Раздел: Позиции российских вузов в Московском международном рейтинге «Три миссии университета»

Позиции российских вузов в Московском международном рейтинге вузов «Три миссии университета», 2025 год. — Аналитика

Московский международный рейтинг вузов «Три миссии университета», 2025 год

В девятый ежегодный рейтинг «Три миссии университета» в 2025 году вошли 2000 университетов из 112 стран мира. Россия сохранила место в тройке мировых лидеров по количеству участников в списке сильнейших. Численность российских вузов, вошедших в топ-2000, за год выросла с 152 до 156. В списке лучших представлены университеты всех федеральных округов страны.

Российский «срез» рейтинга по-прежнему возглавляет МГУ им. М. В. Ломоносова, сохранивший в этом году 17-е место в общем зачете, далее следует Санкт-Петербургский государственный университет, поднявшийся на две ступени и занявший 47-е место, замыкает тройку Московский физико-технический институт, переместившийся на 59-ю строку с 54-й позиции годом ранее. В верхней части списка наибольшего прогресса среди отечественных вузов добился Университет МГИМО, переместившийся за год из диапазона 351–400 в интервальную группу 301–350.

 

Лидеры не сдают позиций

Мировые лидеры регулярно подтверждают высокую конкурентоспособность. Массачусетский технологический институт (MIT), сместивший в прошлом году Гарвардский университет с первой позиции, сохранил за собой первое место. Следом за серебряным призером — Гарвардом — идут британские вузы, Оксфорд и Кембридж. Замкнул первую пятерку Стэнфордский университет. Среди вузов стран материковой Европы наиболее высокую оценку получает регулярно входящая в топ рейтинга Швейцарская высшая техническая школа Цюриха (9-е место).

В странах Азии наиболее сильны позиции Токийского университета (10-е место) и Пекинского университета (24-е место). Примечательно, что состав топ-20 глобального рейтинга в последние три года практически не меняется. Единственным исключением в этом году стала Федеральная политехническая школа Лозанны (Швейцария), поднявшаяся на 19-е место и вытеснившая Вашингтонский университет.

Первую позицию по Австралии и Океании вернул Университет Мельбурна, поднявшийся на 40-е место и обошедший прошлогоднего лидера — Квинслендский университет. Что же касается Латинской Америки и Африки, то наиболее высокие места заняли флагманы этих макрорегионов — Национальный автономный университет Мексики (127-е место) и Университет Кейптауна (157-е место).

В 2025 году Европа обошла Азию по представленности в рейтинге «Три миссии университета» — это произошло впервые с 2022 года. В новом выпуске исследования на европейские страны приходится 637 участников, на азиатские — 632. Следом идут Северная Америка — 294 вуза, Россия — 156 вузов и Южная Америка — 113 вузов. С точки зрения динамики отрицательный результат показали страны Азии (– 7 вузов) и Африки (– 5 вузов).

Среди конкретных государств наибольший прирост числа участников — плюс 4 университета — отмечается у России (в основном из-за показателей блока «университет и общество») и Франции, преимущественно благодаря улучшению оценки первой, образовательной миссии.

Самой многочисленной по количеству фигурантов рейтинга страной остаются США. В списке 2025 года представлены 258 американских вузов, причем сразу 40 из них входят в топ-100. Главными преимуществами университетов США являются высокий уровень финансирования и научные достижения. По удельному бюджету в расчете на студента США более чем в два раза превосходят ближайшего конкурента — Японию (73 тыс. долл. против 35 тыс. долл. по паритету покупательной способности). Впрочем, во времена пандемии коронавируса разрыв был еще больше — американские вузы имели трехкратное преимущество перед японскими, что объяснялось исключительно высокой доходностью инвестиций фондов университетов. По некоторым оценкам, для американского фондового рынка 2021 год был лучшим с середины 1980-х годов. Так, Гарвардская управляющая компания (HMC) фиксировала 34%-ную доходность инвестиций в целевые активы, а Вашингтонский университет в Сент-Луисе сообщал о 65 % доходности. Впоследствии средняя доходность крупных эндаумент-фондов стала сокращаться, что негативно повлияло на динамику бюджетов американских вузов.

Что же касается научной миссии, то университеты США по-прежнему играют ключевую роль на мировой арене, несмотря на возросшую активность конкурентов. В топ-20 наиболее высоко оцененных вузов по блоку показателей «наука» вошли сразу 14 американских университетов (тогда как в аналогичный топ в блоке «общество» — только четыре). Наибольший отрыв от конкурентов США имеют по показателю количества престижных научных премий, полученных сотрудниками и выпускниками университета, — средний балл американских участников в 2,2 раза выше, чем у следующих за ними британских университетов. А вот по цитируемости научных работ, которая традиционно является одним из главных преимуществ американских вузов, США начинают проигрывать в соревновании с ведущими странами-конкурентами. Если несколько лет назад Штаты опережали Китай и Великобританию, то по результатам актуального исследования средний показатель нормализованного цитирования американских университетов уступает как китайским, так и британским конкурентам (1,16 против 1,23 и 1,20 соответственно).

