Опыт Кемеровского государственного университета
Жидкова Елена Анатольевна, проректор по научно-исследовательской работе
— Ваш вуз входит в международный рейтинг «Три миссии университета» и в пилотный рейтинг вузов стран БРИКС. Что это значит для вас, следите ли вы за динамикой позиций? Позиции в рейтингах — это цель или средство самодиагностики для вас?
— Мы, безусловно, следим за динамикой позиций и сравниваем себя с аналогичными региональными вузами, а также с вузами-лидерами, насколько наша динамика отличается от их. Это средство самодиагностики, индикатор наших успехов в развитии, показатель уровня развития на фоне других, что позволяет нам делать выводы о правильности выбранной стратегии в нашей деятельности.
— Принимаются ли в вузе управленческие решения, основанные на выводах из рейтингов? Если да, какого рода эти решения?
—Так как мы не допустили еще ни разу обвала в рейтинге, значит, управленческих решений, основанных на выводах из рейтингов, нам пока не требовалось. Стабильные показатели в рейтингах говорят о правильных ранее принятых нами управленческих решениях.
— На ваш взгляд, в чем сегодня сила региональных вузов и чего им (и конкретно КемГУ) не хватает в борьбе за сильного абитуриента и рейтинговые позиции? Какие вы видите пути решения проблемы «утечки мозгов» из регионов в Москву?
—Это очень сложный вопрос. К сожалению, так называемая «утечка мозгов» из регионов в Москву не связана со слабыми позициями региональных вузов или с тем, что у нас чего-то не хватает. В региональных вузах полностью созданы условия для получения выбранной специальности и для развития творческих или научных навыков, абсолютно каждому студенту для проявления себя создаются условия не хуже столичных. Причина утечки — просто в желании переезда, новых открытий, самостоятельности, в смене образа жизни и т. п. причинах. А если эти причины в голове у абитуриента отсутствуют, то он прекрасно строит карьеру, хорошо зарабатывает и отлично себя чувствует и в регионе.
— Насколько важно для вашего вуза работать с компаниями региона и выстраивать партнерства?
— Уже давно ни один вуз в стране не живет обособленно от партнеров. Для кого-то есть один партнер, полностью обеспечивающий вуз своими задачами, для кого-то, как в КемГУ, это разные партнеры, и далеко не всегда крупные. Мне кажется, компании региона давно уже поняли, что мы не просто высшая школа и не только про образование, мы такой же бизнес-партнер, только с государственным участием, на которого можно положиться.
— Какими достижениями вуза за последние три года вы особенно гордитесь?
— Кемеровский госуниверситет — единственный вуз Кузбасса, входящий в мировой рейтинг университетов Times Higher Education:
- THE World University Rankings,
- World University Rankings 2024 by subject: Engineering, Physical Sciences,
- THE Impact Rankings.
За последние три года прослеживается тенденция улучшения позиций вуза в рейтинге UI Green Metric, измеряющем приверженность университетов к совершенствованию экологической инфраструктуры, а также к содействию устойчивому развитию и охране окружающей среды.
Мы успешно 5 лет администрировали большой поток информации НОЦ «Кузбасс».
Словом, администрировали скрыто гигантское количество отчетов, запросов, ответов, контрольных процедур и коммуникаций, а также финансовых обязательств, что делает нашу работу вдвойне сложнее.
Мы выполнили работы, предусмотренные уникальным проектом КНТП «Чистый уголь — зеленый Кузбасс», а это тоже финансовые обязательства, исполнение заявленных целей и достижение намеченных результатов, теперь наша задача нового уровня — масштабировать.
И, наверное, немаловажным достижением вуза является сохранение работы 9 диссертационных советов. Важно это потому, что одна небольшая ошибка может привести к приостановлению работы совета, но для нас дело чести — их не допускать. И, конечно же, это в первую очередь заслуга председателей диссертационных советов и каждого из членов в отдельности. Только слаженная работа в общих интересах позволила вузу сохранять наши диссертационные советы действующими.
— Свободная тема: порассуждайте о трендах в российском высшем образовании, проблемах региональных вузов, грядущих ограничениях платного приема, актуальности дистанционного образования.
— В российском высшем образовании много новаций в последнее время. Причина их кроется в поиске лучших практик и методов, повышающих эффективность вуза, его выпускников и, наверное, преподавателей. Хотя, как мне видится, в работе преподавателя не происходит существенных изменений, не считая возможностей дистанционного образования. Все новации связаны больше с организационными и управленческими процессами в вузе, а сам педагогический процесс, я думаю, не претерпевает изменений. Безусловно, все отмечают изменения в абитуриентах и необходимость поиска новых способов взаимодействия с ними. Думаю, поэтому дистанционное образование получило такой спрос. А что касается новых трендов, то, насколько они оказались результативными, покажет время.