«Позиция открытости Росатома перед обществом и всеми заинтересованными сторонами остается прежней»
Интервью с Константином Рудером, заместителем директора департамента коммуникаций Госкорпорации «Росатом».
— Как на деятельности Росатома, нашедшей отражение в годовом отчете за 2022 год (ГО-2022), сказался нарастающий распад глобальных экономических связей, усиление автаркических тенденций? Потребовали ли указанные изменения каких-либо существенных изменений в стратегическом видении развития Корпорации?
— 2022 год прошел под знаком растущего внешнеполитического напряжения. Усиливалось и санкционное давление. Смысл и характер всех этих рестрикций – отрезать наиболее перспективные, технологичные и продвинутые сектора российской экономики от международного сотрудничества. Определенные трудности у «Росатома» есть и будут возникать, но это никак не повлияет на поставленные нами цели.
Госкорпорация «Росатом» активно реализует свою стратегию, базирующуюся на «Видении Росатома – 2030» – движении к глобальному технологическому лидерству. Эти цели мы не меняем и последовательно движемся к решению поставленной задачи. Тем более что уже сегодня «Росатом» занимает лидирующие позиции по целому ряду направлений – мы первые в мире по портфелю проектов сооружения новых АЭС за рубежом, первые на рынке обогащения урана (35% мирового рынка) и входим в тройку лидеров по мировым запасам урана.
С учетом поставленной цели Корпорация намерена увеличивать масштаб деятельности до уровней существующих глобальных технологических лидеров. К 2030 году выручка Корпорации должна вырасти до 4 трлн рублей, причем должен быть кратно увеличен объем новых продуктов в выручке и расширено зарубежное присутствие.
На горизонте до 2030 года перед Госкорпорацией «Росатом» стоят четыре долгосрочные стратегические цели: повышение доли на международных рынках, снижение себестоимости продукции и сроков протекания процессов, создание новых продуктов для российского и международных рынков и достижение глобального лидерства в ряде передовых технологий.
Геополитическая ситуация как в мире в целом, так и в нашей стране выдвинула на передний край тему технологического суверенитета Российской Федерации. Росатом, безусловно, вносит существенный вклад в развитие этого направления, и в публичном отчете за 2022 год эта тема обозначена как приоритетная.
— Отчетный 2022 год для российских компаний, в том числе активно работающих за рубежом (а России сегодня принадлежит 85% мирового экспортного рынка строительства АЭС), выявил верность оценок внутренней и внешней устойчивости бизнеса с точки зрения политики риск-менеджмента. Как эта тема отражена в отчете Росатома за 2022 год? Были ли в ходе подготовки документа определены элементы этой политики, нуждающиеся в корректировке?
— Тема оценки рисков и положения на рынке Госкорпорации «Росатом» приведена в главе 1 – «Стратегический отчет».
Ключевыми тенденциями развития мирового энергетического рынка за последние годы стали повышение внимания к экологическим аспектам электроэнергетики и увеличение доли безуглеродной генерации в мировом энергобалансе. Страны стремятся к сокращению доли электростанций на ископаемом виде топлива, таком как уголь и газ, и развитию возобновляемых источников энергии (ВИЭ), таких как ветряные, солнечные станции и др. Несмотря на стремительный рост ВИЭ, вопрос их стабильности в отсутствие дорогостоящих систем хранения энергии остается открытым. В связи с этим на текущий момент именно атомная энергетика является одним из самых надежных и при этом экологически чистых и дешевых источников электроэнергии.
— Для Росатома – в силу глубокой вовлеченности в деятельность ОПК – максимально возможное импортозамещение было принципом, заложенным в работу корпорации с самого ее создания. Тем не менее какие достижения Росатома в указанном направлении можно выделить в ГО-2022?
— В отчете Росатома тема вклада в технологический суверенитет выделена в отдельные смысловые блоки, и раскрывается практически во всех разделах.
Организации ядерного оружейного комплекса (ЯОК) Росатом акттивно участвуют в выпуске гражданской продукции и обеспечивают технологический суверенитет Российской Федерации. За прошедший год интегральный показатель по новым продуктам организациями ЯОК перевыполнен на 44,1%. В 2022 году организации ЯОК обеспечили выручку по новым продуктам (вне контура Корпорации) в 74,2 млрд рублей, сформирован портфель заказов на 10 лет по новым продуктам (вне контура) в размере 173,5 млрд рублей.
В области обеспечения технологического суверенитета к ключевым событиям года можно отнести получение регистрационного удостоверения на комплекс лучевой терапии на базе ускорителя электронов «Оникс», разработанный Росатомом, начало строительства первой «гигафабрики» по производству литий-ионных накопителей в Калининградской области, а также создание первой очереди центра обработки данных в Иннополисе (Республика Татарстан). Началась разработка технологий производства стабильных изотопов методами ректификации и химического изотопного обмена, завершено строительство нового корпуса Национального медицинского исследовательского центра ФГБУ «НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева» Минздрава России.
Отдельно по каждому дивизиону Росатома тема вклада в технологический суверенитет раскрыта в соответствующих разделах отчета Госкорпорации и ее дивизионов (https://report.rosatom.ru).
— В июне 2022 г. был принят федеральный закон, наделяющий Корпорацию полномочиями по организации судоходства в акватории Северного морского пути. Насколько планы его развития, отраженные в ГО-2022, учитывают произошедшие за последний год и прогнозируемые существенные изменения в глобальной логистике?
