Раздел: Химия и нефтехимия (2003—2022 гг.)
10 крупнейших компаний в химической и нефтехимической промышленности из рейтинга RAEX-600 2021 года — Аналитика
RAEX-600: выпуск 2021 года
Выпуск 2021 года
RAEX-600 Рейтинг крупнейших компаний России
- 20 наиболее прибыльных компаний
- 20 наиболее динамичных компаний
- Отраслевая структура рейтинга RAEX-600 (по объему реализации)
Субрейтинги по направлениям
- 10 крупнейших компаний в нефтяной и нефтегазовой промышленности
- 10 крупнейших компаний в оптовой торговле
- 10 крупнейших компаний в розничной торговле
- 10 крупнейших банков
- 10 крупнейших компаний сфере транспорта и логистики
- 10 крупнейших компаний в сфере машиностроения
- 10 крупнейших компаний в черной металлургии
- 10 крупнейших компаний в сфере электроэнергетики
- 10 крупнейших компаний в цветной металлургии
- 10 крупнейших компаний в химической и нефтехимической промышленности
- 10 крупнейших компаний в пищевой промышленности
- 10 крупнейших компаний в сфере инжиниринга и промышленно-инфраструктурного строительства
- 10 крупнейших компаний в строительстве
- 10 крупнейших компаний в агропромышленном комплексе
- 10 крупнейших компаний в угольной промышленности
- 10 крупнейших компаний в энергосбытовой деятельности
Таблетки на вырост
Крупный российский бизнес за 2020 год потерял почти 5,5 трлн рублей — именно на столько уменьшилась совокупная выручка участников рейтинга RAEX-600 (до 90,2 трлн рублей или на 5,9% за год). Падение рублёвой выручки за всю четвертьвековую с лишним историю рейтинга мы наблюдаем всего второй раз — впервые такое случилось по итогам кризисного 2009 года. Правда, тогда убытки лидеров бизнеса в процентном отношении были меньше, чем сейчас: падение совокупного оборота участников рейтинга в 2009-м составило 2,1%, а в 2020-м — 5,9%. Есть и другое заметное отличие между этими двумя рейтингами (если точнее, кризисами, которые сказались на участниках рейтингов): отраслевое. В нынешнем списке мы отчётливо видим не привычное по прошлым экономическим неурядицам разделение на более и менее пострадавших, а на тех, кто понёс потери, и тех, кому «война — мать родна».
Счёт потерь
Самый заметный урон среди всех значимых отраслей, представленных в нынешнем рейтинге, понёс нефтегазовый сектор — минус 27,7% по темпам прироста выручки за год. И это закономерно: среднегодовая цена барреля основного экспортного сорта российской нефти Urals составила всего 41,73 долл. в 2020-м против 63,59 в 2019-м. Общепланетарное падение экономической активности, связанное с пандемией коронавируса (мировой ВВП снизился на 3,3% — МВФ), и тёплая зима 2019–2020 гг. привели к перепроизводству и ценовому коллапсу на рынке нефти — в один из апрельских дней, напомним, котировки в ходе торгов рухнули до отрицательных значений (минус 2 долл. за баррель). И только присоединение России к картельному сговору стран ОПЕК о снижении добычи помогло выровнять ситуацию. Тем не менее в целом по году экспортные поставки сырой нефти из России упали на 40% — до 72,4 млн тонн, а нефтепродуктов — на 32% до 45,3 млн тонн. Как итог — «Роснефть», лидер прошлого рейтинга, переместилась на третью строчку списка крупнейших отечественных компаний, вернув многолетнее первенство «Газпрому». Последнему помогло то, что во многих экспортных контрактах цена газа в 2020-м ещё была привязана к конъюнктуре нефти со значительным временным лагом. Это, а также все возрастающая географическая диверсификация экспорта (2 декабря 2019 года был запущен в работу газопровод «Сила Сибири» и начались первые в истории трубопроводные поставки российского газа в Китай) — смягчило для «национального достояния» неблагоприятные последствия ценовых ралли на углеводороды.
