«Рейтинг "Три миссии университета" — один из наиболее авторитетных»
Интервью ректора Уральского федерального университета Виктора Кокшарова.
— Московский международный рейтинг «Три миссии университета» славится своей объективностью. На ваш взгляд, он лучше отражает реальные конкурентные позиции российских вузов?
— Рейтинг «Три миссии университета» — один из наиболее авторитетных в России и учитывает такие важные факторы, как качество образования, научная деятельность, социальная ответственность и влияние на развитие территории. Поэтому он может дать вполне объективное представление о том, какие вузы лидируют в этих областях.
— Университет потерял две позиции в международном рейтинге «Три миссии университета», а в российском RAEX-100 поднялся на одно место и вошел в десятку впервые с 2016 года. Насколько для вас важны международные позиции вуза?
— Мы не снижаем уровень международного сотрудничества, активно развиваем наши связи с многочисленными дружественными странами. Продолжаем поддерживать высокую публикационную активность. Для УрФУ международные позиции являются очень важными, так как они позволяют установить связи с зарубежными университетами, привлекать иностранных студентов и преподавателей, участвовать в международных научных проектах и конференциях, получать гранты и финансирование от международных организаций. Кроме того, международные позиции в рейтингах мировых университетов повышают престиж и авторитет вуза, что привлекает больше талантливых студентов и преподавателей и способствует улучшению качества образования и научной деятельности.
— Зависят ли внутренние организационные решения в вузе от позиций в рейтингах?
— Внутренние организационные решения в вузе не зависят напрямую от позиций в рейтингах, но могут оказывать влияние на принятие решений. Высокие позиции в рейтингах напрямую зависят от ключевых показателей работы университета, в случае их роста есть возможность привлекать больше финансирования — как бюджетного, так и внебюджетного, это может повлиять на распределение бюджета вуза и на принятие решений по развитию инфраструктуры, улучшению качества образования и научных исследований. Однако в конечном итоге все решения в университете принимаются на основе его стратегических целей и потребностей, а не только на основе позиций в рейтингах. Здесь очень многое зависит от решений наблюдательного совета и ученого совета вуза.
— Как обстоят в вузе дела с международными проектами и публикациям в зарубежных журналах. Как отразились санкции на деятельности УрФУ?
— Как и многие другие вузы, УрФУ активно участвует в международных проектах и сотрудничает с зарубежными университетами. В рамках этой деятельности профессора и студенты могут принимать участие в научных конференциях, обменах и стажировках за рубежом, а также публиковать свои научные работы в зарубежных журналах.
Важное уточнение — государство отменило требования по наличию публикаций, индексируемых в Web of Science и Scopus при оценке работы организаций, но это не касается отдельных ученых и научных групп. Ученые же продолжают свои исследования и поддерживают контакты с коллегами из других стран — и публикации выходят. Другое дело, что сейчас трудно получать объективные данные, так как у нас все сервисы, которые Web of Science и Scopus нам предоставляли, теперь отключены. Но индивидуально ученые могут заходить в свои личные кабинеты и отслеживать нужные данные. Уральский федеральный университет изначально позиционировал себя как ведущий в мировом академическом пространстве. И наши ученые продолжают ориентироваться на это. В целом у нас выходит более 10 000 научных публикаций в год. Значительная часть из них проиндексированы в Scopus, WoS Core Collection и РИНЦ.
УрФУ продолжает активно работать в этой области и сотрудничать со своими зарубежными партнерами, поэтому мы очень надеемся, что санкции не окажут серьезного влияния на его деятельность в этой области.
— Какие тенденции в высшем образовании вы замечаете?
— В высшем образовании в России наблюдается тенденция к увеличению количества студентов, которые хотят изучать информационные технологии. Важный тренд этого года — произошел серьезный сдвиг в эту сторону — такие направления подготовки доминируют у нас в топ-5 из числа самых популярных в ходе приемной кампании этого года. В следующем году эта тенденция, скорее всего, будет сохранена. Это связано с развитием высоких технологий и повышением потребности в квалифицированных специалистах в этой области.
Сейчас есть запрос от предприятий на специалистов, которые помимо базовых знаний и «мягких навыков» обладают серьезными цифровыми компетенциями. И бесплатное обучение студентов на «цифровых кафедрах» — это одна из задач государственной программы поддержки университетов «Приоритет-2030».
Растет запрос на специалистов, которые могут решать очень сложные задачи. Поэтому и возникла необходимость создания передовых инженерных школ — проекта по подготовке квалифицированных инженерных кадров для высокотехнологичных отраслей экономики, и УрФУ — единственный вуз в Уральском федеральном округе, кто выиграл в конкурсе на запуск такой площадки. Самое важное, что программа реализуется в очень тесном взаимодействии с промышленными предприятиями, нашими партнерами являются такие крупные предприятия, как ТМК, «Синара — транспортные машины», ЕВРАЗ, «КамАЗ».
В целом же конкурентоспособность высшего образования в России зависит от многих факторов, включая качество образования, стоимость обучения, а также возможности для студентов получать практические навыки и опыт работы в процессе обучения. Доступность высшего образования в России является важным вопросом. Несмотря на то, что государственные вузы предоставляют бесплатное обучение, некоторые студенты все еще сталкиваются с финансовыми трудностями, связанными с проживанием и другими расходами. Поэтому, возможно, необходимо разработать новые программы финансовой поддержки для студентов.