«Государство помогло страховым компаниям, приняв ряд решений, направленных на формирование системы саморегулирования в строительстве»

Александр Миллерман, Генеральный директор САО «ГЕФЕСТ», руководитель рабочей группы ВСС по взаимодействию со строительными СРО

–Согласно результатам исследования «Эксперт РА», рынок страхования СМР в 2011 году вырос на 35,8% по сравнению с 2010 годом. Что стало причиной такого быстрого роста?

– Рынок СМР вырос по двум причинам. Первая причина связана с восстановлением отрасли после кризиса 2008–2009 годов. В 2010 году это восстановление только начиналось, а в 2011 году кризисные явления миновали, и экономика «задышала». Вторая причина – значительные государственные вложения в строительный сектор. Высокий размер государственных инвестиций связан с серьезными проектами мирового уровня, которые наша страна готовится реализовать. Я имею в виду саммит АТЭС в сентябре 2012 года, Олимпиаду 2014 года, Универсиаду 2013 года. Строительные объекты, финансируемые из бюджета, как правило, застрахованы.

Кроме того, государство помогло страховым компаниям, приняв ряд решений, направленных на формирование системы саморегулирования в строительстве. Благодаря этому полис страхования ответственности членов СРО оформил каждый строитель, как в свое время все автомобилисты приобрели полис ОСАГО. Страхование перестало быть для строительных компаний чем-то из ряда вон выходящим, а превратилось в составляющую их повседневной жизни.

– Какие ключевые события произошли на рынке страхования СМР в 2011 году?

– В 2011 году никаких значимых событий на рынке не произошло. Только в конце года в Градостроительный кодекс была внесена поправка, касающаяся изменения субъекта, на который возлагается ответственность за вред, причиненный третьим лицам. Она вступит в силу летом 2013 года, но уже сейчас идет активное обсуждение возможных последствий ее принятия. Эта поправка переносит ответственность за возмещение вреда третьим лицам с подрядчиков на заказчиков, застройщиков и инвесторов,  а после окончания строительства на собственников. Она не затрагивает лишь строителей многоквартирных жилых домов. Строительное сообщество, как и страховое, обсуждает связанные с этим событием вопросы, в том числе решает, как будет действовать страховое покрытие.

На первый взгляд, поправка будет способствовать не расширению, а сужению рынка. Раньше строитель понимал, что должен страховать свою ответственность, в том числе и для того, чтобы получить скидку в уплате взноса в компенсационный фонд.  Внесение поправки избавило его от ответственности. Соответствующий страховой продукт теперь следует предлагать заказчику, застройщику или собственнику. При этом заказчик или застройщик может впоследствии попытаться взыскать средства со строителя регрессным путем. В этом случае строители могут добровольно застраховаться в рамках страхования финансовых рисков. Но для распространения данного вида страхования рынок должен созреть. К страхованию финрисков у нас традиционно относятся с недоверием, поэтому нет гарантии, что данный вид будет широко распространен.

Какие новые тенденции на рынке страхования СМР сформировались в 2012 году?

– К сожалению, 2012 год демонстрирует не самые лучшие тенденции. В 1-ом полугодии строились только переходящие объекты прошлых лет. Тендеры по строительству новых объектов начали проводиться лишь после завершения избирательных кампаний. Множество договоров не было заключено лишь потому, что проведение тендеров началось летом. По этой причине строительная отрасль, скорее всего, в этом году не достигнет тех показателей, которых могла бы достичь. Нельзя за полгода освоить средства, которые планировалось осваивать на протяжении целого года. Рынок страхования строительных рисков окажется не столь динамичным, каким мог бы быть, если бы процесс происходил естественным путем в течение всего года.

– В 2011 году объем рынка СМР по страхованию имущества и ответственности составил 25,4 млрд рублей. Как вы оцениваете объем рынка в 2012 году?

– На мой взгляд, в 2012 году не произойдет такого динамичного роста, как в 2011 году. Темпы прироста взносов по страхованию СМР будут около 20%.

– Что может стать драйвером развития рынка страхования СМР?

– Драйверами зачастую становятся своевременно принятые государственные регулирующие документы. Все остальные факторы являются не драйверами, а атрибутами естественного развития. Ни одного такого нового документа не было принято за последнее время. Сегодня обсуждаются различные проекты. Я не берусь сейчас рассуждать о том, какие идеи могут обрести форму законопроектов. Косвенным свидетельством того, что в законодательную базу будут внесены изменения, является возвращение в структуру федеральных органов исполнительной власти Федерального агентства строительства и жилищно-коммунального хозяйства, которое в свое время было упразднено. Ранее оно имело разные названия (Минстрой, Госстрой), теперь будет Федеральное агентство. Это означает появление у строителя государственного «хозяина». Нормотворчеством, насколько я могу судить, теперь будет заниматься Минрегион. Следовательно, можно ожидать внесения изменений в законодательство.

–  Каковы основные ограничения для роста рынка страхования СМР?

