Безопасность, суверенитет, диалог — принципы «Росатома» в контексте публичной отчётности

Екатерина Мамий, советник департамента коммуникаций госкорпорации «Росатом»

 В сфере регулирования ПНО могут произойти важные изменения Банк России опубликовал доклад для общественных консультаций — «Информационная прозрачность на рынке ценных бумаг: эмитенты и условия первичного размещения их акций»[1], в котором среди прочего предлагал для повышения информационной ценности годового отчёта определить ключевые компоненты его структуры и содержания, предоставив эмитенту право самостоятельно определять логику расположения обязательных компонентов в документе и добавлять необходимую с его точки зрения информацию. Вам близка эта инициатива? Считаете необходимым придать ей обязательный характер?

— Да, эта логика нам близка и именно в ней мы выстраиваем публичную отчётность «Росатома». Мы давно убедились на собственном опыте — а выпускаем годовые отчёты уже более 15 лет, — что гибкость в выборе структуры отчётных продуктов повышает их ценность. Сохранить ключевые компоненты — финансы, стратегию, социальную ответственность, обеспечение безопасности — это основа устойчивости и поступательного развития. При этом важно дать компаниям возможность логично встроить компоненты в свою историю, добавить то, что важно именно для своих заинтересованных сторон, — это делает отчёт живым и полезным инструментом диалога. Мы постоянно консультируемся с заинтересованными сторонами при подготовке публичного отчёта Госкорпорации «Росатом», обсуждаем сначала концепцию, потом проект отчёта до его публикации, проводим стейкхолдерское общественное заверение отчётности, и такая гибкость помогает лучше отвечать на запросы и выстраивать конструктивный диалог. Что касается обязательности, мы считаем, что сначала стоит апробировать такой подход как рекомендательный, посмотреть, как компании его воспримут и будут применять, и уже потом, с учётом накопленной практики, обсуждать закрепление на законодательном уровне.

 В другом недавнем докладе ЦБ[2] отмечается, что «в международной практике применяют различные регуляторные подходы к годовым отчётам. В одних юрисдикциях структура и содержание годовых отчётов закреплена в законодательстве и нормативных актах, а в других реализован подход на основе принципов и мягкого регулирования. Кроме того, за рубежом развита практика использования стандартов подготовки… отчётности, которые разработаны неправительственными организациями». Какой из подходов представляется вам наиболее подходящим для современных отечественных условий?

— Исходя из нашей практики — а мы работаем и по российским стандартам, и по международным (GRI, МСИО) — наиболее сбалансированным для России нам видится гибридный подход. Что это значит? Четкий регламентируемый законодательством каркас: обязательные ключевые блоки информации, без которых отчётность теряет смысл и сопоставимость. Но внутри этого каркаса — свобода для компании выстроить повествование и добавить детали, которые отражают её уникальность и важны её инвесторам, партнёрам, сотрудникам. И здесь огромную роль играют именно негосударственные стандарты и лучшие практики, которые отрабатываются профессиональным сообществом. Саморегулирование, отраслевые рекомендации — это тот «мягкий» инструмент, который позволяет отчётности развиваться и оставаться релевантной без излишней бюрократизации. При этом важно наращивать регуляторные «мускулы», чтобы отчётность компаний не стояла на месте, подталкивать компании к самосовершенствованию. Для атомной отрасли это важно, поскольку бизнес «Росатома» настолько диверсифицирован, что даже среди наших ключевых шести дивизионов, выпускающих отчётность (от горнодобывающего до электроэнергетики и сбыта), есть вариации по уровням раскрытия и структуре отчётности.

 В последние 2-3 года развернулась дискуссия вокруг необходимости продолжения в ПНО российских компаний развёрнутого отражения принципов ESG — они, мол, ассоциируются с разного рода привнесёнными с Запада неприменимыми в России «ценностями». Вы считаете такой подход обоснованным или нет? Какие темы, ассоциируемые с устойчивым развитием (в том виде, в каком они пришли к нам), на ваш взгляд, могут или должны быть подвергнуты пересмотру, а какие нет?

— Абсолютно не согласны с тезисом, что устойчивое развитие — это исключительно западные и чуждые России ценности. Для «Росатома» устойчивое развитие — это прежде всего практический инструмент долгосрочной эффективности, ответственности перед людьми и территориями присутствия, и перед планетой в целом, учитывая глобальность бизнеса. Наша экологическая миссия (чистая энергия, замкнутый цикл обращения с отходами, защита окружающей среды), огромная социальная роль в развитии городов и регионов присутствия, высочайшие стандарты управления — это суть нашего развития, а не дань моде. Конечно, некоторые акценты в международной повестке требуют пересмотра с учётом национальных приоритетов и реалий. Например, климатическая стратегия должна справедливо учитывать вклад низкоуглеродной атомной генерации, а не только ВИЭ, и в России в этом плане больше подвижек. Социальные индикаторы должны отражать наши реалии и приоритеты — подготовка и развитие кадров, развитие городов, вклад в технологический суверенитет. Но саму суть ответственного бизнеса — эффективного, экологически чистого, социально ориентированного — отвергать нельзя. Это очень востребовано нашими действующими и потенциальными партнёрами из дружественных стран.

