«Принципы устойчивого развития встроены в работу всех подразделений нашей компании»

Интервью с Юлией Мазановой, заместителем генерального директора по устойчивому развитию и корпоративным коммуникациям компании «Металлоинвест»

— Сколько сотрудников на постоянной основе заняты подготовкой документации и внедрением принципов ESG? Они сосредоточены в одном структурном подразделении компании?

— Принципы устойчивого развития интегрированы в бизнес-стратегию «Металлоинвеста»: они встроены в работу всех подразделений, учитываются на всех уровнях.

С 2020 года директор по устойчивому развитию и корпоративным коммуникациям подчиняется напрямую генеральному директору. А в 2021 году при правлении был создан комитет по устойчивому развитию.

Сотрудники, которые курируют различные аспекты ESG, работают в разных департаментах управляющей компании. Это непосредственно департамент устойчивого развития, это вертикаль охраны труда, промышленной безопасности и окружающей среды, это вертикали организационного развития и управления персоналом, инвестиций, юридический департамент, дирекция по безопасности и департамент закупок. Специалисты по этим направлениям также работают и на наших производственных площадках.

Так что подход комплексный и охватывает всю структуру и все направления деятельности компании, включая реализацию проектов внешних социальных инвестиций, способствующих устойчивому развитию регионов нашего присутствия, реальному улучшению качества жизни в городах. 

— Каков функционал таких специалистов? Менялась ли востребованность тех или иных компетенций сотрудников в этой сфере?

— С 2020 года мы начали вводить отдельные позиции для специалистов, которые занимаются устойчивым развитием, и добавлять задачи по ESG в должностные инструкции сотрудников других направлений. Чтобы продвигать ESG, важны навыки работы в кросс-функциональных командах и владение проектным менеджментом. А дальше требуются специализированные знания, например, в управлении цепочками поставок или экологическом мониторинге. За последние годы именно такие компетенции стали особенно востребованными в связи с усилением требований к ESG от регуляторов и инвесторов.

— Речь идет преимущественно о подготовке такого рода специалистами публичной нефинансовой отчетности или о более широком внедрении проблематики ESG, в том числе на организационно-управленческом уровне? Иными словами, это сугубо прикладные вещи или нечто большее?

— Специалисты ESG у нас отвечают за весь процесс — от разработки стратегии и политики до анализа рынка услуг и лучших практик, нормативного регулирования, согласования с другими подразделениями и непосредственного внедрения подходов ESG в практику. Это не просто сбор данных и отчетность: они продвигают проекты, например, по правам человека и устойчивым цепочкам поставок, участвуют в оценке воздействия социальных проектов.

Работа над отчетом об устойчивом развитии — тоже их задача, но это только одна из функций. Мы создаем отчеты по международным стандартам, включая российские и международные регуляции. Подготовка требует выбора подрядчиков, разработки концепции, сбора данных со всех площадок и подразделений компании, взаимодействия с аудитором, контроля за сроками и бюджетом. Кроме того, мы участвуем в конкурсах и рейтингах, что позволяет нам подтверждать свой ESG-статус публично и показывать результаты.

— Как решается проблема повышения квалификации ESG-кадров у вас в компании? Это обучение оплачивает компания или сами сотрудники?

— У нас в компании разработаны онлайн-курсы для всех сотрудников на тему устойчивого развития, охраны труда, промышленной безопасности, экологии и прав человека. Для специалистов мы организуем более глубокие и узкопрофильные тренинги — например, по отчетности, менеджменту качества и т. д. Все расходы по обучению компания полностью берет на себя, понимая, что грамотные ESG-специалисты — это наша стратегическая инвестиция.

— На основании уже имеющегося опыта и прогноза развития ситуации на 5-10 лет, как бы вы охарактеризовали необходимый уровень подготовки для ESG-специалистов — по глубине и охвату полученных знаний и компетенций, срокам, затратам? Это должны быть по преимуществу вузовские программы (бакалавриат/магистратура), программы бизнес-школ, корпоративные университеты, курсы при вузах и т. д.?

— На мой взгляд, самым эффективным вариантом будет внедрение специализированного курса в рамках программы вуза, магистратура или бакалавриат. Это позволит будущим специалистам набирать знания именно по ESG в разрезе различных специальностей: производство, менеджмент, закупки, экология. Корпоративные университеты внутри компаний и курсы при вузах тоже играют важную роль: с учетом постоянно меняющихся требований они позволяют актуализировать свои знания, обмениваться лучшими практиками.

— Как изменилась за последние 2-3 года популярность тематики ESG — с точки зрения медийной активности, числа и качества проводимых мероприятий, исследований?

— Несмотря на изменения последних лет и достаточно сильные перемены в экспертном ландшафте внутри страны, тема ESG уже стала частью постоянной повестки и бизнеса, и медиа. Произошло ее «приземление» и интеграция в жизнь компаний. Коммуникационные стратегии трансформировались, при этом сама повестка остается актуальной. Активно развиваются региональные площадки, фокусирующиеся на экологических индикаторах, индикаторах качества жизни и оценке воздействия программ устойчивого развития на развитие территории.