– Могу отметить несколько сдерживающих факторов. Первый фактор – это укрупнение финансово-промышленных групп и усиление административных ресурсов. Речь идет о концентрации, централизации рынка страхования СМР, прежде всего за счет административного ресурса. Не секрет, что в нашей стране значительное влияние на принятие решений оказывает приближенность к соответствующим должностным лицам. Таким образом, происходит перераспределение бизнеса, в частности бизнеса в страховании строительных рисков.

Вторым сдерживающим фактором является усиление банкострахования. Поскольку многие строительные объекты финансируются при участии банковского капитала, банки оказывают влияние на принятие решения при выборе страховщика. Некоторые банки из топ-5 либо уже обзавелись своим корпоративным страховщиком, либо планируют его создать. Мне не совсем понятно, для чего осуществлять перемещение денег из одного кармана в другой и при этом принимать на себя ответственность. Наверное, это не самый лучший путь. Нерыночное страхование с протекционизмом, с лоббистским ресурсом снижает качество страховой защиты и не всегда оптимально по цене. Речь идет о качестве андеррайтинга, о качестве урегулирования убытков и перестрахования. В отсутствии рыночной конкуренции за клиента к вышеперечисленным критериям страховой защиты относятся не так скрупулезно, как если бы клиента надо было завоевать и убедить в качестве своего продукта.

–Как вы оцениваете долю страхования строительных объектов, финансируемых из бюджета, в совокупном объеме взносов по страхованию СМР?

– Эта доля составляет около 80%.

- С чем связана такая высокая доля страхования строительных объектов, финансируемых государством?

- Такая высокая доля страхования строительных объектов, финансируемых из бюджета, вызвана двумя причинами: частных инвестпроектов существенно меньше, чем государственных, тарифы по страхованию частных инвестпроектов очень низки и близки к демпинговым. Многие жалуются на государственную машину, на государственный аппарат. Однако в данном случае государство является рассудительной и заинтересованной стороной, которая принимает во внимание разные аргументы (не только стоимость, но и возможность действительно качественной страховой защиты). Большинство же частных инвесторов, с которыми мы общаемся, исповедуют иной подход. Они принадлежат к первому поколению владельцев бизнеса, которые привыкли жить в условиях риска. Эти предприниматели создавали и развивали свой бизнес в условиях риска. Для них вопросы защиты от рисков еще не так актуальны, как для следующих поколений, которые уже будут заботиться о минимизации рисков и о защите своей нервной системы. Когда частные инвесторы решают заключить договор страхования, они ведут жесткий торг. При этом пока страховой случай не произошел, невозможно оценить качество страховой защиты. По этой причине вопрос о цене выходит на первый план. Все остальные вопросы (набор рисков, условия выплаты, перечень документов, организация мониторинга рисков) инвестору не интересны. К тому же, в страховом сообществе зачастую находится «паршивая овца», которая предложит продукт дешевле, чем у конкурентов. В определенный момент тариф перестает быть экономически обоснованным. Нельзя застраховать крупный строительный объект за 50 тыс. рублей – это нонсенс. Расходы на ведение дела превысят данную сумму. К сожалению, проблема демпинга существует до сих пор. Боюсь, что пока она будет существовать, хотя большинство крупных игроков рынка активно с ней борются – они не участвуют в таких тендерах, не заключают подобные договоры. Ведь это уже не бизнес.

– Можете ли вы назвать диапазон тарифов? Каковы обоснованные тарифы?

– Я встречал тарифы, выраженные тысячными долями процента от сметной стоимости объекта. Они вызывают лишь горькую усмешку. Обоснованные тарифы выражаются десятыми долями процента. По очень сложным комплексным объектам с серьезным набором рисков они доходят до 1% от сметной стоимости строительства. Обычно же это десятые доли процента.

– Какова динамика убыточности?

–Для рынка характерна тенденция к снижению тарифов – это один из факторов, который влияет на рост убыточности. Второй фактор – это период страхования. В течение первого года убыточность меньше, на второй год она несколько увеличивается, в течение третьего, четвертого и последующих лет она постепенно растет. Страхование СМР – нерозничный вид страхования,  поэтому сложно получить статистику по годам. Я имею в виду статистику, из которой явствовало бы, что, например, на пятый год страхования убыточность стабилизируется. Убытки по строительным рискам не являются частыми, но они достаточно опустошительны, поэтому определить период стабилизации убыточности достаточно сложно. При этом строительные организации привыкают к тому, что страховые компании платят, и сегодня обращаются по тем страховым случаям, по которым ранее и не подумали бы требовать возмещения. Чтобы удержать убыточность на определенном уровне, многие страховщики используют франшизы и лимиты.

 - В каком диапазоне находилась убыточность в 2011 году? И какой уровень убыточности  вы прогнозируете в 2012 году?

–По нашим оценкам убыточность в 2011 году составляла около 40%. Если отталкиваться от нетто-тарифов, то показатель убыточности в 2012 году будет не менее 70%.

– На каком уровне сейчас находится комиссия посредникам?

