«Успех заключается в том, что, несмотря на трудности запуска проекта ОПО в 2011 году, новый обязательный вид страхования все же был введен»
Наталья Карпова, Исполнительный вице-президент группы «Ренессанс страхование»
– Каковы первые итоги введения ОС ОПО в России? Каковы первые успехи и первые трудности?
– До сих пор владельцы ОПО относятся к своей обязанности как к лишней нагрузке на бизнес и всячески затягивают заключение договоров. По данным НССО, в 2012 году произошло 340 аварий, в результате которых погибли 160 и пострадали 230 человек. При этом в страховые компании поступило всего 59 заявлений. Казалось бы, статистика аварий есть, первые страховые выплаты тоже, но на начало августа застраховано всего около 60% владельцев ОПО. Изначально планировалось, что в течение I квартала все владельцы ОПО застрахуют свою ответственность, а со II квартала контролирующие органы начнут свои проверки. На самом деле получилось немного по-другому: наиболее ответственные владельцы ОПО застраховались еще в конце 2011 года, а остальные принимают решение только в преддверии плановой проверки Ростехнадзора, которая проводится один раз в три года.
Успех заключается в том, что, несмотря на трудности запуска проекта ОПО в 2011 году, новый обязательный вид страхования все же был введен. Половина всех владельцев ОПО застрахована, компании во взаимодействии с НССО обеспечили бесперебойный процесс заключения договоров. И для развития страхования ОПО Правительством РФ уже принят следующий федеральный закон по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчиков, который также будет курировать НССО.
– С чем связан высокий уровень недострахования среди владельцев опасных объектов? Какие меры будут способствовать его снижению?
– С началом действия нового закона тарифы стали более справедливыми, а договор страхования стал заключаться на каждый опасный объект. В этой ситуации в целях оптимизации расходов на страхование многие владельцы стали более вдумчиво подходить к вопросу идентификации ОПО и использовать возможные варианты снижения премии: укрупнение объектов и перевод их из одной группировки в другую. В первом случае премия снижается в 2-3 раза, а во втором – в 5 раз и более. Страховые компании не могут повлиять на этот процесс и принимают от страхователей тот комплект документов, который утвержден в Ростехнадзоре. При этом достаточно странно выглядит ситуация, когда одна организация пять лет назад обозначала один уровень вреда, который может быть причинен в результате аварии, а в 2012 году по тому же объекту – в 100 раз меньше, что предполагает гораздо меньшую премию.
– Отмечаете ли вы рост кросс-продаж и спрос на расширение страхового покрытия по ОПО со стороны владельцев опасных объектов?
– О росте кросс-продаж можно будет говорить в конце этого года, спрос на расширение покрытия в нашей компании пока небольшой. Владельцы ОПО считают покрытие достаточным, а вероятность наступления страхового события минимальной. В большинстве случаев идет недооценка рисков, а по закону при недостаточности лимита выплачивать ущерб владельцу ОПО придется из собственного бюджета.
– Как вы оцениваете конкуренцию на рынке ОС ОПО? Насколько системны случаи демпинга и недобросовестной конкуренции?
– Конкуренция в этом сегменте бизнеса достаточно высока. Объем рынка известен и делится между страховыми компаниями один раз – на старте. Поэтому каждая компания при одинаковых условиях игры использует разные возможности для того, чтобы убедить клиента страховаться именно у него. Мы модернизировали ИТ-систему и создали новый программный комплекс – калькулятор ОПО. Он дает возможность вносить данные об объекте, производить расчеты, оформлять договор и все необходимые документы и приложения, а также отправлять данные в НССО. Это гарантирует клиентам максимальное оперативное заключение договоров и отсутствие каких-либо ошибок в полисах.
– Каковы первые оценки объема выплат по новым рискам – рискам нарушения условий жизнедеятельности и причинения вреда работникам ОПО? Насколько они адекватны существующим тарифам?
– Пока говорить об эффективности или недочетах тарифов рано, так как нет статистики по страховых случаям и убыткам. Сейчас никто не знает, какие объекты потребуют повышенных коэффициентов. Об этом можно будет говорить, когда будет накоплена серьезная статистика, сформированная на протяжении как минимум двух-трех лет.
– Каков ваш прогноз развития ситуации на рынке ОС ОПО (во второй половине 2012 года и в 2013 году, когда обязанность страховаться появится у государственных и муниципальных предприятий – владельцев опасных объектов)?
– Изначально объем рынка ОС ОПО был оценен в 30 млрд рублей. После изменения тарифов объем рынка упал до 23,5 млрд рублей. Прогнозируется, что по итогам года рынок все-таки превысит 10 млрд рублей. В этом году предполагается получить 75% премии от этой суммы, еще 25% добавится в 2013 году за счет опасных объектов, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Однако в конце этого года ожидаются изменения в федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». В соответствии с новыми законопоправками все опасные объекты будут разделены на четыре категории в зависимости от степени опасности, при этом четвертая группа фактически будет выведена из-под надзора государства. Если в четвертую группу войдет около 10-15% опасных объектов, то рост рынка в следующем году окажется минимальным – 5-10%.
В целом, введение ОС ОПО, как и любого обязательного вида, должно послужить стимулом для развития добровольных видов. Пока же рынок страхования ответственности в нашей стране сильно отстает по емкости от западного. В России он составляет менее 5% от общей доли рынка, в то время как в США – более 11%.