«Говорить о полном восстановлении кредитования промышленности пока преждевременно»
Вячеслав Андрюшкин, Первый вице-президент Азиатско-Тихоокеанского банк
В кризис кредитование реального сектора заметно просело. Судя по практике вашего банка, можно ли говорить о преодолении этой тенденции и восстановлении кредитования промышленности на докризисном уровне?
К сожалению, говорить о полном восстановлении кредитования промышленности пока преждевременно. Экономика по-прежнему, на мой взгляд, далека от настоящего подъема, и качественных клиентов, то есть тех, кто не испытывает в связи с этим тех или иных затруднений, пока больше не становится.
Вечная проблема, на которую принято ссылаться, – нехватка длинных денег в российской экономике. Насколько изменилась доля длинных кредитов в последнее время, в т.ч. в связи с ограничением Центральным банком доли депозитов в портфелях НПФ? Как в целом вы оцениваете динамику доступности длинных инвестресурсов для отечественных компаний реального сектора?
Основная проблема здесь, на мой взгляд, не в отсутствии «длинных» денег. Тем более, что у большинства банков нет и пока не предвидится доступа, например, к деньгам некоммерческих пенсионных фондов, так как там крайне жесткие критерии отбора, которым соответствуют единицы банков, которыми банковский рынок, конечно не ограничивается.
Проблема в том, что банки пока физически не могут обеспечить уровень ставок, необходимый для того, чтобы инвестиции действительно способствовали развитию бизнеса, а не ложились на него тяжким финансовым бременем, ведущим к финансовой неустойчивости. Думаю, со временем эта проблема будет, так или иначе, решаться – и в связи с предполагаемым повышением качества деятельности самих предприятий, и по мере снижения стоимости привлечения ресурсов банками.
На фоне сначала падения, а потом стагнации реальных доходов населения физлица перешли к модели «меньше тратить – больше сберегать». Видите ли вы рост положительной динамики в потребительском кредитовании и кредитовании физлиц в целом?
В целом, частные лица в кредитах все равно нуждаются, даже несмотря на довольно непростую ситуацию в экономике страны. Ведь проблемы у людей никуда не пропадают, а даже наоборот, обостряются. Кому-то нужно несмотря ни на что развивать свой бизнес; кому-то – сделать ремонт, оплатить обучение ребенка, поменять автомобиль и др. Для всего этого нужны кредиты. Это нормальное течение жизни. Да, положительная динамика есть, мы ее наблюдаем. Но, конечно, пока до докризисных значений объемы розничного кредитования сильно недотягивают.
Как в связи с этим возрастает роль интернет-банкинга? В какой сфере дистанционное банковское обслуживание развивается быстрее – в обслуживании физических или юридически лиц? Если есть разрыв, то насколько быстро он будет сокращаться? Каких темпов роста интернет-банкинга вы ждете?
Уже устоявшимся и общим становится мнение о том, что через несколько лет в сфере сервисов банки фактически превратятся в IT-компании. Я это мнение разделяю. Внедрение дистанционных технологий обслуживания клиентов идет очень активно. Правда, пока процесс сильно сдерживает отсутствие механизмов дистанционной идентификации клиентов. С введением таких механизмов, а соответствующие законодательные инициативы сейчас широко обсуждаются в российском финансовом мире, процесс пойдет значительно быстрее.