Второе место по числу участников рейтинга «Три миссии университета» традиционно занимает Китай. В этом году в список вошли 233 китайских университета. При этом по численности студентов в вузах, представленных в топ-2000, Китай занимает первое место в мире, опережая США, — 5,8 млн. человек против 5,1 млн. человек. В рейтинге 2025 года главными драйверами китайских вузов стали показатели группы «наука» (рост цитируемости научных работ и удельного исследовательского бюджета), а также показатель конкурентоспособности студентов — резко выросла оценка по критерию «количество побед обучающихся в вузе на международных студенческих олимпиадах». Кроме того, китайские вузы заметно продвинулись в разработке массовых открытых онлайн-курсов.

 

Спор Севера и Юга

Россия и Китай являются двумя главными локомотивами стран Глобального Юга в рейтинге «Три миссии университета». При этом на сегодняшний день больше половины участников списка лучших относятся к конкурирующему лагерю — к странам Глобального Севера. Суммарное количество вузов США, Канады, ЕС и Японии в рейтинге этого года составляет 1018, тогда как совокупная численность университетов БРИКС равна 588, причем две трети из них приходится на Китай и РФ. Россия среди стран БРИКС является главным центром притяжения для иностранных студентов. Более того, вузы России уже несколько лет опережают университеты США по средней доле студентов из-за рубежа (в рейтинге 2025 года — 12,6 % против 10,1 %).

По финансовым показателям вузы стран Глобального Юга заметно уступают североамериканским конкурентам. Удельный бюджет в расчете на студента в среднем по вузам БРИКС составляет 20 тыс. долларов США (по паритету покупательной способности), тогда как у оппонентов — 34 тыс. долл. При этом за год отставание заметно сократилось — достаточно сказать, что в прошлом рейтинге вузы Глобального Севера имели двукратное превосходство над вузами БРИКС по финансированию в расчете на студента.

По параметру кадровой обеспеченности Америка и Западная Европа сегодня тоже превосходят конкурентов, хотя и незначительно: в этих странах на 100 студентов в среднем приходится 10 научно-педагогических работников, тогда как в странах БРИКС — девять.

При этом в целом дистанция между Глобальным Севером и государствами БРИКС сокращается: динамика многих показателей — в пользу развивающихся стран. Количество представленных в рейтинге вузов БРИКС растет, в том числе за счет новых партнеров объединения. В 2021 году доля университетов БРИКС в рейтинге составляла 24 %, в 2025 году она превысила 32 %.

Многие страны с развивающимися экономиками ощутимо улучшили результаты выступлений студентов на престижных олимпиадах. Наибольший прогресс продемонстрировал Китай (+ 35 % к результату 2024 года), заметно прибавила Бразилия (+ 15 %).

Что же касается научной миссии, то средняя цитируемость публикаций университетов Глобального Юга по итогам 2025 года осталась на прежнем уровне, тогда показатель вузов стран Глобального Севера незначительно снизился (среди американских университетов падение более выражено, оно составило 3,5 %). Доход от научных исследований в расчете на сотрудника за год вырос у обеих сравниваемых категорий. В первом случае наиболее впечатляющую динамику продемонстрировала Франция (рост более чем на 30 %), во втором — Россия (+ 16,4 %).

Главным драйвером вузов Глобального Юга стали показатели группы «университет и общество». Активная разработка массовых открытых онлайн-курсов (МООК) стала для вузов БРИКС важным подспорьем, позволившим многим участникам в 2025 году улучшить позиции в мировой табели о рангах. При этом североамериканские и европейские конкуренты по этому показателю стагнируют. А по среднему количеству подписчиков в социальных сетях вузы Глобального Юга в 2025 году сумели опередить университеты глобального Севера — 152 тыс. против 150 тыс. подписчиков в расчете на вуз.

Высокая оценка «третьей миссии» у вузов БРИКС на фоне научных достижений североамериканских университетов свидетельствует о разнице приоритетов Севера и Юга. Так, вузы из англосаксонского мира сосредоточены в основном на решении научных задач и зарабатывании денег. Университеты стран БРИКС больше фокусируются на служении обществу и на решении задач национального развития в интересах своих государств.