отвечать обязательным международным принципам формирования нефинансовой отчетности и при этом не быть обременительными для компаний, которые примут решение о руководстве этими правилами.
С 1 июля будущего года вступят в силу модульные стандарты нефинансовой отчетности GRI Standards, которые были опубликованы в октябре 2016 года. Учитывали ли вы при составлении отчета нынешнего года эти стандарты? Либо планируете ориентироваться на них в будущем?
Да, при подготовке отчета за 2016 год уже были использованы модульные стандарты GRI Standards. Общество нацелено на следование передовой практике в дальнейшем.
Можете ли вы выстроить иерархию заинтересованных сторон (стейкхолдеров), на которые ориентирован отчет вашей компании за 2016 год? Менялась ли эта иерархия за последние пять лет, и если да, то как именно? Как эти изменения отразились на содержании и структуре отчета?
Традиционно ключевыми заинтересованными сторонами «РусГидро» являются (в порядке значимости):
- акционеры и инвесторы;
- деловые партнеры;
- федеральные, региональные и местные органы власти;
- сотрудники;
- общественные экологические организации;
- образовательные учреждения.
Кроме того, по итогам общественных слушаний отчета КСО, проведенных впервые в 2016 году, а также по итогам заверения КСО в Совете РСПП, были дополнительно определены следующие стейкхолдеры: СМИ, государственные и общественные организации, профессиональные и местные сообщества.
Вместе с тем указанные изменения существенным образом не повлияли на структуру и содержание отчета.
Какие темы были отобраны для отчета за 2016 год в качестве основных? Почему были выбраны именно эти темы? Как изменился их набор за последние годы?
Процесс выбора существенных тем для раскрытия в отчете за 2016 год состоит из следующих этапов.
Этап 1. Составление предварительного (широкого) списка аспектов для приоритизации (использованы GRI Standards, отраслевое приложение для энергетической отрасли, повестка ЦУР-2030, национальная повестка энергетической отрасли), всего 50 тем.
Этап 2. Анкетирование представителей заинтересованных сторон.
Этап 3. Построение матрицы существенности. Существенными были признаны аспекты, располагающиеся в правой верхней части схемы (всего 20 штук).
На основании анализа полученной информации был сформирован итоговый список тем:
- «Промышленная безопасность и надежность гидротехнических сооружений и объектов инфраструктуры тепловых станций»;
- «Политика и требования в отношении охраны здоровья и безопасности работников»;
- «План действий на случай стихийных бедствий и ЧС, а также система их предупреждения и ликвидации»;
- «Стратегия сокращения производственных выбросов и организация хранения отходов производства»;
- «Повышение энергоэффективности»;
- «Методы оценки рисков, связанных с коррупцией и критерии их оценки»;
- «Участие в разработке и лоббировании государственной политики»;
- «Развитие справедливых трудовых отношений и соответствие требованиям трудового законодательства»;
- иные темы, которые были выявлены при построении матрицы существенности.
Конечно же, список тем ежегодно меняется, однако такие изменения всегда носят преемственный характер и посвящены существенным аспектам деятельности компании, которые интересны стейкхолдерам компании.
Какие этапы проходит подготовка публичной нефинансовой отчетности в вашей компании?
Подготовка публичной нефинансовой отчетности компании состоит из следующих этапов:
- Подготовка концепции отчета, в том числе: определение ключевых заинтересованных сторон, списка существенных тем; выбор ключевых тем и составление структуры отчета.
- Сбор информации и подготовка текста отчета.
- Получение независимого аудиторского заключения.
- Заверение отчетной информации: общественные слушания по отчету с участием представителей заинтересованных сторон, заверение в совете РСПП по нефинансовой отчетности, получение знака GRI Content Index.
- Раскрытие отчета на официальном сайте Общества.
Насколько важным вы считаете отображение в отчете прогнозной информации: описание перспектив развития рынков, рыночной доли компании, конкурентной среды?
Прогнозы и планы уже стали неотъемлемой частью отчетов КСО в первую очередь из-за их высокой востребованности у стейкхолдеров.
В заключение хотелось бы отметить, что ПАО «РусГидро» ежегодно начиная с 2008 года готовит и публикует отчеты КСО. Отчеты компании являются важным элементом системы корпоративного управления и инструментом развития коммуникаций с заинтересованными сторонами.
Общество положительно оценивает политику государства, направленную на распространение практики подготовки нефинансовой отчетности среди российских компаний, а также принимает активное участие в реализации «Концепции развития публичной нефинансовой отчетности» путем участия в рабочей группе Минэкономразвития по разработке законопроекта о нефинансовой отчетности и в иных экспертных группах.