«На рынке ESG-образования формируется серьезная конкуренция, многое будет зависеть от запроса бизнеса на конкретные компетенции»

Интервью с Александром Викторовичем Долгановым, заместителем председателя правления банка «Центр-инвест».

— Как вы оцениваете обеспеченность кадрами, владеющими тематикой ESG, на текущий момент в России? Насколько высока квалификация этих кадров?

— Для целей подготовки молодых специалистов банка «Центр-инвест» (далее Банк) давно выстроена и успешно функционирует инфраструктура Центров финансовой грамотности (для студентов) и Центра подготовки кадров (для штатных сотрудников). Есть ощущение, что кадровая обеспеченность в целом для банковского сектора находится на достаточном уровне. По крайней мере в последнее время не сталкивался с позицией банкиров, что реализации принципов ESG-банкинга мешает кадровый дефицит. Особенно это касается молодых специалистов, которые позитивно воспринимают тему устойчивого развития и его возможности. Высококвалифицированных кадров не так много, все же экспертиза должна вызревать, а это объективно требует времени.

— Как соотносятся по качеству, соответствию требованиям работодателя, востребованности программы подготовки специалистов по ESG-тематике, если сравнивать «полноценные» программы (магистерские, бакалаврские) и программы ДПО, а также реализуемые корпоративными образовательными структурами?

— По опыту банка «Центр-инвест» могу сказать, что внутренние корпоративные программы обучения по направлению устойчивого развития показывают очень хороший результат. Наш курс по банковскому делу включает практики реализации ESG-банкинга и финансовой грамотности. Обучение прошли более 5 тысяч студентов, из которых 715 стали штатными сотрудниками банка. Что касается программ ДПО, то наши сотрудники являются как слушателями, так и приглашенными спикерами таких курсов. Потребность в ДПО и профильных семинарах ощущается из-за динамики регуляторных требований и выпускаемых рекомендаций. Достаточно посмотреть на конвейер инициатив по нефинансовой отчетности за последние пару лет, чтобы оценить масштабы изменений и, соответственно, необходимость профессионально ориентироваться в них.

— Насколько актуально, на ваш взгляд, высшее образование в сфере ESG с учетом существующей политической обстановки (санкции, закрытие доступа на западные рынки, привнесенность ESG-повестки с Запада)?

— Мне кажется, что вопрос перспектив высшего образования в сфере ESG и геополитики несколько надуман. Это очередная попытка представить проблематику устойчивого развития в России как навязанную извне. Национальные цели, социальные и климатические обязательства в нашей стране актуальны в любом случае. Другой вопрос в том, будет ли такое высшее образование органичным и сбалансированным, есть ли на него спрос на рынке. Пока профильные ESG-курсы в рамках традиционных программ высшего образования (например, «Финансы и кредит») выглядят более очевидно. Фокус может быть на ДПО, корпоративных программах, практических тренингах и вебинарах. В Банке для образовательных целей подготовлен видеокурс по широкому кругу вопросов устойчивого развития «ESG-всеобуч». В доступной манере спикеры рассказывают о продвинутых практиках в области ответственного финансирования, корпоративного управления, взаимодействии с заинтересованными сторонами и нефинансовой отчетности. Пройти обучение и получить сертификат можно на сайте всеобуч.рф.

— Как вы оцениваете нынешнее состояние и перспективы т. н. зеленого финансирования в России?

— Перспективы зеленого финансирования – это десятки миллиардов рублей реальных инвестиций, которые подтверждены независимой верификацией. Если учитывать ESG-финансирование, которое реализуется банками и иными финансовыми институтами без верификации, то речь идет о сотнях миллиардов. Если и есть узкие моменты в области зеленого финансирования, то кадровый вопрос явно не ключевой. А перспективы ответственного финансирования, если оставить за скобками вопросы государственной поддержки, связаны с интеграцией повестки устойчивого развития с технологическим суверенитетом, а также цифровизацией процессов и продуктов.