Раздел: Рэнкинг российских Факторов по размеру факторингового вознаграждения

Таблица 8. Рэнкинг российских Факторов по размеру факторингового вознаграждения, полученного Фактором за 2016 год — Аналитика

Российский рынок факторинга в 2016 году: в ожидании госзаказа

Содержание

Резюме

В 2016 году рынок факторинга вновь превысил 2 трлн рублей, показав восстановительный рост на 13%, благодаря индивидуальной работе ведущих Факторов с крупными клиентами и оживлению сделок в торговом сегменте. На фоне восстановления рынка ужесточается ценовая конкуренция, что обостряет проблему сохранения маржинальности факторинга и стимулирует рост технологичности сделок. Согласно базовому прогнозу RAEX (Эксперт РА), в 2017 году факторинговый оборот увеличится на 7% в результате масштабных сделок в реальном секторе и роста проникновения факторинга в торговый сегмент за счет распространения EDI-технологий. Вместе с тем ожидаемое в 2017 году открытие системного доступа факторинга к сегменту госзаказа значительно повлияет на объемы рынка не ранее 2018 года.

Совокупный объем денежных требований, уступленных Факторам за 2016 год, составил порядка 2,1 трлн рублей (+13% к результату 2015 года). Однако с учетом инфляционной составляющей в реальном выражении сокращение рынка относительно результата 2014 года достигло порядка 10–15%, а доля факторинга в ВВП за два года снизилась с 2,6 до 2,3%. Номинальному росту рынка во многом способствовало восстановление сделок в производственном секторе у крупных Факторов, а также оживление конечного спроса в сегменте торговли непродовольственными товарами. Хотя основной прирост проблемных активов Факторов пришелся на 2015 год, часть значимых игроков рынка факторинга и в 2016 году столкнулась с ухудшением платежной дисциплины ряда компаний, занятых в сферах энергетики, ювелирного бизнеса, торговли электроникой.

Ключевым вызовом для участников рынка факторинга в 2016 году стало ужесточение ценовой конкуренции. Причинами роста конкурентной борьбы стали сокращение числа качественных клиентов из привычных для факторинга отраслей, а также появление новых игроков на рынке. При этом, с одной стороны, усиление конкуренции стимулирует рост технологичности сделок (яркий пример – реализация пилотного проекта сделки с использованием технологии блокчейн в начале 2017 года), а с другой – оказывает давление на маржинальность сделок Факторов. В частности, за 2016 год у половины респондентов, формирующих более трети оборота рынка и предоставивших соответствующие данные, наблюдалось снижение вознаграждения в среднем на 3–5% при одновременном росте оборота на 15%.

По базовому прогнозу RAEX (Эксперт РА), рост рынка факторинга в 2017 году составит около 7%. Данный прогноз подразумевает официальную инфляцию на уровне 5–6%, что обусловит снижение ключевой ставки ЦБ РФ до 8,5–9%. Среднегодовая цена на нефть марки Brent составит около 50 долларов США за баррель, а объемы рынка – порядка 2,2 трлн рублей. Позитивный сценарий базируется на предпосылках роста цен на нефть (среднегодовой уровень – 60 долларов США) и сокращения инфляции до 4%, что позволит ЦБ РФ в течение года понизить ключевую ставку на 2–3 п. п., до 7–8%. В результате лидеры рынка, благодаря более дешевому фондированию, смогут предложить клиентам еще более привлекательные условия. Рост рынка факторинга в таких обстоятельствах составит около 14%, а совокупный объем уступленных денежных требований достигнет порядка 2,4 трлн рублей.

Драйвером рынка в 2018 году может выступить факторинг в сегменте госзаказа, ранее практически недоступный из-за особенностей законодательства. В 2017 году ожидается снятие этих ограничений, а позитивный эффект для рынка факторинга мы увидим, скорее всего, уже в 2018 году. Активизация работы в данном сегменте, по нашему мнению, приведет к новой волне замещения кредитования факторингом. Потенциально открытие такой факторабельной ниши может привести к выходу на рынок новых игроков, что еще больше усилит конкуренцию и обострит проблему удержания маржинальности. Поэтому к концу 2018 года в условиях сохранения ценового демпинга наиболее вероятно снижение интереса к факторинговому бизнесу в пользу вложений в низкорисковые инструменты, что может сдержать развитие факторинга.