Ключевое отличие российского подхода от западных моделей: осознанное включение атомной энергетики в климатическую повестку как равноправного низкоуглеродного источника наряду с ВИЭ. В 2021 году атомная энергетика была включена в Национальную таксономию зелёных проектов, утверждённую Постановлением Правительства РФ. Это отражает понимание того, что достижение амбициозных климатических целей требует использования всех доступных технологий безуглеродной генерации, а не только солнечной и ветровой. Атомная энергетика признается зелёной за способность обеспечивать стабильную крупномасштабную генерацию с практически нулевыми выбросами СО2. Госкорпорация «Росатом» по состоянию на конец 2024 года привлекла зелёных займов на общую сумму более 900 млрд рублей в форме ESG-кредитов и зелёных облигаций, которые направлены на строительство АЭС, ВЭС и экологические проекты.

 Какой лозунг / красную нить / сквозную идею вы выбрали для ПНО за 2024 год и чем это вызвано?

— Приоритетная тема отчёта «Росатома» за 2024 год — «Вклад атомной отрасли в обеспечение безопасности, надёжности и независимости технологического развития России». Сегодня эти три слова — безопасность, надёжность, независимость — как никогда определяют нашу миссию. Безопасность — это абсолютный приоритет во всём, что мы делаем: от создания и эксплуатации АЭС, развития Арктики до производства новых материалов, цифровых продуктов и диверсификации бизнеса. Надёжность — это гарантированное энергоснабжение для страны и зарубежных партнёров, это устойчивость наших производств и технологических цепочек. Независимость — это наш вклад в технологический суверенитет России: от передовых ядерных технологий и замкнутого топливного цикла до цифровых продуктов, новых материалов и медицины. Этот отчёт показывает, как «Росатом», как системообразующий элемент российской экономики и активный игрок на международных рынках, конкретно работает на обеспечение этих фундаментальных основ будущего России.

 Приоритизация тем — один из важнейших начальных этапов при разработке очередного годового отчёта. Какими принципами, критериями вы руководствуетесь при отборе важнейших тем?

— Отбор существенных тем — это всегда баланс. Мы руководствуемся несколькими ключевыми принципами. Во-первых, учёт мнений заинтересованных сторон. Что волнует регионы, где мы работаем, представителей органов власти, наших сотрудников, экологов, партнёров? Мы активно взаимодействуем, проводим диалоги, анализируем обратную связь, и это ложится в основу нашей деятельности и впоследствии — отчётности. Во-вторых, стратегические цели «Росатома» и страны в целом: технологический суверенитет, энергобезопасность, нацпроекты — наши ключевые проекты напрямую связаны с этими приоритетами. В-третьих, глобальные тренды, которые влияют на отрасль и нашу долгосрочную устойчивость: энергопереход, климат, развитие науки. И, конечно, принцип существенности: мы оцениваем, какое реальное влияние конкретная тема оказывает на деятельность «Росатома» и решения заинтересованных сторон, актуализируя матрицу существенности. Например, два года назад фокус сместился на импортозамещение — это был прямой ответ на вызовы времени. В этом году в приоритете, как и всегда, безопасность, надёжность и технологическая независимость, и эта тема — на многие годы вперёд.

Текущий год для нас значимый и юбилейный — российской атомной промышленности исполняется 80 лет, это тоже не могло не отразиться на концепции отчёта 2024 года и его дизайне: при оформлении отчёта использованы образы выдающихся личностей атомной отрасли и те дела, которые они совершали на благо народа и страны. Лейтмотив нашего юбилея: «Гордость, Вдохновение, Мечта». Мы гордимся подвигом отцов – основателей атомной отрасли, нас вдохновляют достижения предыдущих поколений атомщиков, в наших планах — покорять новые рубежи, расширяя границы возможного.

В заключение отмечу, что «Росатом» остаётся приверженцем прозрачной и содержательной отчётности. Наш многолетний опыт диалога с заинтересованными сторонами — лучший аргумент в пользу подходов, которые делают нефинансовую отчётность не просто формальностью, а реальным инструментом развития доверия и устойчивости. Будем рады делиться нашим опытом с коллегами и партнёрами и дальше. 


[1] https://cbr.ru/Content/Document/File/171925/Consultation_Paper_20012025.pdf

[2] См.: Банк России. «Об оптимизации форм раскрытия периодической информации». Доклад для общественных консультаций. М., 2025. С. 7.