Второе место по снижению оборота среди значимых отраслей в рейтинге лидеров российского бизнеса заняли по итогам 2020 года транспортные и логистические компании — средний показатель падения прироста выручки среди них составил 15,1%. И если грузооборот в стране сократился на чувствительные, но все же «терпимые» 4,9%, то перевозки пассажиров рухнули на 52,5% — более всего пострадали при этом авиакомпании, бизнес которых на некоторое время был попросту остановлен. Оборот ведущей авиакомпании страны «Аэрофлота» упал на 55%, из-за чего ведущий воздушный перевозчик переместился в рейтинге с 21-го места в прошлом рейтинге на 51-е в нынешнем. Заметно просели и все другие сектора отрасли: от общественного транспорта (так, «Петербургский метрополитен» — №413 в рейтинге, потерял почти 12% оборота) и пассажироперевозок по железным дорогам (лидирующая в секторе Центральная ППК — №380, сократила выручку на 14,6%) до морских портов (минус 18,7% у Новороссийского МТП, в рейтинге №329). Впрочем, в отрасли обнаружились и счастливчики: давно осуществляемые вложения в реконструкцию Транссиба и БАМа, а также субсидирование государством контейнерных перевозок позволили «Трансконтейнеру» (161-е место) нарастить оборот на 20,1%.
Среди представленных в рейтинге промышленных отраслей ощутимо просела чёрная металлургия. Кризисные явления, причём в мировом масштабе, возникли в металлургической отрасли ещё во второй половине 2019 года, то есть до пандемии COVID-19. По мере смягчения карантина рынок столкнулся с отложенным спросом, что вызвало дефицит стали на ключевых рынках и в Европе, и в Азии. В результате в 2020 г. Россия увеличила производство стали на 2,5% и, обогнав США, вышла по её выплавке на четвёртое место в мире (данные ассоциации Worldsteel). Поэтому не самые радужные цифры у ряда отечественных лидеров отрасли по итогам 2020 г. (минус 10,5% по выручке у «Мечела», №58, или минус 8,3% у «Евраза» — 19 место), очевидно, в следующем рейтинге сменятся позитивными показателями.
Несчастье помогло
Наряду с пострадавшими в кризисный 2020 год секторами рейтинг лидеров российского бизнеса чётко выявил целую группу отраслей, достигших в этот непростой период заметного успеха. Среди основных его факторов — отдача от длительных вложений в инфраструктуру в широком смысле слова, причём вложений не только государственных, но и частных.
В первую очередь в числе таких успешных отраслей в нынешнем рейтинге выделяется фармацевтическая промышленность — средний показатель прироста её выручки в рейтинге составил 48% (от «скромных» 33,1% у «Фармстандарта», №175, до бумирующих 81% у «Нижфармы» — №396). Конечно, на фоне пандемии и связанных с ней массированных вливаний в медицину огромных бюджетных средств такие цифры выглядят прогнозируемыми. Но не стоит забывать, что успех отечественной фармы связан с реализацией масштабной госпрограммы, реализуемой с 2009 года — все последующие годы лекарственный рынок в стране рос по 8–10% ежегодно, а доля жизненно важных лекарств отечественного производства с менее чем половины дошла до 90%.
Другой пример антикризисного прорыва в анализируемом RAEX-600 — аграрно-промышленный комплекс, средний оборот представителей которого в рейтинге вырос за 2020 г. на 32,6% (самое большое приращение выручки у «Маслоэкстракционного завода ЮГ Руси» (272-е место) — 84,7%; ещё +42,3% у группы «Содружество» (№53) и +33,5% у группы агропредприятий «Ресурс» — 195 место). Как и в случае с фармой, АПК уже давно и стабильно привлекает инвесторов, стимулируемых многочисленными формами господдержки. По итогам 2020 г. впервые в новейшей истории России экспорт сельхозпродукции превысил импорт и достиг рекордных 30,7 млрд долл. (плюс 20% к 2019-му).
