«Формирование и пополнение эндаумента — это высшая ступень благотворительности»
Интервью с Мариной Петровой, директором Эндаумента МГИМО
— Как изменился за последние 5 лет состав благотворителей, жертвующих средства в ваш фонд? Какова мотивация спонсоров?
— Репутация эндаументов как инструмента долгосрочной благотворительности постепенно укрепляется в России, в частности и у Эндаумента МГИМО. Конечно, любая поддержка важна и высоко ценится, однако только пожертвование в эндаумент позволяет обеспечить финансовую устойчивость, дает гарантию, что проект или целая организация будет развиваться вечно. Формирование и пополнение эндаумента — это высшая ступень благотворительности.
Все больше доноров сегодня понимают преимущества механизма эндаумента как в поддержке различных организаций, так и в запуске собственных инициатив. Ряд крупных фондов являются вдохновляющими примерами. Для МГИМО эндаумент давно стал механизмом сотрудничества с бизнес-сообществом, попечителями, выпускниками МГИМО.
В случае университетских эндаументов важными мотивами для компаний являются подготовка кадров и повышение квалификации сотрудников, корпоративные образовательные программы, учреждение корпоративных стипендий и образовательных грантов, финансирование научных исследований, информационная поддержка. Для выпускников — благодарность alma mater и своим преподавателям, участие в жизни университета, поддержка новых поколений студентов. В глобальном смысле взнос в эндаумент — это возможность войти в историю, быть причастным к чему-то важному.
Интересно, что сейчас мы совместно с партнерами возрождаем российскую культуру благотворительности. Практика неприкосновенных капиталов была широко распространена в дореволюционной России, в т. ч. в Лазаревском институте восточных языков — предшественнике МГИМО. В моем недавнем исследовании «"Неприкосновенный капитал" Лазаревского института восточных языков: история с продолжением», получившем премию «Вечный вклад» Национальной ассоциации эндаументов, я проанализировала финансовую отчетность по капиталам института (приход и расход средств), а также направления финансирования; как оказалось, они во многом схожи с современными.
— Какие программы были приоритетными для фонда за отчетный период? Изменился ли состав этих программ и направлений, чем эти изменения (или их отсутствие) обусловлены? Насколько полно представлены в годовом отчете фонда все программы и направления расходования средств фонда не только за отчетный период, но и за предыдущие годы?
— Прозрачность в направлениях расходования средств — одно из главных преимуществ фондов целевого капитала. Это важно как для благотворителей, так и для благополучателей. Благотворители видят, как много было сделано при их поддержке, чувствуют свою сопричастность к деятельности вуза. Такая отчетность — то, что позволяет благотворителю принять решение о продолжении пополнения эндаумента в будущем. Для благополучателей размещение их проекта в отчете — своеобразный «знак качества», а также дополнительная информационная поддержка.
С каждым годом мы рассказываем подробнее о реализованных при поддержке Эндаумента МГИМО проектах, а также анализируем профинансированные направления в процентном соотношении. Это делается не только для подведения итогов, но и для того, чтобы спланировать оптимальное соотношение в следующем году, с учетом приоритетов университета.
В отчете представлены финансовые показатели эндаумента с момента основания: как рос эндаумент, сколько средств было привлечено и сколько направлено на университетские проекты. Есть традиционные проекты, которые растут и масштабируются. Новые проекты выделяются отдельно. Во всех направлениях есть прицел на будущий год и долгосрочную перспективу.
— Как работа над ПНО фонда увязана с подготовкой ПНО вуза в целом? Над этими документами работает одна команда?
— Над отчетом и МГИМО в целом, и эндаумента в частности работает одна команда. В фонд стекается информация от всех подразделений университета, поскольку практически все крупные проекты фонд софинансирует. Так мы получаем целостную картину финансирования из разных источников: собственных средств вуза, программы «Приоритет-2030», средств партнеров и эндаумента.
— В конкурсе годовых отчетов, в рейтинге ПНО RAEX не учитывает сугубо дизайнерскую строну годовых отчетов. Тем не менее мы не можем не отметить общую тенденцию перевода все большей части информации (и не только при констатации фактов, но и в прогнозно-аналитической части годовых отчетов) из текстов в инфографику. Для отчетности вашего вуза эта тенденция также характерна? Если да, то чем она объясняется?
— Инфографика - очень эффективный и наглядный инструмент для представления больших объемов информации. При умелом дизайнерском подходе одного взгляда читателю достаточно, чтобы оценить 16 лет развития организации (как в нашем случае), увидеть наиболее важные цифры и тенденции.
— Бумажные годовые отчеты стремительно уходят в прошлое — им на смену пришли веб-версии, включая интерактивные. Тем не менее многие вузы продолжают печатать — пусть и крайне небольшие — тиражи годовых отчетов, обосновывая это имиджевыми соображениями. Для вашего вуза и фонда, их имиджа бумажная версия годового отчета — это только прошлое или еще и настоящее, а может быть, даже и будущее?
— Конечно, электронные версии отчетов МГИМО и эндаумента имеют больший охват, однако бумажные не теряют свою актуальность. Мы проводим довольно много мероприятий: заседания наблюдательного и попечительского советов МГИМО, деловые форумы, научные конференции, встречи выпускников. Бумажный отчет можно вручить на таких мероприятиях конкретному человеку лично, прокомментировать, подчеркнуть важность определенных проектов. Бумажный отчет — это отдельный продукт, как книга или корпоративный журнал MGIMO Journal. Вдумчивый читатель не просто пролистает, а внимательно изучит, вернется к нам с предложениями. Это тот случай, когда форма не менее важна, чем содержание.
— Как вы в целом видите развитие публичной отчетности эндаументов?
— Я рада, что тема публичной отчетности эндаументов, которую я заявила в прошлом году на страницах RAEX впервые, получила такое широкое распространение: было проведено совместное исследование RAEX и Благотворительного фонда Владимира Потанина, результаты которого были представлены на форуме «Эндаументы», вышла серия интервью экспертов.
В рамках деятельности рабочей группы Минобрнауки России мы также уделяем большое внимание прозрачности фондов целевого капитала, как обязательной финансовой отчетности, так и добровольным публичным отчетам. В частности, в этом году были разработаны методические рекомендации по формированию программы развития фондов целевого капитала в образовательных организациях высшего образования, а также определена методология рейтинга, в котором прозрачность фонда имеет довольно большой вес.