– Структура корректной ставки в любой страховой компании определяется индивидуально, поэтому каждая компания решает, какую комиссию она может выплачивать в пределах оговоренной структуры. Большинство страховщиков, к сожалению, исчерпывают всю сумму, заложенную в структуре тарифной ставки. Думаю, что средний размер комиссии составляет около 30%. Институт агентов имеет как отрицательные, так и положительные черты. Нужно учитывать, что в сфере страхования строительных рисков агенты часто содействуют подготовке и подписанию всех необходимых документов, обеспечивают прохождение платежей. Наша практика показывает, что достаточно большое количество заключенных договоров страхования оставались неоплаченными или не полностью оплаченными, когда страховая компания работала с клиентом напрямую. Например, страхователь, заканчивая свой объект, понимает, что с ним ничего, по всей видимости, не случится, и перестает платить. Не судиться же с ним.  Дебиторская задолженность такого рода у многих компаний была довольно значительной. Сегодня уровень оплаты договоров стал приближаться к 100%. Приход агентов в сферу страхования строительных рисков обусловлен необходимостью, которая диктуется рынком.

–– Как складываются отношения страховых компаний, занимающихся страхованием СМР, с перестраховщиками?

–Компании, которые давно присутствуют на рынке страхования строительных рисков, обзавелись обширными долговременными связями с перестраховщиками. Есть определенная история взаимоотношений, позволяющая оптимизировать тарифы и условия сотрудничества. В то же время рынок не стоит на месте. Появляются новые игроки, предложения. Крупнейшие страховые компании, как правило, перестраховывают свои риски на зарубежных рынках. Несмотря на то, что российские страховые компании существенно выросли за последние годы, собственное удержание крупнейших страховщиков по строительным рискам редко превышает миллион долларов. При страховании объектов стоимостью более 200 млн долларов без западного рынка не обойтись. Важен вопрос взаимоотношений с партнерами. Страховщики, которые давно работают на рынке, понимают, кому можно доверять, а с кем не стоит вести бизнес.

– Какова средняя доля взносов, переданных в перестрахование, по страхованию СМР?

– Она достигает 50%. Многое зависит от структуры перестраховочной защиты. К сожалению, не каждый объект, даже у компании с серьезными облигаторными договорами  может быть перестрахован облигаторно. При особых требованиях подрядчика, нестандартном наборе рисков, которые страхователь намерен включить в договор, риск приходится перестраховывать факультативно.

 - Поговорим о взаимоотношениях страховщиков и СРО строителей. Каковы они в настоящее время? Как происходит взаимодействие?

– Страхование ответственности членов СРО за ущерб, который может нанести их производственная деятельность третьим лицам, – не самый прибыльный вид страхования. Оно представляет собой своего рода аналог страхования автогражданской ответственности. Собственно, это так и есть, отличается лишь набор рисков. Этот вид страхования всегда был недорогим, но с появлением СРО он стал всеобъемлющим. Для страховщиков этот вид страхования, скорее, источник кросс-продаж.

Взаимодействие с СРО является для страховых компаний хорошим способом знакомиться, общаться, взаимодействовать со строителями по разным вопросам, начиная со страхования СМР и заканчивая страхованием их персонала, имущества, техники, ДМС и прочим.

– В каких регионах заключается больше всего договоров страхования СМР?

– В регионах, где есть крупные бюджетополучатели, страхование идет хорошо. Например, в сельском хозяйстве совершенно не аграрные регионы показывают высокие результаты по сборам премии. Но в СМР такого не происходит – где есть стройка, там страхование. Строительство ведется в регионах, которые развиваются, где есть инвестиционные и государственные проекты: Западная Сибирь, Москва, Петербург, Юг России. До последнего времени к их числу принадлежал Владивосток. Не знаю, что произойдет в этом регионе после проведения саммита. Возможно, с созданием Министерства по Дальнему Востоку экономическая активность в регионе не пойдет на спад.

– Меняется ли отношение клиентов к страхованию СМР?

– Безусловно, отношение клиентов к страхованию СМР меняется. Мы видим это даже по нашим клиентам, которые раньше нам доверяли и нас боготворили. Сейчас нам доверяют, но уже не боготворят. Многие из них обзавелись собственными страховыми службами или специалистами. Они сами осуществляют мониторинг рынка. Клиенты понимают, что такое страховой случай и страховой риск, как правильно предъявить страховой компании заявление о возмещении. Уровень образования участников рынка постепенно повышается, и перспективы для развития есть. Как только экономика начинает развиваться, помимо минимально необходимых затрат, бизнес начинает осуществлять те затраты, на которых он раньше экономил. Также происходит популяризация страхования. Мы не переоцениваем свой скромный вклад в этот процесс, но наша компания играет в нем определенную роль. Она, как и другие игроки рынка, не только занимается заключением договоров страхования, но и участвует в различных общественных мероприятиях, конференциях, обсуждениях и семинарах. Подобные мероприятия, так или иначе, вкладывают в умы владельцев бизнеса мысль о необходимости страхования.