— Россия обладает единственным в мире атомным ледокольным флотом и многолетним опытом строительства и эксплуатации атомоходов. Корпорация взялась за амбициозную задачу – организацию круглогодичного судоходства по Севморпути, тем самым стремясь обеспечить своим партнерам логистическую гибкость. Мы видим интерес к транзитному потенциалу СМП со стороны международного бизнеса, прежде всего азиатских и ближневосточных компаний, для которых он станет дополнительным экологически устойчивым и стабильным маршрутом.
Транспортировка грузов через СМП имеет ряд преимуществ в сравнении с традиционными маршрутами через Суэцкий и Панамский каналы. По экспертным оценкам, объемы добычи недропользователей в Арктической зоне будут значительно увеличиваться, что повлечет рост объема грузоперевозок по Северному морскому пути (СМП) с 34,1 млн тонн в 2022 году до 150 млн тонн в 2030 году. Драйвером дальнейшего роста перевозок по СМП (после 2030 года) может стать международный грузопоток.
«Росатом» наделен функциями инфраструктурного оператора СМП и отвечает за организацию судоходства на СМП, строительство новых атомных ледоколов и инфраструктурных объектов, навигационно-гидрографическое обеспечение и систему безопасности мореплавания в арктических условиях. Кроме того, «Росатом» участвует в реализации плана развития инфраструктуры СМП до 2035 года, утвержденного Правительством Российской Федерации.
— В реализации проекта по замыканию ядерного топливного цикла сделан важный шаг – один из реакторов на Белоярской АЭС полностью переведен на МОКС-топливо. Содержит ли отчет корпорации за 2022 год прогнозы и оценки, описывающие изменения в отечественной и мировой атомной энергетике, электроэнергетике в целом в связи с грядущим массовым применением ЗЯТЦ?
— Замкнутый ядерный топливный цикл позволит существенно повысить эффективность использования природного урана, решить проблему накопления ядерных отходов и обеспечить человечество надежным и долгосрочным источником экологически чистой энергии на века вперед. Говорить о массовом применении замкнутого ядерного цикла сегодня еще рано, особенно в мировом масштабе, так как кроме России пока никто не достиг такого уровня практического применения данной технологии. Но очередной шаг в этом направлении (и шаг серьезный) сделан «Росатомом».
В 2023 году полностью завершена загрузка активной зоны реактора на быстрых нейтронах БН-800 (четвертый энергоблок Белоярской АЭС) смешанным уран-плутониевым (или так называемым МОКС) топливом, что, по сути, стало началом реализации полномасштабного замкнутого топливного цикла в атомной энергетике.
— Насколько ставшая практически всеобщей проблема нехватки квалифицированных кадров в условиях перестройки работы отечественной экономики в последние полтора–два года актуальна для Росатома? Какие меры по упреждающему купированию этой проблемы выделены как приоритетные в ГО-2022?
— Одно из приоритетных направлений социальной политики Росатома– образование и развитие потенциала как действующих, так и будущих сотрудников. Мы продолжили работать с нашей экосистемой развития талантов, включающей учащихся детских садов, школ, колледжей, вузов, сотрудников Госкорпорации «Росатом» и жителей почти трех десятков наших атомных городов.
Важным событием в области работы со студентами стало партнерство Корпорации в реализации федерального проекта «Профессионалитет», цель которого – привлечь в промышленность квалифицированных сотрудников и обеспечить соответствие запросам регионального рынка системы подготовки кадров среднего звена. В 2022 году прошел ежегодный форум молодых профессионалов «АтомПрофи», собравший более 600 школьников, студентов, сотрудников Росатома – участников молодежных сообществ.
Особая часть образовательной экосистемы Росатома, как и прежде, – действующие сотрудники отрасли от молодых профессионалов до представителей «серебряного» возраста. Развитие руководящего состава также сегодня в особом фокусе внимания, для них реализуются программы для развития линейных руководителей (с охватом порядка 17 тыс. человек), ведется работа в рамках программ управленческого кадрового резерва (в 2022 году – около 6000 участников), доля назначений на новую руководящую должность составила 92%.
Мы продолжаем активно развивать филиал МГУ в Сарове Нижегородской области – ядро Национального центра физики и математики. Сегодня в МГУ Саров обучается 95 магистрантов и 10 аспирантов по направлениям перспективных направлений физики и математики, компьютерных наук и суперкомпьютерных технологий.
— Пришлось ли корпорации при работе над ГО-2022 прибегать к ограничениям при освещении тех или иных направлений деятельности, отдельных показателей в сравнении с досанкционными временами? Удалось ли при этом соблюсти баланс между такими ограничениями и требованиями прозрачности в подаче информации?
— На фоне компаний, закрывающих или сокращающих свою публичную отчетность, Росатом всегда следовал принципу прозрачности и открытости. В этом году, помимо геополитических вызовов, мы также столкнулись с новшеством в нормативной базе раскрытия информации: с 2023 года начал действовать новый международный стандарт Global Reporting Initiative (версия 2021 года), который делает обязательным раскрытие в отчетности дополнительной информации, в том числе в области корпоративного управления. Так что скорее речь идет о новых вызовах в плане раскрытия, а не ограничений в раскрытии.
Позиция открытости Росатома перед обществом и всеми заинтересованными сторонами остается прежней – это наша «добрая воля» и стратегически важное направление коммуникационной деятельности. В Росатоме более 15 лет последовательно развивается система публичной отчетности как самой Госкорпорации, так и ее ключевых дивизионов, базирующаяся на российских нормативных документах и лучших международных практиках и стандартах. Это обязательное условие функционирования глобальной компании-лидера и успешного развития бизнеса в мире. Даже в таком постоянно меняющемся мире, как сейчас.