Продовольственное импортозамещение (хотя и не только оно) стало базой успеха для торговли, показавшей в нынешнем рейтинге заметный рост оборота — на 13% у розницы и на 11,2% у оптовиков. Однако в данном случае высокие темпы роста если и связаны с господдержкой, то весьма опосредованно. Конечно, различные разовые выплаты и новые бюджетные пособия для отдельных слоёв населения составили за год, по данным Минфина, около 0,8 трлн рублей. Однако они не смогли изменить того факта, что реальные располагаемые доходы россиян по итогам 2020 г. упали на 3,5% (Росстат) и оказались отброшены на уровень 2010 г. Одним из драйверов роста стали так называемые «товары апокалипсиса» — продукты длительного хранения, которыми страна массово закупалась в начале карантина.
Отдельно выделим сегмент интернет-торговли, который в локдаун рос особенно бурно — так, интернет-ритейлер Wildberries (101 место) показал увеличение выручки за год на 45,2%, а OZON (151 место) — на 78,6%. Впервые и сразу на 66 месте в рейтинге появился AliExpress. При этом ежемесячная аудитория лидера мировой интернет-торговли в России превысила 29 млн человек. По данным на конец марта 2021 года через «AliExpress Россия» продавали свою продукцию наряду с 220 тыс. иностранных поставщиков ещё и 45 тыс. местных. Стоит отметить, что свою толику в развитие успеха «цифровых» отраслей внёс целый ряд давно реализуемых госпрограмм, нацеленных на развитие в стране «государства в интернете», а также на обеспечение цифрового равенства.
При опоре на господдержку хорошие результаты в рейтинге показало строительство — компании отрасли продемонстрировали в рейтинге прирост оборота на 23,2%. Хотя в целом по стране за год было возведено лишь на 0,2% больше жилья (82,2 млн кв. м), из-за масштабной программы льготной ипотеки выдача таких кредитов увеличилась на 35% в количественном выражении и на 50% — в денежном. Удорожание квадратного метра неизбежно повлекло за собой и рост доходов строительных компаний. Всего за 2020 г. в стране было выдано 1,7 млн ипотечных кредитов на рекордные 4,3 трлн руб. По данным ДОМ.РФ, во второй половине 2020 г. запуск новых проектов многоквартирного строительства увеличился на 39% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, в том числе в последнем квартале — на 80%. Это значит, что — несмотря на удорожание жилья и, следовательно, снижение его доступности — в предстоящем RAEX-600 мы, по-видимому, увидим продолжение статуспеха строителей.
Ипотечно-строительный бум был бы невозможен без долгой и кропотливой работы государства по зачистке стройотрасли от ненадёжных застройщиков (вспомним о введении в 2019 г. эскроу-счетов) с одной стороны, и целенаправленной «дрессировки» банков со стороны ЦБ — с другой. Для сравнения: кризисный 2009 год, о котором уже говорилось выше, не пережило 58 банков, тогда как 2020 г. — всего 15. Повышение устойчивости и, как следствие, качества работы финансовой системы нашло отражение и в рейтинге — пусть на скромные 1,3%, но средние показатели банков в нынешнем списке все же выросли (у лидирующего по отрасли в рейтинге Сбербанка, 4 место, — на 2,2%).
Что касается прогнозов, то они дают основания для оптимизма. Рост котировок на сырьевых рынках практически по всем commodities за нынешний год позволяет уверенно предположить, что просевшие в анализируемом рейтинге сектора (от нефтегаза до чёрной металлургии) по итогам следующего списка крупнейших компаний покажут увеличение выручки. Судя по промежуточной статистике смогут укрепить свои позиции в RAEX-600 по итогам 2021 год и те отрасли, которые продемонстрировали в текущем списке рост. Правда, насколько он будет органичным, а насколько вызван беспрерывными «количественными смягчениями», к которым прибегали и продолжают прибегать практически все ведущие центробанки мира, сказать сейчас вряд ли возможно.
Дмитрий Гришанков, Фёдор Жердев, Дмитрий Кабалинский, Вартан Ханферян