«ПНО позволяет раскрыть идею компании»
Дмитрий Цуканов, к. э. н., заместитель финансового директора ГК «АБЗ-1»
— В сфере регулирования ПНО могут произойти важные изменения. Банк России опубликовал доклад для общественных консультаций «Информационная прозрачность на рынке ценных бумаг: эмитенты и условия первичного размещения их акций»[1], в котором среди прочего предлагал для повышения информационной ценности годового отчёта определить ключевые компоненты его структуры и содержания, предоставив эмитенту право самостоятельно определять логику расположения обязательных компонентов в документе и добавлять необходимую, с его точки зрения, информацию. Вам близка эта инициатива? Считаете необходимым придать ей обязательный характер?
— Инициатива Банка России представляется мне крайне важной для повышения эффективности взаимодействия между эмитентами и инвесторами. Она позволяет сделать структуру отчёта более понятной и дает компаниям возможность гибко формировать отчётность с учётом своей специфики, ведь у каждого эмитента она своя. Даже в рамках одной отрасли компании реализуют совершенно разные проекты, выпускают уникальную продукцию, требующую дополнительного раскрытия для инвесторов. Свобода в выборе подхода делает структуру отчёта логичной и адаптивной, позволяя целевой аудитории лучше понять бизнес эмитента. Например, я изучал отчётность норвежских и шведских рыболовецких компаний и отметил, насколько по-разному они структурируют информацию. Их свобода в формировании отчёта позволила мне узнать много интересного о распределении квот, особенностях продукции и фокусе деятельности компаний, а главное — как всё это преподносится инвесторам. Поэтому считаю, что предоставление эмитентам права самостоятельно дополнять структуру и порядок представления отчётности — это своевременная и полезная инициатива.
— В другом недавнем докладе ЦБ[2] отмечается, что «в международной практике применяют различные регуляторные подходы к годовым отчётам. В одних юрисдикциях структура и содержание годовых отчётов закреплены в законодательстве и нормативных актах, а в других реализован подход на основе принципов и мягкого регулирования. Кроме того, за рубежом развита практика использования стандартов подготовки… отчётности, которые разработаны неправительственными организациями». Какой из подходов представляется вам наиболее подходящим для современных отечественных условий?
— Действительно, в международной практике широко распространено участие неправительственных и некоммерческих организаций в разработке стандартов отчётности. Максимально широкую известность и охват применения вместе с глубочайшей проработкой тем получили международные стандарты финансовой отчётности (МСФО), разрабатываемые под руководством Совета по МСФО (IASB) и Фонда Совета по МСФО (IFRSF). На конец 2023 года МСФО приняты к применению более чем в 160 юрисдикциях. Такой подход обеспечивает необходимую стандартизацию и позволяет инвесторам корректно интерпретировать информацию по определенной проблематике. Например, унификация методов финансового представления данных способствует единообразию в понимании отчётности. Поэтому я считаю, что привлечение неправительственных организаций, а также профессиональных сообществ, объединяющих игроков рынка, к формированию стандартов подготовки отчётности, их верификации, контролю соответствия этим стандартам стало бы позитивной практикой для российского рынка. Возможно, не все компании сразу присоединятся к этой инициативе, но она бы задала верный вектор развития: помогла эмитентам качественнее раскрывать информацию, а инвесторам — легче в ней ориентироваться.
— В последние 2-3 года в отношении ПНО российских компаний развернулась дискуссия: необходимо ли продолжать развернутое отражение принципов ESG — они, мол, ассоциируются с разного рода привнесёнными с Запада неприменимыми в России «ценностями». Вы считаете такой подход обоснованным или нет? Какие темы, ассоциируемые с устойчивым развитием (в том виде, в каком они пришли к нам), на ваш взгляд, могут или должны быть подвергнуты пересмотру, а какие — нет?
— Общемировая повестка ESG акцентирует внимание на выбросах углекислого газа и углеродном следе. Если предприятие работает на рынке животноводства или того же рыболовного промысла, очевидно, что оно должно бережно относиться к окружающей среде. Но в некоторых странах следование этой концепции доходит до абсурда: например, для снижения углеродного следа сокращают поголовье скота. Такие крайности неприемлемы, и этот критерий точно нужно пересмотреть.
При этом ESG — это не только экология, но также социальная ответственность и корпоративное управление. Культуру производства нужно рассматривать комплексно, включая взаимодействие с персоналом и целевыми группами общественности.
Мы, конечно, не должны безоглядно применять стандарты, принесённые извне. Это хорошая база, но необходимо развивать свои подходы, которые отражают нашу специфику и региональные особенности. Залог успешной адаптации: взять лучшее, а худшее отбросить. Это позволит развить ESG-отчётность в нашей стране и внедрить практику в повседневность.
— Какой лозунг / красную нить / сквозную идею вы выбрали для ПНО за 2024 год и чем это вызвано?
— В этом году мы сделали акцент на взаимодействии с персоналом. В условиях высокой нестабильности и неопределённости крайне важно показать, как компания адаптируется к новым реалиям: удерживает сотрудников, работает с ними, повышает лояльность — не только материально, но и через выстраивание долгосрочных отношений. Через отчёт мы хотим донести до инвесторов, что бизнес устойчив не только благодаря хорошей продукции и её успешной реализации, но и благодаря сильной команде, программам развития и чёткой стратегии работы с людьми.
— Приоритизация тем — один из важнейших начальных этапов при разработке очередного годового отчёта. Какими принципами, критериями вы руководствуетесь при отборе важнейших тем?
— Мы выделяем темы, которые отражают и наши стратегические приоритеты, и развитие бизнеса в ближайшей перспективе. Для нас важно показать инвесторам, как компания расширяет собственные компетенции. Например, в каждом отчёте АБЗ-1 есть блок по научным разработкам, расширению сегмента выпускаемой продукции, выходу на новые рынки сбыта и другие. Мы стремимся показать, что постоянно развиваемся — это и есть приоритет компании.
Цифры можно прочитать в финансовой отчётности, которую мы регулярно публикуем. Инвесторы даже могут найти её самостоятельно на просторах интернета. Гораздо ценнее — раскрыть идею компании, стратегию её развития. Эту цель мы и преследуем, публикуя нефинансовую отчётность.
[1] https://cbr.ru/Content/Document/File/171925/Consultation_Paper_20012025.pdf
[2] См.: Банк России. «Об оптимизации форм раскрытия периодической информации». Доклад для общественных консультаций. М., 2025. С. 7.